- Преподавателю
- Классному руководителю
- Патриотическое воспитание детей через внеурочную деятельность
Патриотическое воспитание детей через внеурочную деятельность
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Басалаева С.М. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области
Методическая разработка в области воспитания на тему:
« Патриотическое воспитание детей через внеурочную деятельность»
Директор МОУ Петропавловская СОШ
Басалаева Светлана Михайловна
Предназначается для всех учащихся школы и воспитанников дошкольной ступени образования.
д.Березовка
2013 год
Содержание:
1. Пояснительная записка.
1.1 Введение.
1.2 Актуальность разработки.
-
Обоснование новизны методической разработки.
-
Теоретическое и методическое обоснование разработки.
1.5Цели и задачи методической разработки .
-
Оценка эффективности реализации разработки.
2.Теоретическая и методическая часть разработки.
3. Эффективность совместной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников.
3.1 Изучение состояния и эффективности системы внеурочной деятельности
3.2 Отчет о проведении тематических уроков и мероприятий, посвящённых 70-летию Сталинградской битвы.
4.Заключение.
5.Литература
6. Приложение
-
Разработка классного часа на тему « Февраль- февраль , солдатский месяц».
-
Литературные чтения/ разработка мероприятия, материал со стенда и рисунки детей./
-
Урок по литературе в 11 классе на тему: « Пусть память верную хранят и наших внуков внуки».
-
Разработка классного часа в 8 классе « Но выдержал железный солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»
-
Фотографии с мероприятий.
1. Пояснительная записка.
1.1 Введение.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.
У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Для меня патриотизм - это осознанное и добровольное посвящение результатов своей ежедневной работы стране, в которой живешь и называешь Родиной. Быть патриотом, значит с полной отдачей заниматься любимым делом, которое получается у тебя лучше всего. Именно так каждый человек может выразить свою любовь к Отечеству. Моей профессией и любимым делом стала школа и дети. Добиваться высочайших результатов в своей любимой работе - стало основной идеей для меня и моего педагогического коллектива. Организуемые в рамках месячника , посвященного 70-летию Сталинградской битвы, специальные мероприятия позволят каждому участнику образовательного процесса - учителям, учащимся, воспитанникам и родителям, из задействованных в них лиц и организаций внести свой посильный вклад в общее дело патриотического воспитания граждан нашей великой страны.
1.2 Актуальность разработки.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
1.3 Обоснование новизны методической разработки.
Разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Новизна данной разработки заключается в применении различных методов и приемов педагогических методик, большой охват учащихся, а результаты реализации видны незамедлительно, что позволяет сделать выводы о целесообразности ее внедрения.
1.4.Теоретическое и методическое обоснование разработки.
В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому учителю и воспитателю, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.
Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Учитель - первый патриот в щколе. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.
Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то только через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень ребенка, тем богаче чувство патриотизма. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым учителем используя следующие элементы
Язык. Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски;
Песня - ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями - наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.
Молитва - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном - по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви.
Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды и кривды ..
Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя - даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Поэзия - ...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать - искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно - национальный пророк и национальный музыкант.
История - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей...
Территория - Российский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России... Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, - так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.
Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл.
1.5 Цели и задачи методической разработки :
^ Цель данной работы - описать современные методы, приемы, подходы, используемые в учебно- воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность .
Задачи:
- выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе;
активизировать деятельность учителей, учеников и воспитателей в школе; создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина-патриота;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании;
-- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников, во внеурочной деятельности
Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
1.6 Оценка эффективности реализации разработки.
Оценка результативности реализации разработки осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
-права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к самой школе, к учителю, классу, совместным делам).
3. Наличие(отсутствие) детей с девиантным поведением;
4. Деятельность Школы юнг;
5. Увеличение(уменьшение) количества участий в конкурсах по патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
2.Теоретическая и методическая часть разработки.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Все началось с составления плана проведения мероприятий.
План проведения мероприятий, посвященных 70-летию победы в Сталинградской битве.
№ п/п
Наименование мероприятия
Дата проведения
Участники
Ответственные
1.
Проведение совещания при директоре по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 70-летию Победы в Сталинградской битве в МОУ Петропавловская СОШ.
28.01.2013г.
Педагоги
Директор
2.
«Уроки мужества» - классные часы и познавательные беседы
Февраль 2013г.
Педагоги и
учащиеся
Кл.руководители
3.
Смотр строя и песни:«Вам, защитники Сталинграда, посвящается!»
04.02.2013г.
Педагоги и учащиеся
Чигарев В.Н.
Кл.руководители
4.
«Память солдатского сердца» - организация экскурсий в краеведческий музей с. Павино
февраль
Педагоги и учащиеся.
Педагоги
5.
Оформление фотовыставки из семейных архивов «Они защищали Сталинград»;
Сбор материалов для проекта «Достойны памяти великих предков»
28.01.2013-
02.02.2013г.
Педагоги,
учащиеся
Завуч по УВР
Цымлякова Н.Л.
6.
Конкурс чтецов на тему: «Памяти павших будьте достойны!»
08.02.2013г.
Учащиеся
1-11 классов (1 чтец от класса)
Учителя-словесники, кл.руководители
7.
Литературные чтения «Рассказы о Сталинграде»
февраля
Учащиеся 5-8 классов
Учителя словесники
Библиотекарь
Скрябина Е.А.
8.
Конкурс детских рисунков, посвященный 70-й годовщине Сталинградской битвы
До 20 февраля
Учащиеся 1-7 классов
Завуч по УВР
Цымлякова Н.Л.
3. Эффективность совместной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников.
Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью,
б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
г)повышение рейтинга учреждения.
Удовлетворённость учащихся и их родителей можно измерить проведённым анкетированием. Изучение отношения к организации патриотического воспитания через формирование внеурочной деятельности показывает:
-
детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
-
родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;
-
все школьники знакомы с деятельностью класса МЧС, знают его предназначение, деятельность вызывает интерес.
3.1 Изучение состояния и эффективности системы внеурочной деятельности
Предмет изучения
Критерии анализа и оценки
Показатели
Приемы и методы оценки
Состояние системы внеурочной деятельности
1. Включенность учащихся в систему внеурочной деятельности
1. Охват учащихся программами внеурочной деятельности.
2. Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности.
1. Статистический анализ.
2. Метод незаконченного предложения.
3. Педагогическое наблюдение.
2. Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы
1. Гуманистическая направленность.
2. Системность организации внеурочной деятельности.
3. Вариативность видов, форм и способов.
4. Направленность на развитие творчества детей.
5. Ориентация на формирование у детей потребности в достижении успеха.
1. Методы системного анализа.
2. Анкетирование.
3. Метод индивидуальной и групповой самооценки.
4. Метод экспертной оценки.
3. Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности
1. Обеспеченность кадровыми ресурсами.
2. Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами.
3. Обеспеченность финансовыми ресурсами.
4. Обеспеченность материально-техническими ресурсами.
5. Обеспеченность организационно-управленческими ресурсами.
1. Метод экспертной оценки.
2. Метод индивидуальной и групповой самооценки.
3. Тестирование.
4. Анкетирование.
Эффективность системы внеурочной деятельности
4. Продуктивность внеурочной деятельности
1. Знания, умения и навыки, сформированные в процессе внеурочной деятельности.
2. Достижения учащихся в культивируемых видах деятельности.
1. Анализ усвоения программ.
2. Метод незаконченного предложения.
3 Анализ содержания «портфеля достижений».
4. Анализ результатов участия в мероприятиях.
65 Метод экспертной оценки.
5. Удовлетворен ность учащихся, родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности
1. Удовлетворенность школьников.
2. Сформированность у родителей чувства удовлетворенности.
3. Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности.
-
Беседа.
-
Тестирование.
-
Цветопись, ассоциативный рисунок.
-
Метод незаконченного предложения.
Активность учащихся МОУ Петропавловская СОШ в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных районных и областных соревнованиях, конкурсах.
3.2 Отчет о проведении тематических уроков и мероприятий, посвящённых 70-летию Сталинградской битвы.
Количество
классов
Количество
учащихся
Количество
ветеранов,
принявших
участие
Форма проведения
Межведомственное
Взаимодействие
1-11
58
-
Общешкольные мероприятия:
1.Смотр строя и песни: «Вам, защитники Сталинграда, посвящается!»
2.Посещение школьного краеведческого музея «Память солдатского сердца».
3.Оформление фотовыставки из семейных архивов «Они защищали Сталинград».
4.Конкурс чтецов на тему: «Памяти павших будьте достойны!»
Совет (клуб) моряков-подводников.
5-8
29
Литературные чтения
«Рассказы о Сталинграде»
Районная библиотека, школьная библиотека
8
6
Евгений Кригер «Ответ Сталинграда». Написание сочинений на данную тематику.
6
6
«Воспоминания детей военного Сталинграда в годы войны»
7
4
«Воспоминания детей военного Сталинграда в годы войны»
5
5
«Рассказы о Сталинградской битве»
6
8
Чтение стихов о Сталинградской битве, чтение и обсуждение рассказа «Ни шагу назад!»
1-7
33
Конкурс детских рисунков, посвящённый 70-й годовщине Сталинградской битвы
1,4
6
Классный час «Уроки мужества»
2,3
6
5
6
Классный час «Февраль, февраль, солдатский месяц»
Просмотр презентации «Слава Сталинграду»
Чтение писем детей об ужасах войны.
Конкурс рисунков на тему: «Нет войне!»
С педагогами интернет-портала «Про школу»
6
8
Классный час «Урок мужества» с использованием материалов районной газеты.
Сельская библиотека
7
6
Классный час «Уроки мужества»
8
8
Классный час по теме: «Битва под Сталинградом - перелом войны». Показ презентации
9
6
Классный час «Сталинградское сражение»
Интернет-сообщение
«Костромичи - участники Сталинградской битвы»
10
5
Классный час «Уроки мужества»
11
5
Классный час «Пусть память вечную хранят и наших внуков внуки» Уроки мужества.
Классный час с презентацией на тему: «Герои Сталинградской битвы»
Час творчества «Сталинграду посвящается!» (составление писем неизвестному солдату, синквейнов)
Музей, семейный архив,
ДШИ с. Павино
При проведении работы по патриотическому воспитанию использовались разнообразные виды деятельности, формы и способы организации коллектива, применялись многие педагогические методы и приемы.
Проводимые
мероприятия
Виды
деятельности
Формы воспитательной
работы
Способ
организации
Прием и
метод
Классные часы и беседы
познавательный
групповая
1 человек
диалога
Смотр строя
И песни
Художественное творчество
массовая
Все члены
коллектива
Прием создания
Коллективного
выбора
Экскурсия в музей
краеведческая
групповая
1 человек
диалога
Оформление фотовыс
тавки
Художественное творчество
индивидуальная
1 человек
Принцип индивидуаль-
ного выбора
Проекты
Проблемно-ценностное
индивидуальная
1 человек
Исследователь-
ская технология
Конкурс чтецов
Познаватель-
ный
Художественное творчество
массовая
Группа людей
Принцип индивидуаль-
ного выбора
Литератур
ные чтения
Художественное творчество
групповая
Группа людей
Метод диалога
Конкурс рисунков
Художественное творчество
индивидуальная
1 человек
диалог
Спортивно-военная
эстафета
Спортивно-оздоровительная
массовая
Все члены коллектива
игровой
4.Заключение.
Мы поставили цель описать современные методы, приемы, подходы, используемые в у воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность .
Описывая систему работы по патриотическому воспитанию школьников, мы опирались на поставленные задачи.
Мы доказали, что при соблюдении указанных условий школа добивается следующих результатов:
- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.
Перспективы работы:
-
Углублять и расширять деятельность по диверсификации патриотического воспитания через включение дошкольных групп.
-
Продолжать поиски новых форм организации деятельности школьников.
-
Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей.
-
Совершенствовать учебно-материальную базу кабинета НВП.
5.Литература
-
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.
-
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 - С. 23
-
Большая советская энциклопедия, М., 1978г
-
Воспитание школьников// 2005 №3,5,6,10 2003 № 6, 2002 №3.
-
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С. 59
5.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010.
6.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
7.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
8.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.- М., 2000.
9.Справочник руководителя образовательного учреждения// 2006 №3
6.Приложение
-
Разработка классного часа на тему « Февраль- февраль , солдатский месяц
-
Литературные чтения./ разработка мероприятия, материал со стенда и рисунки детей/
-
Урок по литературе в 11 классе на тему: « Пусть память верную хранят и наших внуков внуки».
-
Разработка классного часа в 8 классе « Но выдержал железный солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»
-
Фотографии с мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Фотографии с мероприятий.
Смотр строя и песни. Победители - ученики 5 класса :Блинов Егор, Ермолин Влад, Денисов Антон, Подобин Василий / слева на право /.
Стенд посвященный героям-победителям Сталинграда.
Оформление фотовыставки из семейных архивов «Они защищали Сталинград»;
Кузнецов Александр Прокопьевич.
Конкурс чтецов на тему: «Памяти павших будьте достойны!» Победитель Подобин Василий- учащийся 5 класса.
Корзников Илья- учащийся 8 класса.
Прием в юнги, 22 февраля 2013 года, вынос знамени .
Прием в школу юнг. Ивков Богдан - учащихся 2 класса читает клятву.
Награждение нагрудными значками новых юнг школы проводят моряки запаса Кузнецов В.П. и Русанов .
Поздравление школьников моряками запаса .
Выступление Буракова Ильи воспитанника дошкольного отделения с поздравительным стихом.
Построение на военно-спортивную эстафету 22 февраля.
Прохождение полосы препятствий участниками эстафеты.
Переноска раненого в эстафете.