Классный час по профориентации «Хочу - могу - надо»

Данное мероприятие ориентировано на учащихся 9 классов, стоящих перед выбором будущей профессии. Цель мероприятия - помочь старшеклассникам в осознанном выборе профессии, познакомить с рынком труда в Чебоксарском районе, а также с новыми профессиями. Классный час проходит в форме живого общения учителя и учащихся, нося при этом информативный характер. Мероприятие сопровождается презентацией. В конце классного часа учащимся предлагается небольшое тестирование для определения их внутренней мотивац...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий открытого классного часа по теме «Профориентация» в 8-9 классе, представленный на конкурс « Учитель года-2012»

« Хочу-могу-надо»

Истинное сокровище для людей--умение трудиться

Эзоп

Цель классного часа -помочь старшеклассникам в осознанном выборе профессии.

Задачи: -расширить представление детей о различных профессиях;

-формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

-побуждать детей к поиску информации о профессиях, к самовоспитанию, к саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить подготовить небольшую рекламу осознанного выбора профессии.

Оснащение и оформление:

-крупными буквами написать тему классного часа так, чтобы справа осталось место для слов : «=осознанный выбор профессии»;

- написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;

-презентация по теме;

-видеоролик по теме.

План проведения классного часа:

  1. Интерактивная беседа по теме « Профессиональная характеристика».

  2. Игра «Визитка.»

  3. Групповая работа по теме « Самые нужные профессии»

  4. Суд над профессией « Учитель»

  5. Из рубрики « Ну вы даёте!» « Самые редкие профессии»

  6. Проблемная ситуация « Чей это выбор?» ( Ошибки в выборе профессии)

  7. Мини-лекция « Формула профессии».

  8. Тестирование.

  9. Заключительное слово учителя.

  10. Подведение итогов(рефлексия).

Ход классного часа:

  1. Интерактивная беседа к классом по теме « :Профессиональная характеристика»

Классный руководитель: Дорогие ребята! Пройдёт совсем немного времени и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнётся с перекрёстка , от которого расходятся не три, как в сказке, а 50 тыс. дорог- именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Помните « Каждый выбирает для себя- женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку- Каждый выбирает для

себя.»

А что же такое профессия? Здесь написаны слова, имеющие отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность .Есть ли между ними различия?

(Ответы учащихся).

Классный руководитель: Ну что, же. Посмотрим, насколько вы правы. Итак,

Профессия- это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация-это уровень профессионального мастерства.

Должность- это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

  1. Игра « Визитка»

Классный руководитель: После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Давайте проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность и должность в каждой характеристике.

( Зачитывают профессиональные характеристики , ребята обсуждают их).

Учитель: В наше время квалификация работника определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством его. Именно о таких мастерах говорят « Артист в своём деле».

  1. Групповая работа по теме « Самые нужные профессии».

Классный руководитель: Все вы, конечно ,слышали о рынке труда. Профессия, специальность, квалификация - это то, что человек продаёт на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии становятся очень нужными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Поработаем в группах. ( звучит лёгкая музыка)

  • Первая группа будет составлять список « Самые модные профессии»

  • Вторая группа- «Самые забытые профессии»

  • Третья группа- « Профессии, которые всегда нужны»

  • Четвёртая группа- «Самые отважные профессии».

Классный руководитель: Конечно, здесь перечислены не все профессии. Их же в мире около 50 тыс.! Но выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, А на общество, на страну, в которой живём.

Суд над профессией « Учитель».

4. Классный руководитель: Радует, что в группу « Профессии, которые всегда нужны», вы отнесли профессию « учитель». Но, я уверена, всё-таки найдётся немало людей, считающих , что эта профессия очень плохая. Предлагаю ещё одну игру « Суд над профессией». В роли обвинителя выступит….., в роли адвоката……, а в роли судей выступите вы, уважаемые слушатели.

Итак, господин обвинитель, что вы думаете о профессии « учитель»?

( « обвинитель» приводит список отрицательных качеств.)

Вывод: учитель- это профессия, которая отнимает у человека здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи, не особо высоко оплачиваемая.

А что скажет на это адвокат?

( « адвокат» приводит доводы в защиту профессии « учитель»)

Вывод: учитель- это замечательная профессия, которая даёт моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

Классный руководитель: Доводы «за « и «против» достаточно убедительны. Каково же будет решение суда: хороша профессия « учитель» или нет?

( высказывания учащихся).

Классный руководитель: Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить её положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозят разочарования , выбор будет действительно осознанным.

Классный руководитель: Пришла пора немного отдохнуть. Как вы знаете, лучший отдых- смена занятий, поэтому- слушаем и удивляемся.( звучит лёгкая музыка)

5. Рубрика « Ну вы даёте!»

Как вы думаете, чем занимаются люди этих довольно редких профессий?

Титестер-дегустатор чая. По вкусу, запаху , виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ сохранения и переработки. Титестер обладает особым талантом- исключительно тонким обонянием. А ещё титестеры должны от многого отказываться: не есть жареного, копчёного, не употреблять специй, не пить, не курить. Не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьём - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают сорта так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Постижёр- специалист по изготовлению париков, усов, бакенбардов. Эта профессия связана с творчеством- в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится вплетать в основу волосок к волоску. Эта профессия довольно редкая, но сейчас она всё больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия-

это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха- всё это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива в рекламе часто выступает бензин, или масло. Или другая жидкость. Чтобы пельмени в рекламе красиво падали к кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода-холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства- компрессор, наподобие тех, что используются к аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом всё изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого, и специалисты оплачиваются соответственно. Вот так.

6. Ошибки в выборе профессии

Классный руководитель:

Ну что ж, ребята, вы видите, как много на свете хороших и разных профессий, интересных, опасных, уважаемых, новых, загадочных… Но очень часто, однако, приходится слышать от молодых людей, что они разочаровались в выбранном пути, что они хотели бы сменить профессию. В чём же здесь причина? Как выдумаете?( ответы учащихся)

Итак, ошибки в выборе профессии:

-ничего не знают о профессии, которую выбрали;

-выбирают за компанию;

-пренебрежение к «непрестижным» профессиям;

-«давят» родители;

-увлечение только внешней стороной ;

-высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств; -подражание героям кино и сериалов и т.д.

Классный руководитель: Вы перечислили самые распространённые ошибки в выборе профессий. А как же их избежать?

7.Мини -лекция « Формула профессии»

Классный руководитель: Что получится , если длину комнаты умножить на ширину?( на доске пишет: a b=c) ( площадь классной комнаты)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в заголовок нашего классного часа: «хочу», « могу», « надо» ?

-Правильно. Получится правильный выбор профессии. А правильным может стать только осознанный выбор. Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

-хочу- это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;.

-могу- это всё, что мне по силам, по способностям;

-надо- это всё , что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Запомните её!

Соотношение « Хочу « и могу» - в ваших руках .Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к свое цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

8. Тестирование.

Классный руководитель: Может быть, вам поможет в этом шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три фигуры: треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. ( Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения - 30 сек.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

( ключ к тесту)

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип- 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип- 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: -2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: -1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Классный руководитель: Конечно, этот тест не отражает всего многообразия ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

9. Заключительное слово учителя:

Выбор профессии- это важное событие в жизни каждого человека ,и пускать его на самотёк нельзя. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в разных областях . Как сказал мудрец: « Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться.»

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею,

Каждый выбирает для себя.

10.Подведение итогов. Рефлексия.

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа?

Какие открытия вы сделали для себя?

О чём задумались?





Использованная литература:

1.Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. Москва, :Генезис», 2007

2. Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В.Давыдова.-

Москва, Вако,2008

  1. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М,УЦ « Перспектива» ,2002

  2. Тюшев. « Выбор профессию Тренинг для подростков» Питер 2007







■ Не профессия выбирает человека, а человек профессию.

(Сократ.)

■ Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.

(Илья Ильф и Евгений Петров.)

■ Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

(А.П. Чехов.)

■ Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества.

(Максим Горький.)

■ Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.

(Вольтер.)

■ Труд - целительный бальзам, он - добродетели источник.

(Гердер И.)

■ Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.

(Смайлс С.)

■ Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения.

(Екатерина Великая)

■ Способность, доблесть - все ничто, пока мы не приложим труд.

(Саади)

■ В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.

(Леонардо да Винчи)

■ Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли.

Игра « Визитка»

Врач 3-й категории, хирург.

Заведующий отделением 5-й горболь

«визитка»

Учитель математики высшей категории,

директор школ

«Визитка»

Инженер-механик,

старший специалист,

мастер инструментального цеха

« визитка»

Токарь-карусельщик 6-го разряда,

Бригадир 3-й брига

«визитка»

Повар-кондитер 3-го разряда,

заведующий столовой

Титестер

Постижёр

Мастер

спецэффектов

8

© 2010-2022