Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни посредством применения пальчиковой гимнастики

Отношение к рукам у человека всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились... По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки,...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни посредством применения пальчиковой гимнастики

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

- Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей

- За последние 5 лет общая заболеваемость новорожденных выросла на 32,3%

- Продолжают ухудшаться показатели заболеваемости практически по всем классам болезней и всем возрастным группам детей. За 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 24,4%

Растет инвалидность во всех возрастных группах детей. Число детей-инвалидов в 2001 году составляло 570 человек (в 1996 - 596 тысяч человек). В том числе: от 0 до 4 лет -75631 человек, от 5 до 9 лет - 154382 человека.

Следует отметить, что нозологическая структура инвалидности соответствует структуре хронической патологии, наиболее часто встречающейся в детском возрасте.

Зрительные 9%

Двигательные 24%

Прочие 23%

Висцеральные и метаболические и расстройства питания 25%

Умственные 19%

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

Неудовлетворительное состояние общественного и личного здоровья становится следствием многих факторов, в том числе низкого уровня знаний основ охраны и укрепления здоровья, недостаточной гигиенической культурой взрослого и детского населения. Для преодоления кризиса в охране здоровья необходимо пересмотреть отношение государства, общества в целом и каждого конкретного человека к жизненным смысловым ценностям, одной из которых является здоровье.

В настоящее время возникло особое междисциплинарное направление: «педагогика оздоровления». Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии.

Педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:

1. В ее основе лежат представления о здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально- дифференцированный подход.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности начальной школы.

Работа эта многоплановая - осуществляется:

1. Через обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ):

- профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная)

- привитие детям элементарных навыков (например: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.)

2. Через здоровье развивающие технологии процесса обучения и развития:

- физкультминутки;

- проветривание и влажная уборка помещений;

- функциональная музыка.

3. Специально организованная двигательная активность ребенка: занятия физкультурой, подвижные игры;

4. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивно-оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии.

Сегодня я хотела бы рассказать о пользе, которую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Отношение к рукам у человека всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились... По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдения, то для современных нейрофизиологов, физиологов. Психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

В XX веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Валлон, Ж.Пиаже, М.М. Кольцова и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

I этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к П этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.

III этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки - органе чувственного познания.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов движения;

- органов познания;

- аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы? В специальной литературе принято выделять пять основных движений:

1. Прикосновение

2. Постукивание (удары одним или несколькими пальцами)

3. Взятие в руки начинает формироваться с хватания.

4. Надавливание

5. Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями).

Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Что в черном ящике?» и др.

Свои уроки с детьми обязательно начинаю с проведения пальчиковых игр: «Изобрази, покажи, пощелкай, постучи и т.д.» Основанием для обязательного использования пальчиковых упражнений послужили многочисленные исследования ученых. Еще известный физиолог В.М.Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, интеллекта.

Пальчиковые игры и упражнения - развлекательное и оздоравливающее занятие. МБОУ



Используемая литература:

1. Справка к заседанию Правительства РФ «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» - информация с официального сайта Минздрава России;

2. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, Л.Ю. Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М: Плекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервис школа, 2004, -400с.

3. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. -М.: ООО «Издательство Астель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. -127с.

4. Т.Н. Щербакова. Игры с пальчиками. - М.: Издательский дом «Карапуз»

5. Журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2003 г. «Рука развивает мозг» с. 32-38.

6. Журнал «Ребенок в детском саду» №6, 2003 г.с. 21-25


© 2010-2022