Образовательная программа Здоровье для воспитанников санаторной школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Утверждаю»

Директор Государственного оздоровительного образовательного учреждения «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»

__________________Ю.Б. Батомункуев

«___» __________2012г.









Образовательная программа

«Здоровье»

для воспитанников санаторной школы-интерната, нуждающихся в длительном лечении














Разработчик программы:

Попова Т.М., учитель биологии






Республика Бурятия

С. Верхний Саянтуй




Наше педагогическое кредо: Быть в гармонии с миром, с природой, с самим собой.

I. Пояснительная записка.

Проблема сохранения здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нитью легла в основу национального проекта "Образование", президентской инициативы "Наша новая школа" и Федеральных государственных образовательных стандартов.

В сложившейся ситуации все большее значение приобретает формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, прежде всего, касающееся уровня культуры человека, его гигиенических навыков, позволяющее укрепить и сохранить здоровье, предупредить развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.

В Республике Бурятия остро стоит проблема заболеваемости туберкулезом. Порог заболеваемости в Республике Бурятия превышает общий по стране в два раза. Туберкулез носит ярко выраженный социальный характер. Роберт Кох, впервые описавший возбудителей этой болезни, дал определение туберкулезу как социальной болезни: «… туберкулез - это слезы нищеты, выплаканные внутрь». В связи с этим основной деятельностью ГООУ "Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат" является оказание помощи СЕМЬЕ в воспитании и получении образования, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальная защита и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении.

ГООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» - это одно из двух в Республике Бурятия образовательных учреждений для тубинфицированных детей, дающее основное общее образование. Применяемый термин «тубинфицированные» к данной категории учащихся означает, что они по данным медицинской экспертизы отнесены к так называемой «группе риска».

К группе риска относят детей, здоровье которых отвечает следующим показателям: туберкулезное инфицирование; риск развития туберкулеза значительно возрастает при наличии очага туберкулиновой инфекции, т.е. в условиях контакта с больным туберкулезом немногие имеют дома изолированную детскую комнату; социальная дезадаптация семьи ребенка (родители неработающие, злоупотребляющие алкоголем, находятся или прибыли из ЗК; или больны туберкулезом, плохо лечатся или уклоняются от лечения, вследствие чего выделяют лекарственно устойчивые штаммы микобактерий туберкулеза); дети из неполных семей (низкий доход); дети с сопутствующими заболеваниями (хронические очаги инфекции); дети с отставанием в физическом развитии; дети и подростки не имеющие вакцинации БЦЖ. Роль санаторной школы в оздоровлении детей и подростков из групп риска очень высока. Благодаря химиопрофилактике и другим оздоровительным мероприятиям (гигиенический режим, высококалорийное питание, лечебная физкультура, санация хронических очагов неспецифической инфекции, физиотерапевтические процедуры - галотерапия и др.), туберкулезная инфекция у детей и подростков не переходит в стадию заболевания, т.е. предупреждается развитие туберкулеза у инфицированных и неинфицированных лиц из групп риска.

Учитывая специфику образовательного учреждения, у воспитанников нашей санаторной школы-интерната ведущее место занимают - болезни органов дыхания. Кроме того в последние годы наблюдается увеличение числа детей с понижением остроты зрения, с нарушением осанки, плоскостопием, заболеваниями эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, высокая распространенность заболеваний носоглотки, поражение кариесом достигает 75% воспитанников. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья детей, следует отнести низкий уровень жизни, не надлежащие условия учёбы и труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок.

У детей, пребывающих в школе-интернате 24 часа в сутки, где они соблюдают режим дня, режим сна и отдыха, прогулок, двигательной активности нарушение состояния здоровья может быть под влиянием «школьного фактора» и неблагоприятных социально-экономических условий их семей, в которых они пребывают в период каникул. Это и определяет важность и значимость полного исключения влияния именно «школьного фактора» риска.

Учитывая вышеизложенное, одной из приоритетных сфер деятельности педагогического коллектива в школе-интернате является реализация комплекса мероприятий по охране здоровья детей и подростков и по привитию культуры здорового образа жизни. Данная Программа предусматривает мероприятия, воздействующие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самих детей и позволит изменить поведенческие факторы риска, влияющие на здоровье ребенка, способствовать укреплению здоровья детей и повышению успеваемости в школе-интернате.

Цель программы:

Разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса; формирование у детей мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.

Задачи программы:

  • Научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.

  • Формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек.

  • Сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

  • Расширить и разнообразить взаимодействие школы и родителей на ниве укрепления здоровья детей;

  • Внедрение современных методов мониторинга здоровья;

  • Внедрение новых методов и технологий по реабилитации детей перенесших туберкулез;

  • Разработка мероприятий, которые уменьшат риск возникновения заболеваний;

  • Просвещение педагогического коллектива новыми составляющими здоровьесберегающих технологий.

II. Основные направления и ценностные основы обеспечения охраны здоровья воспитанников.

Образование есть процесс формирования на основе окружающей среды и генотипа человека сообразности человека природе, обществу и самому себе, т.е. здоровья. В связи с этим, основными критериями здоровья считаем: способность к эффективному ответу на воздействия среды и умение эффективно существовать в изменяющихся условиях среды. Поэтому, приоритетной задачей педагогического коллектива санаторной школы-ин6терната является развитие составляющих здоровья ребенка.

Реализация содержания программно-целевого обеспечения здоровьесберегающей среды школы-интерната позволила создать здоровьесберегающую инфраструктуру. Отсюда и основное направление сил в комплексно-целевой программе «Здоровье».

Здесь важнейшим условием выступает использование здоровьесберегающих педагогических технологий, влияющих на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса как комплекса концептуально связанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка через здоровый образ жизни.

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все психолого-педагогические технологии, программы, методы направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его укреплению и сохранению, формированию представления о ценности здоровья, и мотивации на ведение здорового образа жизни.

Среди здоровьесберегающих образовательных технологий планируется использовать следующие технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; экологические здоровьесберегающие технологии; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Реализация вышеуказанных технологий в учебно-воспитательном процессе позволила нам объединить их в следующие блоки:

- образовательный, который включает в себя урочную систему по дисциплинам естественнонаучного и гуманитарного циклов; разработку и реализацию вариативной части программы по физическому воспитанию;

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе-интернате, включая разработку и апробацию методического материала по укреплению и сохранению здоровья в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями школьников;

- физкультурно-спортивные мероприятия, включающие кружковую, спортивную и спортивно-массовую работу;

- врачебно-профилактический и санитарно-гигиенический контроль за организацией УВП состоящие из комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий (витаминизация, экология питьевой воды, мероприятия, направленные на уменьшение йодо- и железодефицита и т.д.);

- формирование базы данных о состоянии здоровья и адаптации школьников.

Основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате для педагога:

  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, необходимо помочь ему в этом.

  • Каждый урок или воспитательное мероприятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к каждому уроку и меропнриятию.

  • Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

III. Ресурсное обеспечение выполнения программы.

1. Законодательно-нормативное обеспечение программы: Конституция РФ; Декларация прав ребенка; санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора; приказ № 1418от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся»; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы ( Постановление правительства РФ от 7.02.2011 г. № 61), Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106), Устав школы-интерната, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599 - 1, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», ст. 32, 51, Совместный приказ Минобразования и Минздрава РФ от 30.06.92г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»

2. Кадровое обеспечение: проведение консультаций по оказанию помощи классным руководителям, воспитателям в планировании физкультурного раздела работы с учащимися класса с учётом плана физкультурно-спортивной работы школы-интерната; по организации изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления; обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения школьников приёмам личной самодиагностики.

3. Программно-методическое обеспечение: создание банка классных часов, воспитательных мероприятий, сценариев праздников, диагностических методик.

Объекты программы: воспитанники, педагогические работники, медицинские работники, родители (законные представители).

В период реализации Программы на каждом уровне решаются специфические задачи в единой системе здоровьесбережения:

Задачи школьной администрации:

  • Соблюдение СанПиН.

  • Внедрение технологий оздоровления и обучения, прошедших экспертизу.

  • Обеспечение переподготовки кадров.

  • Создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности.

  • Влияние на психологические факторы и их контроль.

  • Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль.

  • Общее руководство по организации валеологической службы в школе-интернате;

  • Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе-интернате.

  • Организация преподавания вопросов валеологии на уроках.

  • Организация контроля уроков физической культуры.

  • Обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций.

  • Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль.

Задачи учителя и воспитателя:

  • Просвещение учащихся.

  • Мотивация учащихся.

  • Создание эффективного психологического климата в классе.

  • Выбор адекватных средств и методов.

  • Индивидуальный подход.

  • Взаимодействие с семьей.

  • Фиксация проблем.

Задачи медицинского работника:

  • проведение медосмотра учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

  • выявление учащихся специальной и подготовительной медицинских групп.

Задачи учащихся:

  • Формирование собственной мотивации к здоровью.

  • Формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы.

  • Изучение учебного материала и соотнесение его с жизнью.

  • Нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

Участники здоровьесозидающего процесса при этом находятся в постоянном взаимодействии, форма которого определяется их ролями.

Iv. Методологические основы.

Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на следующих педагогических принципах:

- принцип системности - предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъекты данного процесса на систематическое использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;

- принцип научности - выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья школьников;

- принцип социокультурный - предусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья школьников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;

- принцип непрерывности - заключается в постоянной коррекции работы по воспитанию культуры здоровья школьников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой и означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;

- принцип гуманизма - выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в школе-интернате;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников - выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;

- принцип единства - предусматривает обеспечение единых и согласованных действий школы, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья обучающихся.



v. Концептуальные основы программы.

Цель: Организация системной работы, направленной на оздоровление воспитанников школы-интерната, на сохранение, укрепление и развитие их здоровья.

Это означает, что деятельность школы-интерната не заменяет лечебное учреждение, а проводит оздоровительную деятельность через учебно-воспитательный процесс.

vI. Содержание.

Программа включает следующие формы и виды деятельности:

В образовательном блоке это разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактики вредных привычек.

А) В школе-интернате введен учебный курс «Урок здоровья» для учащихся 5 - 9 классов. Программа курса разработана и составлена авторским коллективом педагогов школы-интерната с использованием материалов программы рекомендованной министерством образования и науки РФ под редакцией Касаткина, элементов методик оздоровительной работы с детьми Института самовосстановления человека (г. Москва), методик оздоровления академика Ю.П. Гущо. Цель этого курса: сформировать у учащихся представлений об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, обеспечить учащихся необходимой информацией, для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих укреплять и сохранять здоровье.
Учебный курс предусматривает создание комплекса условий, обеспечивающих эффективное влияние системы самовосстановления человека на здоровье обучающихся и привития воспитанникам культуры здоровья. (Приложение №2)

Для введения в УВП учебного курса «Урок здоровья» реализованы следующие задачи:

  • обучение педагогов оздоровительным методикам её ведения;

  • разработка пакета диагностических материалов по определению эффективности влияния методик на здоровье обучающихся;

  • определение организационно-педагогических условий для апробации курса.

Б) Программы по предупреждению употребления психоактивных веществ разработаны каждым классным руководителем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и реализуются в течение учебного года. Программа по предупреждению ПАВ разработана и реализуется педагогом-психологом.

В) Учебная перегрузка школьников, нарушение здоровья в различных формах требуют проведения обязательных регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, чего невозможно добиться в полной мере при двух стандартных уроках физической культуры или на фрагментарных двигательных занятиях. Это диктует целесообразность введения нового сектора в системе физического воспитания - третьего часа для урочных занятий физической культурой оздоровительной направленности.

Г) 100% педагогов школы-интерната переходят на интегрирование программы учебных курсов с ЗОЖ, комбинируя темы курса в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей своих воспитанников. Для реализации программы не требуется дополнительных часов, она войдет в образовательные области, базирующиеся на предметах естественно - научного, гуманитарного и эстетического циклов.

Д) Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития. Это традиционные Дни здоровья, викторины, устные журналы, Неделя здорового образа жизни, конкурс «Маленькая живая природа в каждом классе», создание «Говорящей стены», работа предметных кружков и кружков по интересам, создание кружка «Мода и здоровье», «Пятиминутки Здоровья» на занятиях по самоподготовке, подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, интеллектуальные игры, закрепляющие базовые понятия по проблематике здорового образа жизни, игра «Новая цивилизация», выпуск школьной газеты, обмен опытом по проблеме ЗОЖ с аналогичными образовательными учреждениями, научно-исследовательская деятельность по проблемам здоровьесбережения учащихся и педагогов, половое воспитание детей, организация занятий по ритмике, лечебной физкультуре, танцам, организация клубной работы (туристический клуб, Центр «Я - спасатель», «Зарница», ЮИД), спортивных секций; организация физкультурного досуга детей совместно с родителями; организация мероприятий по ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях; организация отдыха во время перемен; организация сменного стенда « Азбука здоровья» (правила, советы, и т.д.)

Е) Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим и здравоукрепляющим методикам.

2. Блок психолого-педагогического сопровождения будет представлять система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников. Используемые методы и организационные подходы: диагностика, консультирование, тренинги, психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая), работа медико-психолого-педагогического консилиума. Важно создание службы психологической помощи учащимся и педагогам по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманному подходу к каждому ученику, формирования доброжелательности и справедливых отношений в коллективе. Эта форма деятельности подразумевает тестирование, диагностику, консультации, коррекционную работу психолога и социального педагога; поддержание положительного эмоционального климата в коллективе работающих в школе-интернате и в коллективе воспитанников; развитие у школьников положительного отношения к людям, занимающихся спортом, своим здоровьем. Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей. Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов.

3. Блок врачебно - профилактических мероприятий и санитарно-гигиенического контроля кроме лечебной деятельности осуществляемой медицинским персоналом, включит контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, нормированием учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся; рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности учащихся, расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства. Методы и организационные подходы: гибкое расписание занятий с использованием экскурсионных и практических занятий, создание кабинета психологической разгрузки, работа тренажерного зала, проведение учебных занятий в одну смену, организация дневного сна, пятиразовое питание, прогулки на свежем воздухе, использование ТСО на уроках не более 25 минут в 5 - 7 классах, 35 минут в 8 - 9 классах, перемены не менее 10 минут, поддержание оптимального температурного режима в помещениях школы-интерната, поддержание качества воздушной среды в учебных помещениях, гимнастика для глаз и для снятия общего напряжения, формирование знаний учащихся о санитарно-гигиенических нормах, коррекция нарушений соматического здоровья с использованием оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса. Этот пункт, включает в себя такие мероприятия как: физиотерапия, химиотерапия, галотерапия, ЛФК, фитотерапия (с использованием сборов из трав, произрастающих в Бурятии), витаминопрофилактика, массаж Су-джок, гимнастика для снятия зрительного напряжения, корригирующая гимнастика и плановая вакцинация. Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся в школе осуществляется систематически медицинскими работниками, весной и осенью проводится дополнительная витаминизация пищевых продуктов, контролируется качество продуктов питания, соблюдается разнообразие продуктов и умеренность общего количества пищи. При организации питания важно использовать национально-региональный аспект и привычки питания коренного населения Бурятии, т.е. использование при составлении меню продуктов и блюд бурятской (чай с молоком, морсы из облепихи, клюквы, смородины, позы, мясные бульоны и т.д.) и русской (салаты, супы, пельмени, ягодные кисели и т.д.) национальной кухни. Разработка принципов проведения индивидуальных профилактических осмотров состояния здоровья воспитанников и педагогов в школе-интернате. Привлечение узких специалистов для организации и проведения углубленных осмотров детей. Отработка модели: формирования валеологической культуры взаимодействия медработника и педагогов по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.

4. Блок физкультурно-спортивных мероприятий составят различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся: подвижные игры на свежем воздухе, прогулки, экскурсии, катание на лыжах, уроки физической культуры ухе, динамические перемены и утренняя зарядка на свежем воздухе. То есть формы, направленные на поддержание двигательной активности. В настоящее время не известно более естественного метода стимуляции различных систем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность: утренняя гимнастика, спортивная тренировка в секции, физкультминутки на уроках, занятия в хореографической студии, работа на пришкольном опытном участке, кружковая деятельность во внеурочное время, спортивные часы, спортивные соревнования по различным видам спорта, спортивные праздники, традиционные Дни здоровья, туристический поход. Все формы двигательной активности обладают неодинаковым оздоровительным эффектом. Это зависит не от объема и интенсивности нагрузки, а от эмоционального настроя, сопровождающего двигательную активность. Учитель физической культуры обучит детей не только выполнять упражнения, но и познавать свое тело, уметь управлять им, правильно дышать, правильно падать, распределять нагрузку. Учащиеся получат навыки оздоровления своего организма, овладеют приемами самомассажа кистей рук и стоп ног, дыхательной гимнастикой, мышечным расслаблением, основами закаливания. Разработка методических рекомендаций: по работе спецгрупп на уроках физкультуры, медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями, медико-педагогическая реабилитация детей перенесших туберкулез. Проведение круглого стола по вопросу «Физкультура и спорт в школе-интернате». Комплектация специальных групп для детей с ослабленным здоровьем. Осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик. Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.

5. Блок, составляющий базу данных о состоянии здоровья учащихся школы-интерната необходим для ведения мониторинга динамики оздоровления. Важно отметить, что мониторинг станет вестись не только педагогами и медицинскими работниками, но и каждым воспитанником через создание индивидуальной программы саморазвития (Приложение № 1). Разработка и внедрение научно-методических рекомендаций по паспортизации здоровья детей и подростков как одной из форм контроля и личностно-ориентированной коррекции здоровья обучающихся. Использование экспресс-диагностики по выявлению и профилактике наркомании, токсикомании и других вредных привычек. Определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению. Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.

Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива в учебном процессе включает 4 раздела:

  • Питание и здоровье

  • Основы личной безопасности и профилактика травматизма

  • Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

  • Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Разделы

предмет

Содержание

Ожидаемый результат

Питание и здоровье

Природоведение; технология; биология; химия; информатика

Гигиена питания. Гигиена ротовой полости.

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка стола, оформление блюд. Основные пищевые вещества, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах. Традиции питания в Республике Бурятия. Правила поведения за столом.

Ученик должен уметь оценить правильность и сроки, хранения продуктов по упаковке. Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды, навык оценки свежести продуктов по органолептическим свойствам перед их употребление. Иметь навык соблюдения гигиены ротовой полости.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма

География, ОБЖ, физическая культура, биология, технология.

Безопасное поведение на дорогах.

Ситуация самостоятельного движения по улице. Посадка в автобус, трамвай, выход из автобуса, трамвая. Опасность движения группой. Безопасное поведение в транспорте - зона повышенного риска. Правила движения велосипеда.

Ребенок носит очки.

Бытовой и уличный травматизм.

Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы, способствующие обморожению. Первая помощь при обморожениях. Правила безопасности на экскурсии, в походах, экипировка туриста. Походная аптечка. Правила безопасности при обращении с открытым огнем. Доврачебная помощь. Элементы реанимации. Основные правила наложения жгутов, повязок, транспортировка пострадавшего.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затопление, разрушение). Поведение в криминогенных ситуациях. Поведение в незнакомой, природной среде. Первая помощь при утоплении.

Ученик должен иметь навык самоконтроля, автоматизированные стереотипы - наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин; особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающиеся издалека автомобили, критическое отношение к поведенческим рискам на дороге. Уметь безопасно переходить через дорогу или через пути на железнодорожных переездах, используя, не только зрение, но и слух. Понимать свою персональную ответственность за безопасность на дороге.

Ученик должен уметь обращаться с пиротехническими средствами, продаваемыми в магазинах, открытым огнем, оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей, организовать оказание полноценной помощи. Ученик должен знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях, за счет: каких действий можно предупредить или минимизировать повреждение в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф, средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года, последовательность действий при спасении. Ученик должен уметь обратиться за помощью, в случае тяжелых переживаний, несчастья; выполнять последовательность действий при спасении, владеть навыками самообороны. Уметь оказывать первую помощь при травмах.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

ОБЖ, технология, биология, природоведение, химия

Гигиена тела

Гигиена труда и отдыха

Знать об ндивидуальных и возрастных особенностях кожи. Уметь ухаживать за кожей лица, рук, ног. Уметь ухаживать за ногтями. Иметь представление о правилах выбора гигиенических средств ухода за телом. Знать о болезнях кожи, связанные с нарушением правил гигиены. Знать правила личной гигиены подростков. Знать о биологических ритмах организма, периодах работоспособности. Соблюдать режимы учебы, отдыха и сна. Вырабатывать свой индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.

Уметь предупредить переутомление. Знать ризнаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.

Знать о профилактике инфекционных заболеваний и причинах возникновения инфекционных заболеваний, источниках и возбудителях, путях передачи. Уметь пользоваться механизмами защиты организма - «активные» и «пассивные» способы повышения иммунитета.

Знать о правилах поведения при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни, ответственности за распространение инфекции. Знать о способах предупреждения туберкулеза.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Биология, ОБЖ, химия, история, география, информатика и ИКТ, литература, русский язык

«Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества.

Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая, психологическая. Болезни, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ. Защита себя и других в ситуации употребления психоактивных веществ. Отказ от употребления психоактивных веществ на различных этапах.

Ученик должен иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость как и «нелегальные».

Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе. Иметь широкий арсенал средств для решения конфликтных ситуаций, проведения свободного времени.

Владеть навыками поддержания общения.

Иметь навыки критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах.

vI. Сроки реализации.

Программа рассчитана на 2011 - 2015 годы.

Отличительной особенностью её является:

  • Дети оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.

  • Практическая значимость содержания программы.

В рамках Программы в течение всего периода планируется проведение ежегодного конкурса методических разработок для педагогов школы-интерната. Наиболее интересные разработки будут включены в учебно-методический комплект школы-интерната и опубликованы в сборниках методиче6ских рекомендаций и СМИ.

vII. Ожидаемые результаты:

· внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха;

· повышение уровня физического, психического и социального здоровья воспитанников;

· уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья; повышение уровня лечебной и профилактической работы;

· осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

· повышение чувства собственного достоинства школьников, педагогов, их социального самосознания;

· создание комфортного стиля межличностных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

· максимальное предоставление ребенку возможностей для своего физического и духовного развития в органическом единстве с гигиеническими и физиологическими требованиями;

· выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий - обучение культуре здоровья;

· увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки, подвижные перемены, увеличение количества спортивных секций, спортивные мероприятия);

· вовлечение окружающего социума в школьную жизнь.

В рамках реализации комплексно-целевой программы «Здоровье» акцент работы по оздоровлению учащихся и укреплению их здоровья приходится на медицинскую диагностику, физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия, и главным образом на здоровьесберегающий потенциал педагогического коллектива школы-интерната. Программа позволит создать инновационный потенциал, оперативно решить проблемы и расширить имеющиеся возможности комплексной системной работы по охране и укреплению здоровья.

vIII. Организация контроля за выполнением программы:

- администрация

- Физкультурно-оздоровительный центр школы ,

- органы ученического самоуправления

IX. Циклограмма мероприятий по реализации программы

«Здоровье» на период с 2012 по 2015 гг.


Мероприятие

Сроки поведения


I. Здоровьесберегающая инфраструктура школы-интерната.

1

состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с требованиями СанПина

регулярно

2

оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок, бытовых и спальных комнат, медицинского центра, школьной столовой необходимым оборудованием и инвентарем

По мере поступления средств

3

организация качественного горячего питания

ежедневно


ӀӀ. Учебно-воспитательная деятельность.

1

организация режима ступенчатого повышения нагрузки для вновь прибывших воспитанников школы-интерната с целью обеспечения адаптации к новым условиям

В течение учебного года

2

валеологический анализ расписания уроков

Каждую четверть

3

организация перемен и длительной динамической перемены с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов;

ежедневно

4

валеологический анализ урока

ежедневно

5

контроль за правильным использованием ТСО

ежедневно

6

контроль за выполнением норм самообслуживания

ежедневно

7

повышение валеологической грамотности учителей и воспитателей; структурирование учебных программ на основе валеологических принципов; включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, физкультуры и др.

По плану на учебный год


ӀӀӀ. Мониторинг.

1

создание «Паспорта здоровья класса»

1 четверть учебного года

2

контроль за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой)

регулярно

3

проведение валеологической оценки степени трудности учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных групп здоровья.

Начало учебного года


ӀҮ. Профилактическая и коррекционная работа

1

плановый медосмотр воспитанников

3 раза в течение учебного года

2

формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов

ежедневно

3

мониторинг санитарного состояния учебного помещения - отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация

ежедневно

4

контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов, витаминизированность)

ежедневно

5

контроль за состоянием рабочей мебели

1 раз в четверть

6

предупреждение уличного, бытового травматизма путем проведения инструктажей по правилам безопасного поведения на дорогах, в общественных местах, у водоемов, в лесу при обнаружении неизвестных и взрывоопасных предметов, во время экскурсий, Дней здоровья, походов, каникул, при пожарах

Ежегодно


Ү. Информационно-просветительская работа

1

использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед, в том числе, с привлечением работников медицинских учреждений, проведение дней здоровья и т.д.

По годовому плану мероприятий

2

использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей и воспитателей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).

По годовому плану мероприятий



X. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1 этап - подготовительный 2010-2011 учебный год.

. Анализ ситуации в области здоровьесбережения в школе-интернате.

· Подготовка кадров (повышение квалификации).

· Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

2 этап - практический - 2012-2014 гг.

· Разработка и внедрение диагностического комплекса.

· Внедрение оздоровительной работы в школе-интернате.

· Внедрение спортивно-оздоровительной работы в школе-интернате.

· Реализация мероприятий для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни.

2 этап - обобщающий - 2014-2015 учебный год.

· Организация мониторинга эффективности реализации программы.

· Коррекция основных направлений и подпрограмм.

· Разработка перспективных направлений развития программы.

· Закрепление системы физкультурно-оздоровительной, психолого-педагогической деятельности в школе.



Приложение 3

Анкета для учащихся «Скажи, нет вредным привычкам»

На каждый вопрос отвечать «Да» или «Нет»

1.Важно ли на Ваш взгляд заботиться о здоровье с раннего возраста?

2. Вы употребляете алкоголь?

3. Вы курите?

4. Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?

5. Вы посещаете спортивную секцию?

6. Ежедневно Вы занимаетесь самостоятельно физическими упражнениями?

7. Вы считаете, что вести здоровый образ жизни - это сегодня модно?

8. В Вашем понимании успешный и счастливый человек - это здоровый человек?

9. Информацию о наркотиках должны сообщать только врачи?

10. Если бы Вам предложили наркотик Вы бы смогли отказаться?

11. Хотели ли бы Вы быть здоровым, перспективным человеком в жизни?

12. Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?

13. Влияние группы на первый прием наркотика, по Вашему мнению, велико?

14. Мифы и неверные представления о наркотиках для Вас важнее чем, достоверная, корректная информация специалистов?

15. Хотели бы Вы получить информацию о наркотиках от квалифицированных специалистов?

16. Как Вы думаете, важна ли эта информация для Вашего возраста?



© 2010-2022