План – конспект занятия «Память огненных лет»

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия № 8»



План - конспект занятия по программе внеурочной деятельности на тему:

«Память огненных лет»

Автор: Ромашина Юлия Николаевна

Должность: воспитатель,

Класс: 6



2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Одним из аспектов патриотического воспитания учащихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к родному краю, своему народу, его культуре и обычаям, традициям и духовным ценностям. Внеурочное занятие по теме «Память огненных лет» проводится в рамках программы внеурочной деятельности «За нами будущее» во время изучения раздела «Я и Отечество».

ЦЕЛЬ: создать условия для ознакомления учащихся с памятниками родного города, посвященными Великой Отечественной войне.

ЗАДАЧИ:

- организовать деятельность учащихся для восприятия материала о своём городе (памятники Череповца, посвященные Великой Отечественной войне);

- содействовать развитию речевой деятельности учащихся; создать условия для проявления познавательной активности; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

- способствовать освоению и применению правил культурного взаимодействия при фронтальной и индивидуальной работе, работе в группе;

- развивать умения воспринимать и описывать архитектурные памятники;

-развивать умение создавать презентации, буклеты на заданную тему

Занятие проводится в виде путешествия по памятникам города Череповца, с использованием интерактивного оборудования. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные способности.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на занятии заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения.

Содержание занятия отвечает современным требованиям ФГОС. Современное занятие - это, прежде всего занятие, на котором педагог умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, книги о Череповце, информационная справка о каждом памятнике, посвященном ВОВ, иллюстрации

Структура занятия:

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала с закреплением и самопроверкой на каждой «остановке».

5. Оценивание работы учащихся.

6. Итог урока.

Данная разработка является авторской.

Характеристика этапов занятия

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

(Сокращения:

ЛУУД - личностные;

РУУД - регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД - познавательные)

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

I. Организационная часть.

(2 мин)

Цель:

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения во внеурочную деятельность;

- создаёт комфортную психологическую атмосферу занятия.

- Дорогие, друзья!

- Сегодня прекрасный весенний денёк. Давайте поприветствуем его, теперь друг друга. Я тоже говорю вам «Здравствуйте» и думаю, что наше занятие пройдёт с пользой для нас.


Приветствуют друг друга.


ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к занятию; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

II. Сообщение темы и цели занятия (5 мин)

Цель:

- определяет вместе с учениками тему и цель занятия;

- составляет план занятия, нацеливая каждого ученика на решение задачи.

- Ребята! Наше занятие мне хотелось бы начать замечательными словами Николая Бердяева «Истинный центр не в столице и не в провинции, не в верхнем и не в нижнем слое, а в глубине всякой личности»

-Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый помнит родных, друзей, свой дом, школу, радостные и горестные дни. Каждый человек - частица своего народа. И поэтому у нас есть общая, народная память.

-Какие ассоциации у вас возникают при слове "память"? (фотографии, старые вещи, музеи, события, история семьи, история страны, памятники).

-А как вы понимаете выражение "память огненных лет"? (воспоминания о годах, опаленных войной, о тех страшных годах, которые оставили незаживающие раны в каждой семье).

-Итак, тема нашего занятия: "Память огненных лет".

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

-Какой результат мы хотим получить?

-Давайте определим цель занятия?

-А теперь посмотрим, какие задачи перед нами сегодня стоят (на доске вам предложены задачи, но необходимо расставить их в правильном порядке)

-Сегодня на занятии при подготовке к акции «Карта памяти» мы должны найти материал, который пригодится нам при написании рассказа о памятниках нашего города, посвященных ВОВ, а также познакомиться с видами памятников и их особенностями.

-чтобы решить первую задачу, я предлагаю ваам посмотреть фрагмент фильма о Череповце в военные годы

Отвечают на вопросы.

Определяют цель занятия.

Составляют план занятия.

Шаги по достижению результата (задачи) (расставить порядок на интерактивной доске)

  1. Вспомним историю города в военные годы;

  2. Познакомимся с видами памятников и их особенностями;

  3. 3. Поговорим о памятниках нашего города, посвященных ВОВ;

4. Работа в группах по созданию путеводителя по памятникам Череповца в годы войны.

5. Подведём итоги занятия.

ПУУД: строит свои высказывания; формулирует вывод на основе анализа; КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении.

РУУД: учится формировать проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

III. Актуализация опорных знаний.

( 7 мин)

Цель:

- создаёт проблемную ситуацию через повторение изученного материала, вовлекая ребёнка в конкретную деятельность по решению задачи.

Череповец в годы Великой Отечественной войны - это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

(фильм)

Воспринимают информацию.



РУУД: проявляет познавательную инициативу;

ПУУД: анализируют полученную информацию.

IV. Изучение нового материала и работа в группах.

( )

Цель:

- создаёт условия для реализации дальнейших действий в соответствии с планом;

- организует выполнение работы в группах

-Окончилась Великая Отечественная война. Она унесла десятки миллионов жизней. Сотни городов были разрушены, тысячи деревень превращены в пепел. Но, вставая из руин, восстанавливая разрушенное, страна возрождала красоту и память. Тема памяти, тема исторических истоков и прошлого отразилась в памятниках, скромных стелах, мемориальных досках и величественных мемориалах.

-Посмотрите на слайд и давайте вместе прочтем, что же такое памятник?

(Презентация о видах памятников и их особенностях)

-Подвиг череповчан тоже нашел свое отражение в памятниках города.

-Какие памятники нашего города, посвященные ВОВ, вы знаете? (Обелиск воинской славы 286-й Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии («Штыки»); Скульптурная композиция памяти учителей и выпускников школы № 1, погибших в годы Великой отечественной войны; Мемориал Боевой славы с Вечным огнем, стелой, скульптурой воина, братским кладбищем советских воинов; Памятный знак в честь воинов 385 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны ("Зенитка"); Памятный знак участникам обороны Ленинграда)

-Сегодня мы работаем в группах, их четыре. И каждая группа будет искать материалы по одному из перечисленных нами памятников города, посвященных ВОВ, а затем поделится с нами своими знаниями и опытом.

-Ребята, на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы составить рассказ о памятниках?

(история создания памятника, его авторы, описание памятника в целом и его деталей)

Итак, в текстах о памятниках обычно содержится:

  • краткая характеристика события, в честь которого он установлен;

  • описание памятника;

  • краткие сведения об авторе памятника и о том, где и когда он установлен;

  • описание мыслей и чувств, которые он вызывает.

-Вы будете работать по алгоритму, который представлен на доске.

-Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Давайте вместе вспомним эти правила?

-Для поиска информации на ваших столах есть необходимый материал, книги, иллюстрации. У вас в конце работы должен получиться устный рассказ по данному алгоритму о вашем памятнике и практическая работа, которая будет заключаться в том, чтобы оформить найденную информацию на формате А3.

-Сколько времени вам нужно для выполнения данной работы?

Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы.



Алгоритм работы:

а) Название памятника и его автор.

б) Где и когда установлен памятник.

в) Общая характеристика памятника.

г) Описание деталей, частей памятника, их роль в раскрытии замысла скульптора.

д) Окружение памятника.

е) Какие мысли и чувства вызывает памятник?

Правила работы в группе:

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говорить спокойно и ясно;

говорить только по делу;

не говорить всем сразу;

реагировать жестами и знаками;

возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;

обращаться друг к другу по имени; распределите обязанности в группе, чтобы работа была продуктивнее.

ПУУД: воспринимает информацию, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности познавательной деятельности.

РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

V. Оценивание работы учащихся.

(3 мин)

Цель:

- организует выявление степени усвоения материала;

- создаёт условия для оценивания учеником

собственной учебной деятельности.

-Выступление групп в соответствии с алгоритмом по своему памятнику.

- У кого есть вопросы к данной группе?

-Если бы мы почтили минутой молчания память каждого советского человека, погибшего в годы Великой Отечественной войны, нам пришлось бы молчать 38 лет. Памятники нашего города так же, как и многие другие по всей России, молчаливо чтят память героев тех огненных лет. Но они вовсе не безмолвны, и не только стоят на площадях, они живут в нашем сознании, утверждают истину или зовут на ее поиск.

Отвечают на вопросы.

Понимают степень усвоения материала, сверяя свои ответы с ответами на экране.

РУУД: анализирует содержание задания, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

VI. Итог занятия

(2 мин)

- организует обобщение по содержанию основных этапов занятия;

- создаёт условия для рефлексии учеником собственной учебной деятельности.

- Подведём итог работы на занятии.

- Какие цели ставили? Достигли их? Проверим по плану, всё ли мы узнали, что хотели?

- О чём вы расскажете дома?

- Что ещё про свой город вы хотели бы узнать?

- Я думаю, чтобы ответить на последний вопрос, нужно время, поэтому дома, возможно вместе с родителями вы подготовьте вопросы, на которые мы постараемся найти ответы.
-На следующем занятии мы продолжим работу по данной теме на компьютерах.

- Я довольна нашим занятием и говорю вам спасибо за доставленное удовольствие.

Характеризуют работу за все занятие по плану.

Рефлексируют собственную деятельность.

РУУД: анализирует содержание задания, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности внеурочной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



© 2010-2022