Социально-творческий проект учащихся 5 класса на тему Тёркин-2015

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 Г КЛАССА МБОУ «СОШ № 30»

(КЛАССНЫЙ ЧАС «Тёркин-2015»)

«Священной тропою войны…»


Автор: учитель МБОУ «СОШ № 30» Цыганкова Юлия Николаевна


Название работы: тематический проект «Священной тропою войны…»

Форма работы: классный час «Тёркин-2015»

Цель и задачи мероприятия: формирование общественной и гражданской позиции подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому страны, развитие патриотизма и любви к родному краю.

- способствовать формированию нравственных и патриотических чувств у обучающихся, развитию устной речи, воспитанию любви к литературе и поэзии военных лет;

- формировать у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах, уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

- обеспечить развитие творческих способностей школьников.

Оборудование: слайды, музыкальные композиции, тематические плакаты (стенгазеты), интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный видеопроектор.

Область применения: данное мероприятие проводится для обучающихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы; рекомендовано для презентации в начальной школе; показательное выступление организовано на праздничном мероприятии с ветеранами ВОВ.

Содержание тематического социально-творческого проекта.

  1. Обзор военных песен «Песни, опаленные войной».

  2. Экскурс в историю. События Великой Отечественной войны. Хроника военных лет.

  3. Демонстрация слайдов и плакатов на тему «Скажем войне - нет!»

  4. Литературно-музыкальные композиции и инсценировки «Юность в солдатской шинели».

  5. Конкурс чтецов «Война шагает по России, а мы такие молодые».

Тематический социально-творческий проект обучающихся служит не только важной организационной формой воспитания патриотического духа и приобщения к духовно-нравственным ценностям, но и становится своего рода связующим звеном между школьниками и многообразием мира творческих исканий и самореализации.

В этой связи особенную актуальность приобретает реализация социально-творческого проекта (СТП) таким образом, чтобы его эффективность служила основой мотивации к обращению к данной форме работы, способствовала осознанию ее значимости и, в соответствии с этим, вызывала у обучающихся неподдельный интерес и всплеск инициативности в достижении поставленных целей и осуществлении творческих поисков.

Произведенный нами анализ психолого-педагогической природы творческого проекта в целом и предпосылок к использованию отдельных его видов в частности, в содержательности демонстрации определенной темы, теоретической базой которых послужили обзорные материалы, основанные на наблюдениях, оценке и опыте педагогов по применению данной организационной формы воспитания, позволили вывести основную гипотезу теоретической части нашей исследовательской работы: использование СТП, воздействующего на мотивационную сферу поисково-познавательной деятельности обучающихся, способно существенно повысить мотивацию последних при изучении предложенной темы и раскрытии ее содержания, побудить к самосовершенствованию в данной области знаний и открытий.

Следовательно, объектом исследования явился социально-творческий проект обучающихся в системе учебно-воспитательного процесса.

Предметом исследования стали организационно-методические приемы активизации и практического применения социально-творческого проекта обучающихся.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что дано теоретическое обоснование правомерности организации СТП обучающихся 5 класса средней общеобразовательной школы.

Практическая ценность состоит в определении актуальных подходов к организации систематических СТП, рекомендованных для реализации в качестве презентации для младших школьников.

Принципиальная новизна творческой работы, результатом которой стал настоящий социально-творческий проект обучающихся, заключается в гармоничной совокупности всех составляющих эффективного СТП на примере данного классного часа с применением творческого поиска и активизацией самостоятельности школьников, что качественно отличает предложенный нами вариант СТП от существующих форм творческих работ.

Ход мероприятия

Имена ваши

Мы нанесем на гранитные плиты,

На бетон и на мрамор

И вплавим в металл.

Повторим нашу клятву:

Никто не забыт, и ничто не забыто,

И добавим:

Без вести никто не пропал! /Е.Долматовский/


I.
Вед.: Что оставила нам война, о которой каждый раз мы вспоминаем с содроганием? Она оставила нам неподдельную человеческую боль, что не станет слабее даже через несколько десятилетий.

А еще война оставила нам память, долгую и глубокую… Память эта бродит между книг на полках в шкафу, живет в архивах и музеях, кричит на братских могилах.

Вот уже несколько поколений мало знает о тяготах войны. Наверное, это и хорошо. Но мы должны помнить о том, какой ценой нам достался мир, счастливое детство. Помнить - это хранить память. Память бессрочна. В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русском воине, о его ратном подвиге во имя Отчизны. 70 лет отделяют нас от войны, как это далеко и как это близко… Память…

Сегодня предлагаю вам отправиться в историю, в своеобразную поисковую экспедицию «Тропой памяти» (слайд №2) и найти ответ на вопрос:

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

Итак, давайте единой дружной командой отправимся в путь по фронтовым дорогам …

II.

Вед: Внимание! Мы вступаем на первую тропу: «Священной тропой войны…» (слайд №3)

Вспомним хронику военных лет (тихо звучит музыка из песни «Священная война»)

Назовите основные сражения Великой Отечественной войны. (Презентация № 1)

ОТВЕТЫ:

Битва под Москвой - декабрь 1941г.

Сталинградская битва - зима 1942-43 гг.

Разрыв блокады Ленинграда - января 1943г.

Курская битва - август 1943

Битва за Берлин - апрель-май 1945г.

И чтобы мы под мирным небом жили,

они к тому четыре года шли,

они за это жизнью заплатили,

а день победный встретить не смогли,
о тех, кто будет после них, не знали,
но знали - дети, внуки будут жить
и в битве насмерть потому стояли,
чтоб смерть над ними не могла кружить.
Мы чествуем спасителей планеты,
им всем, до одного, поклон земной,
что в небе взвился алый флаг Победы
и гордо реет над моей страной. /Борис Ильютик/

III.

Вед: А сейчас мы идем тропою «Славных имен». (слайд №4) Ведь победа всей страны складывалась из подвигов (больших и маленьких) отдельных людей. В честь многих героев в нашем городе названы улицы - ул. Черняховского, ул. Рокоссовского, пл. Перекальского, пос. им. М. Жукова. Аллея выдающихся полководцев и командиров продолжается не менее известными фамилиями писателей и поэтов-фронтовиков, оставивших память о войне в своих произведениях. В их числе следует упомянуть А.Т. Твардовского и его поэму «Василий Тёркин».

Представьте, что мы на привале и вот к нам подходят солдаты, послушайте, что они расскажут о себе. (Тихо звучит музыка из песни «Журавли») Презентация № 2

Стихи военных лет (из поэмы «Василий Тёркин»)

- Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
А война - про все забудь
И пенять не вправе.
Собирался в дальний путь,
Дан приказ: - Отставить! -
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе - это мы,
Тот народ, Россия.

И поскольку это мы,
То скажу вам, братцы,
Нам из этой кутерьмы
Некуда податься.

Тут не скажешь: я - не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю.
Не велик тебе расчет
Думать в одиночку.
Бомба - дура. Попадет
Сдуру прямо в точку.
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела - грудь на грудь,
Драка - значит, драка.

И признать не премину,
Дам свою оценку,
Тут не то, что в старину, -
Стенкою на стенку.

Тут не то, что на кулак:
Поглядим, чей дюже, -
Я сказал бы даже так:
Тут гораздо хуже...

Ну, да что о том судить, -
Ясно все до точки.
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки.
Раз война - про все забудь
И пенять не вправе,
Собирался в долгий путь,
Дан приказ: "Отставить!"

Сколько жил - на том конец,
От хлопот свободен.
И тогда ты - тот боец,
Что для боя годен.

И пойдешь в огонь любой,
Выполнишь задачу.
И глядишь - еще живой
Будешь сам в придачу.

А застигнет смертный час,
Значит, номер вышел.
В рифму что-нибудь про нас
После нас напишут.
Пусть приврут хоть во сто крат,
Мы к тому готовы,
Лишь бы дети, говорят,
Были бы здоровы...

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.

Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

-Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

(в знании имен и подвигов героев, в увековечивании памяти в названиях улиц, в работе по благоустройству памятников, из бережного хранения семейного архива и рассказов из поколения в поколение)

Вед: Память сердца… Это мужество наших земляков, которые отдали свои жизни за Родину, не думая о том, что они совершают подвиг. Они шли на это потому, что так нужно было. Нужно было выстоять и победить.

IV.

Вед: Предлагаю свернуть на тропу «Литературной памяти» (слайд 15). Мы вступаем на самую интересную тропу - поэтическую. Память о войне сохраняется в произведениях писателей, стихотворениях поэтов-фронтовиков. А вы, ребята, знаете, кто из известных русских писателей, наших земляков принимал участие в войне?

Алехин В. С., Воробьев К. Д., Корнеев Н. Ю., Носов Е.И. и многие другие писатели прошли тяжелыми дорогами Великой Отечественной войны. И неудивительно, что тема войны нашла яркое отражение в творчестве этих замечательных писателей, наших земляков, хорошо известных за пределами курской земли. (Презентация № 3)

Тема русского национального характера, одухотворенного и щедро наделенного жизненной стойкостью, душевностью и самобытностью, красной нитью проходит через произведения писателей-фронтовиков. Среди многочисленных образов и персонажей книг о войне есть фигура простого русского солдата, обладающего необыкновенной выдержкой и смирением. Это собирательный образ многих русских воинов, храбро сражавшихся за свою родину.

Невольно вспоминается пословица: терпение и труд все перетрут.

Василий Тёркин - перетертый, перемятый жизнью. Но в том-то и сила русского человека, что он стойкий ко всем жизненным невзгодам. Выстояв, сохранив в себе лучшие человеческие качества, "русский чудо-человек" смог отстоять независимость и свободу мира.

Прообразом Василия Тёркина был фельетонный персонаж газеты "На страже Родины" Вася Тёркин. Началась Великая Отечественная война, и Твардовский решил вернуться к этому образу. Он дает своему герою то же имя, но это будет другой Тёркин. Персонаж писателя Александра Твардовского стал любимым героем во фронтовых землянках.

Василий Теркин (По дороге прифронтовой) Презентация № 4
Тёркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Инсценировка

По дороге прифронтовой,
Запоясан, как в строю,
Шел боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый,
Роту первую свою.
Шел легко и даже браво
По причине по такой,
Что махал своею правой,
Как и левою рукой.
Отлежался. Да к тому же
Щелкал по лесу мороз,
Защемлял в пути все туже,
Подгонял, под мышки нес.
Вдруг - сигнал за поворотом,
Дверцу выбросил шофер,
Тормозит:
- Садись, пехота,
Щеки снегом бы натер.
Далеко ль?
- На фронт обратно.
Руку вылечил.
- Понятно.
Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет.

Сколько суток полусонных,
Сколько верст в пурге слепой
На дорогах занесенных
Он оставил за собой...

От глухой лесной опушки
До невидимой реки -
Встали танки, кухни, пушки,
Тягачи, грузовики,
Легковые - криво, косо,
В ряд, не вряд, вперед-назад,
Гусеницы и колеса
На снегу еще визжат.
На просторе ветер резок,
Зол мороз вблизи железа,
Дует в душу, входит в грудь -
Не дотронься как-нибудь.
- Вот беда: во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз - ни стать, ни сесть...
Снял перчатки, трет ладони,
Слышит вдруг:
- Гармонь-то есть.
- У кого гармонь, ребята?
- Да она-то здесь, браток...-

Оглянулся виновато
На водителя стрелок.
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
(раздаётся мелодия гормони…)
Песня «Катюша»

Вед.:
И опять увалы, взгорки,
Снег да ёлки с двух сторон...
Едет дальше Вася Тёркин, -
Это был, конечно, он.

V.

Вед:1) А теперь пройдём по тропе «Кино и фото летописи» (слайд №17). Предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма «Василий Теркин». ВИДЕО

Какие фильмы о войне вы смотрели? Вспомните фильмы о войне: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Два бойца», «Семнадцать мгновений весны», «Звезда», «Офицеры».

Какое впечатление они произвели на вас? Какой понравился больше всего?

Вед:2) О войне, о героических событиях, о подвигах наших солдат мы вспоминаем в светлый и радостный праздник - День Победы.

Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

(в стихотворениях, в песнях)

Песня «В землянке»

VI

Вед: Вот и закончилась наша экспедиция. С какими находками мы с вами возвращаемся из неё? (Ответы) Мы привезли с собой из экспедиции замечательные образы. Можно создать целый музей памяти, нашей с вами памяти.

Память - это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Память нужна не только тем, кто выстоял и пережил, нужнее всего она нам, чтобы мы знали цену жизни, дорожили ею.

(Хочу напомнить, что следующее занятие пройдёт в музее «Юные патриоты», где о своей экспедиции нам расскажут представители военно-патриотического клуба.)

Мы - дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны!

И матери наши, и наши отцы -

За мир, за свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе, растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти!

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!


© 2010-2022