- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение «Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания»
Сообщение «Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перевозникова Т.В. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания».
Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания - овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:
№ п/п
Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности
Содержание и организация деятельности классного руководителя
1.
Педагогическая поддержка становления индивидуальности
1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.
2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся.
3. Развитие творческих способностей детей
4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе
5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.
2.
Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности
1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.
2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)
3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки
4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.
5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности
4.
Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.
1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем
2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома
3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.
4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.
Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.
В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа - «самоузнавание», «самооткрытие». Задача классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться.
При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.
В старших классах, продолжающее самопознание дополняется мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно строить свое будущее.
Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:
1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);
2. «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);
3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).
Ключевые аспекты , характеризующие индивидуальное развитие школьника
1. Первый ключевой аспект - индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.
2. Второй аспект - индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика
человека.
3. Третий ключевой аспект - индивидуальность как этап, уровень развития человека.
4 .Четвертый аспект - индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.
Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате - стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.
Основные компоненты индивидуальности
1 Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.
2 Второй компонент индивидуальности - это задатки и способности.
3 Третий компонент - это социально-культурный опыт индивидуума.
4 Четвертый компонент - нравственная направленность
5 Пятый компонент - творческая активность
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Субъекты воспитательного взаимодействия - педагог и ребенок - должны поставить перед собой следующие цели:
-
создание условий для
развития и проявления индивидуальности детей {педагогическая цель);
-
эффективное использование возможностей стать и быть
самим собой {цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).
Принципы построения воспитательного взаимодействия
-
целостность;
-
бинарность;
-
доминантность;
-
вариативность;
-
сформированность помогающих отношений;
-
творческая активность;
-
рефлексивность.
Условия, способствующие построению помогающих отношений.
-
восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;
-
конгруэнтность педагога;
-
безусловно положительное отношение взрослого к ребенку;
-
эмпатийное понимание ребенка;
ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Формы воспитательной работы, способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка:
-
- учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности»
(Т.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);
-
- циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», « Сотвори себя сам»;
-
альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;
-
игра-путешествие в мир своего «Я»;
-
мастерская самопроектирования; тренинг саморазвития, личностного роста;
-
творческая самопрезентация;
-
персональная выставка;
-
бенефис;
-
смотр-конкурс «Ученик года»;
-
гостиная «Зажги свою звезду»;
-
книжка (тетрадь) достижений;
-
портфолио ученика;
-
личный сайт школьника.
Критерии оценки результативности деятельности ребёнка по развитию собственной индивидуальности
-
самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);
-
самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);
-
самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).