Сообщение «Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания».

Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания - овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:

№ п/п

Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности

Содержание и организация деятельности классного руководителя

1.

Педагогическая поддержка становления индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности.

2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся.

3. Развитие творческих способностей детей

4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе

5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка.

2.

Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности

1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений.

2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования)

3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки

4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности.

5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности

4.

Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем

2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома

3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей.

4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа - «самоузнавание», «самооткрытие». Задача классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться.

При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.

В старших классах, продолжающее самопознание дополняется мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно строить свое будущее.

Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:

1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);

2. «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);

3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).

Ключевые аспекты , характеризующие индивидуальное развитие школьника

1. Первый ключевой аспект - индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.

2. Второй аспект - индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика

человека.

3. Третий ключевой аспект - индивидуальность как этап, уровень развития человека.

4 .Четвертый аспект - индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.

Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате - стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.

Основные компоненты индивидуальности

1 Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.

2 Второй компонент индивидуальности - это задатки и способности.

3 Третий компонент - это социально-культурный опыт индивидуума.

4 Четвертый компонент - нравственная направленность

5 Пятый компонент - творческая активность

Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Субъекты воспитательного взаимодействия - педагог и ребенок - должны поставить перед собой следующие цели:

  • создание условий для

развития и проявления индивидуальности детей {педагогическая цель);

  • эффективное использование возможностей стать и быть

самим собой {цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).

Принципы построения воспитательного взаимодействия


  • целостность;

  • бинарность;

  • доминантность;

  • вариативность;

  • сформированность помогающих отношений;

  • творческая активность;

  • рефлексивность.

Условия, способствующие построению помогающих отношений.

  • восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;

  • конгруэнтность педагога;

  • безусловно положительное отношение взрослого к ребенку;

  • эмпатийное понимание ребенка;

ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Формы воспитательной работы, способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка:

  • - учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности»

(Т.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);

  • - циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», « Сотвори себя сам»;

  • альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;

  • игра-путешествие в мир своего «Я»;

  • мастерская самопроектирования; тренинг саморазвития, личностного роста;

  • творческая самопрезентация;

  • персональная выставка;

  • бенефис;

  • смотр-конкурс «Ученик года»;

  • гостиная «Зажги свою звезду»;

  • книжка (тетрадь) достижений;

  • портфолио ученика;

  • личный сайт школьника.

Критерии оценки результативности деятельности ребёнка по развитию собственной индивидуальности

  • самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой);

  • самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей);

  • самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).


© 2010-2022