Современные образовательные технологии в моей практике

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало XXI века - особая стадия в развитии человечества - это время его вступления в информационную эру. Как невозможно представить современную жизнь без использования инновационных технологий, так же трудно представить человека будущего, не владеющего компетентностными знаниями, умениями и навыками. Именно поэтому, на мой взгляд,

использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В моём понимании современный урок истории и обществознания - это мышление и самостоятельность - качества, без которых нет развивающего обучения.

На протяжении всей педагогической деятельности с огромным удовольствием и большим успехом применяю активные или, как их сейчас называют, интерактивные методы обучения, позволяющие взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества,

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации. Как один из примеров, хочу предложить урок обществознания в V классе на тему «Государственные символы Российской Федерации», размещённый на сайте…

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность. Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Особое место на моих уроках занимают информационно-коммуникационные технологии и электронно - образовательные ресурсы, актуальность и перспективность использования которых в образовании сегодня понятна всем. Использование ИКТ является одним из значимых направлений развития информационного общества и учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Активное применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей. За годы моей работы у меня сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:

- работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

- работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников ( на моём сайте вниманию коллег представлена интерактивная презентация у уроку истории России в 6 классе на тему «Культура Древней Руси» ;

- работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

- использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал (Фильм

« Романовы», «История Государства Российского» по М. Карамзину, мульфильмы и фрагменты из них, научно-порпулярные и документальные фильмы и др) ;

- работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов.

Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией.

Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. На сегодняшний день, рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу.

Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что

1) программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

2) задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

3) повышается роль самоконтроля в процессе обучения.

В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями ; кинохрониками, документами, уникальными фонограммами. Они являются одновременно учебником, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. « Ярко, понятно, наглядно, интересно», - так мои ученики любого звена и уровня оценивают их применение. Очень хорошим подспорьем на моих уроках выступают презентации, как мои или коллег, так и ученические. Мои ученики с большим интересом создают презентации по темам « Исторический протрет», «Я вижу музыку» ( несколько работ на сайте), виртуальные экскурсии по музеям, выставкам, галереям, тем самым увлекая себя и своих одноклассников в мир культуры, совсем неинтересный в учебниках. Курс краеведения оживает в глазах учеников благодаря активному внедрению в образовательный процесс ИК-технологий и ЭОР. В моей учительской коллекции более двухсот презентаций, среди которых цифровые фотографии и видеофрагменты школьных мероприятий, встреч с интересными людьми, интервью, рассказов ветеранов и др.

Музейные технологии - использование краеведческого, школьного и классного материала на уроках значительно расширяют возможности урока истории, краеведения. Я часто практикую на уроках истории и краеведения презентации по материалам школьного музея, отрывки из видеозаписей воспоминаний и рассказов ветеранов войны, интервью с интересными людьми, учителями и родителями, ветеранами и руководителями школы. Этот «местный» материал вызывает огромный интерес учащихся, тем более, что они зачастую являются его авторами. Ребята с удовольствием готовят по заданию учителя презентации-отчеты о проведенных поездках, мероприятиях, соревнованиях, поисковой и научно-исследовательской деятельности и активно используют их на уроках и классных часах. Такая система незаменима и в воспитательной работе, например на родительских собраниях( на сайте вывешены некоторые работы учащихся, например,

« Мои земляки в битве за Москву», «Ак каен»и др.)

Эти технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, при этом он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную и групповую. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов всегда «осязаемы» - заканчиваются конкретным результатом. Исследовательская проектная деятельность моих учеников дала свои плоды: они успешно представляют свои работы на муниципальном, окружном и региональном уровнях, становились призёрами, обогатили фонд школьного музея и стали информационным источником в написании истории родного села ( см. сайт проект « Живые свидетели Великой Войны», презентация к нему, проект «Цветущий храм» ( «Райский храм») с презентацией). И в своей дальнейшей практике я рассчитываю опираться на эту технологию, ведь выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.

Другая технология, особо полюбившаяся старшеклассникам - это, бесспорно, технология критического мышления. Уроки-диспуты, дебаты, уроки-суды развивают обучающихся, учат оценивать события, факты, персоналии, формируют коммуникативные навыки, ораторские способности. Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают у себя исследовательские умения, развивают системное мышление. Урок-дебаты на тему « Смертная казнь: за и против» - один из примеров, представленным на моём сайте.

Как известно, самой ранней формой человеческой деятельности является игра, и нет ничего удивительного в том, что на моих уроках всегда имеют место игровые технологии. Это может быть целый урок-игра, к примеру «Счастливый случай» на тему «Петровская эпоха», так и фрагмент, например, на уроке

На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.

Многоуровневое обучение предполагает учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента), умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.), анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений, учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

Разнообразные диагностические работы разных уровней позволяют дифференцированно подойти к каждому ученику, в том числе не оставить без внимания детей с особыми образовательными возможностями.

Есть множество педагогических технологий, которые в большей или меньшей степени имеют место в моей практике, но есть одна, которую я обозначила как наиглавнейшую: здоровьесберегающая, ибо обучение , воспитание, развитие ничто без здоровья, поэтому музминутки, физкультминутки, хорошее настроение, уважение к ученику обязательные атрибуты моих уроков.

Подводя итог: новые образовательные технологии ворвались в современное образование, и чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.






© 2010-2022