Конспект доклада Этапы формирования общетрудовых умений и навыков

      Е.А.Милерян (1973) выделяет  три группы общетрудовых умений, необходимых для осуществления трудовой деятельности.       В первую группу отнесены конструктивно-технические умения: понимание трудового задания, представление о результатах труда, конструкции будущего изделия, его форме, размерах, а также материалах, из которых оно будет изготовлено, то есть построение того объекта, который должен быть сделан.       Вторую группу умений называют организационно-технологическими. Они предполагают...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Психолого-педагогические аспекты общетрудовых знаний и умений учащихся рассматриваются в исследованиях С.Я.Батышева (1981), Ю.К.Васильева (1975), А.И.Воробьёва (1965), А.И.Воловиченко (1982), В.И.Гусева (1970), В.С.Леднёва (1980), Л.А.Лифёрова (1965), СА.Шапоринского (1981), Ю.А.Цына (1987) и других.
Трудовые умения, по определению С.Я.Батышева, представляют собой совокупность трудовых действий, которые может сознательно воспроизвести исполнитель, применяя целесообразные способы их осуществления.
Традиционно складывался подход к трудовому обучению учащихся начальной школы как к обучению элементарным трудовым операциям и умениям ручного труда по обработке различных наиболее распространённых материалов, которые необходимы в повседневной жизни. Основной путь формирования умений рассматривался в упражнениях. Однако, с 50-х - 60-х годов благодаря специальным исследованиям по психологии и методике трудового обучения главный упор стал делаться на формирование у младших школьников общетрудовых умений (Е.А.Милерян, 1973; А.М.Новиков, 1986; Э.А.Фарапонова, 1982). Подчёркивается необходимость использования в этом плане не столько упражнений и тренировок, направленных на многократное повторение исполнительных движений, сколько создание особого обобщённого образа или способа действия, формирование контроля собственных действий, умения планировать, оценивать трудовую деятельность, то есть выявление и усиление роли интеллектуального компонента деятельности учащегося в процессе выполнения трудовых заданий.
Е.А.Милерян подчёркивает связь общетрудовьгх умений с выполнением основных функций, присущих любой деятельности. "Функции осознания цели, планирования предстоящей деятельности, самоконтроля при её осуществлении и так далее, входят в содержание всякого целостного процесса труда независимо от его специфических особенностей и умения, которые необходимы для их осуществления, являются по своему характеру общетрудовыми" (1973).
Близкое определение даёт М.Н.Шнейдерман: "Общетрудовые умения можно трактовать как способность к осуществлению в различных условиях трудовой деятельности умственных и практических действий по планированию, организации, контролю" (1977).
Т.И.Данюшевская (1990), Э.А.Фарапонова (1990) особо подчёркивают преобладание в общетрудовых умениях интеллектуальных компонентов, а также отмечают, что эти умения имеют широкое значение, связанное с двумя особенностями: во-первых, они нужны во всех видах деятельности; во- вторых, преобладающая роль интеллектуальных компонентов даёт возможность гораздо более широкого переноса их из одной области в другую. Следовательно, общетрудовые умения являются обобщёнными уже по своей природе.

Формирование общетрудовых умений происходит в трудовой деятельности и конечной целью процесса формирования этих умений является овладение трудовой деятельностью (А.Н.Леонтьев, 1977). В связи с тем, что необходимо раскрыть содержание общетрудовых умений, следует обратиться к теории деятельности.
А.Н.Леонтьев под деятельностью понимал такой процесс активности человека, при котором предмет деятельности (то, на что направлена человеческая активность) совпадает с мотивом (с тем, что побуждает человека к деятельности). Далее он отмечает, что если предмет деятельности с мотивом не совпадает, то такой процесс активности человека называется действием. Действие входит в структуру деятельности и является его основным компонентом, но в отличие от деятельности, действие направляется не мотивом, а осознанной целью. Хотя действия подчинены мотиву деятельности, они сохраняют относительную самостоятельность, так как направлены на достижение осознанной цели. Кроме того, деятельность может превратиться в действие, если утрачивается мотив, побудивший её. Возможен и обратный процесс. Действия, в свою очередь, могут осуществляться разнообразными способами, зависящими от условий их протекания. Эти способы носят название операций.
Таким образом, составляющими деятельности являются: мотив деятельности, цель деятельности и действия, направленные на достижение поставленной цели.
В исследованиях Е.А.Милерян (1973) и В.В.Чебышевой (1969) общетрудовые умения (обобщённые) рассматриваются как деятельность. Следовательно, общетрудовые умения, представляющие собой способность осуществлять трудовую деятельность, включают в себя умственные и практические действия, подчинённые мотиву данной деятельности. В основе действия лежат операции и элементарные, несложные движения, на базе которых и формируется конкретно-трудовое умение, переходящее в навык. Конкретно-трудовые умения образуют общетрудовые умения.
В состав общетрудовых умений могут входить не только конкретно-трудовые умения, но и обобщённые. Так, общетрудовое умение планировать деятельность включает в себя такие умения: ставить цель деятельности, анализировать образец и условие задачи и так далее. Как мы видим, перечисленные умения также являются общетрудовыми. Количество конкретно-трудовых умений варьируется в зависимости от конкретного состава каждого общетрудового умения. Сам термин "умение" используется авторами в двух значениях; 1) как действие несложное по составу, формирующееся на основе знаний и 2) как действие в высшей степени сложное, формирующееся на основе знаний и уже имеющихся элементарных умений (Гусев В.И., 1970; ДмитриевА.Е.,1979; Лиферов Л.А., 1965).
В структуру общетрудовых умений входят не только конкретно-трудовые умения, но и знания, на которых основываются эти умения.
И.Я.Лернер (1974,1984) выделяет знания "разного уровня обобщённости".
Первый из них (низший) предполагает пошаговое обозначение каждого конкретного действия. На базе таких знаний формируются конкретно-трудовые умения. Алгоритмы, памятки, пошаговые инструкции можно отнести к знаниям первого уровня.
Знания второго уровня предполагают наличие у детей определённого практического опыта. Это обобщённые знания о способах выполнения действия (схемы, чертежи, инструкционные карты).
Опираясь на знания третьего уровня (знания общих принципов деятельности) учащиеся понимают законы, лежащие в основе его деятельности (как строить деятельность, какие действия выполнять и в какой последовательности).
Таким образом, структурными компонентами общетрудовых умений являются:
1) Знания, лежащие в основе умений и различающиеся по уровню обобщённости этих умений (знания 1,2,3 уровней).
2) Конкретно-трудовые умения, формирующиеся на основе знаний первого уровня обобщённости.
3) Навыки, образовавшиеся в результате закрепления первоначальных умений, состоящие из автоматизированных операций.

Термин "навык" используется нами в значении привычного действия, выполняемого легко и уверенно.
В психолого-педагогических исследованиях большое разнообразие классификаций общетрудовых умений.

Е.А.Милерян (1973) выделяет три группы общетрудовых умений, необходимых для осуществления трудовой деятельности.
В первую группу отнесены конструктивно-технические умения: понимание трудового задания, представление о результатах труда, конструкции будущего изделия, его форме, размерах, а также материалах, из которых оно будет изготовлено, то есть построение того объекта, который должен быть сделан.
Вторую группу умений называют организационно-технологическими. Они предполагают прежде всего применение технических и технологических знаний.
Третью группу общетрудовых умений, применяемых на заключительных этапах труда, называют операционно-контрольными. Ими охватывается текущий и заключительный контроль выполнения запланированных операций. При помощи контроля определяется степень соответствия полученного продукта труда поставленной цели.
Приведённая классификация, представляет собой наиболее полное отражение всех этапов трудовой деятельности.

Так как функциями любой деятельности являются: организация труда, конструирование, контроль и оценка деятельности, выделяют 4 группы общетрудовых умений, формирование которых должно осуществляться уже на начальной ступени обучения:

1) конструктивно-технологические;

2) организационные;

3) контрольные;

4) оценочные.
В группу конструктивно-технологических умений вошли следующие общетрудовые умения:

ставить и удерживать цель деятельности,

анализировать образец и условия задачи,

планировать предметно-практическую деятельность.

В состав общетрудовых умений рассматриваемой группы входят следующие конкретно-трудовые умения:

находить части и детали изделия;

определять основные, самые сложные и второстепенные детали;

определять вид и способ соединения деталей;

определять форму изделия и его отдельных частей;

определять материалы;

определять порядок изготовления и сборки изделия;

пользоваться приспособлениями;

выполнять разметку;

выполнять измерения;

выполнять основные технологические операции (сгибание, складывание и так далее); производить сборку изделия и другие.
Группу организационных умений составили общетрудовые умения:

организовать рабочее место и процесс труда;

рационально выбирать материалы, инструменты и приспособления;

экономить материалы;

бережно обращаться с инструментами;

соблюдать гигиену и безопасность труда и другие.

Конкретно-трудовые умения, вошедшие в группу организационных, составляют следующие:

размещать все материалы и инструменты на рабочем месте;

пользоваться рациональными приёмами работы;

производить наладку и регулировку инструментов и приспособлений.
В группу контрольных вошли общетрудовые умения:

осуществлять само- и взаимоконтроль.

К конкретно-трудовым умениям отнесены:

умения владеть приёмами контроля качества основных технологических операций и готового изделия.
Группу оценочных составили следующие общетрудовые умения:

оценивать деятельность;

совершенствовать деятельность.

Конкретно-трудовые умения включают:

умения владеть приёмами оценки процесса и результата трудовой деятельности.

В психологии и педагогике рассматриваются вопросы формирования умения ставить и удерживать цель деятельности (В.А.Поляков, 1977; Г.А.Вергелес, 1990; И.А.Мещерова, 1987).
Исследователи отмечают, что при условии сформированности данного умения школьники осознанно ориентируются на овладение способами действий, как конкретными так и обобщёнными. Бесспорно, что оперирование способами действий для достижения поставленной цели, устраняет неадекватные способы работы. Способы действий авторы понимают как особые системы операций, благодаря которым человек обнаруживает, открывает свойства и качества предметов, в отношении которых и при опоре на которые осуществляются различные практические преобразования. Поэтому отпадает тенденция действовать вслепую, не раздумывая. Выдвижение цели невозможно без первичного анализа трудового задания. Анализ необходим, главным образом, для того, чтобы определить цель, а затем найти способ решения поставленной задачи.
Вопросы принятия и удержания цели деятельности младшими школьниками были предметом специального исследования М.В.Матюхиной (1984). Полученные автором данные говорят о том, что для младших школьников принятие и удержание цели, исходящей от другого человека, оказывается очень трудным делом. Учителю важно знать эти особенности ребёнка и учитывать их в учебном процессе.

Чтобы цель была принята школьником необходимо участие детей не только в постановке цели, но и в анализе обсуждения её достижения.

Формирование общетрудовых умений не только закладывает основы психологической готовности к труду, но и способствует становлению основ произвольной регуляции психической деятельности в целом.

В этой связи особую актуальность приобретают положения о роли коллективных форм деятельности в интеллектуальном развитии ребёнка, сформулированные в трудах Л.С.Выготского (1931). Именно в коллективной деятельности Л.С.Выготский видел оптимальные возможности для формирования различных видов деятельности.




казенное образовательное учреждение Омской области

« Специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа №6 VIII вида »



Сообщение на методическом объединении воспитателей

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТРУДОВЫХ

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ




Подготовила воспитатель:

Васькова И.П.

Омск 2013


© 2010-2022