Родительское собрание. 3 класс. Если ребёнок не хочет и не любит читать?!

Педагоги во всём мире бьют тревогу из-за падения читательской активности детей. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а теперь  присоединился компьютер. Изменяется и само отношение к чтению. Исследования показали, что большинство взрослого населения предпочитают книги для отдыха и развлечения, а также учебную, научную и справочную литературу. Люди стали чаще читать в транспорте, во время еды, просмотра телепередач, прогулок, причём многие читают только в таких условиях. Чтение всё бол...
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Родительское собрание. 3 класс.

Если ребёнок не хочет и не любит читать?!


Книги-корабли мысли, странствующие

по волнам времени и бережно несущие

свой драгоценный груз от поколения к

поколению.

Ф.Бэкон

Цель:

  1. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

  2. Выявить причины нежелания детей читать.

  3. Наметить пути решения данной проблемы.

Участники: родители, классный руководитель.

Подготовка:

  • Анкета для родителей и детей с аналогичными вопросами.

  • Диагностика техники чтения.

  • Цветопись - отношение детей к урокам литературного чтения.

  • Мини- сочинение «Почему я люблю читать»

  • Памятка для родителей.

Оформление:

  1. Диаграммы исследований.

  2. Таблички с предполагаемыми причинами проблемы.

  3. Высказывания великих людей по данной теме.

  4. Таблички для групп родителей (Книголюбы. Знатоки литературы. Великолепные читатели. Увлечённые чтением. Покорители книжного пространства.)

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

I Классный руководитель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

Педагоги во всём мире бьют тревогу из-за падения читательской активности детей. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а теперь присоединился компьютер. Изменяется и само отношение к чтению. Исследования показали, что большинство взрослого населения предпочитают книги для отдыха и развлечения, а также учебную, научную и справочную литературу. Люди стали чаще читать в транспорте, во время еды, просмотра телепередач, прогулок, причём многие читают только в таких условиях. Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают:

  • дети читают только по школьной программе

  • по мере взросления интерес к чтению ослабевает

  • круг детского чтения смыкается на детективах, комиксах, триллерах

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие, внимание, память, мышление, воображение ребёнка. И потому тревога весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

О том, почему дети не любят читать и как развить у ребёнка читательский интерес мы сегодня и поговорим.

II Работа в группах

В чём причина нежелания детей читать? Обсудите эту проблему. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения.

  • У ребёнка не достаточно развит навык чтения.

  • У ребёнка нет домашней библиотеки.

  • Не развита культура чтения, не умеет правильно подбирать литературу для чтения.

  • Родители дома не читают, нет примера для подражания.

  • У ребёнка сформировалось негативное отношение к чтению (эффект принуждения).

III Обсуждение итогов работы в группах.

  1. Диаграмма техники чтения; цветопись; люблю ли я читать.

Никто не чинит здание, когда оно уже развалилось: поправлять его надо, пока оно ещё целое.

Упражнения по развитию навыка чтения:

  • Чтение знакомого текста.

  • Чтение в установленном темпе.

  • Чтение диафильмов.

  • Сначала читает взрослый, а затем тот же отрывок читает ребёнок.

  • Индивидуальный контроль за техникой чтения.

  • Совместное заучивание стихотворений, а затем чтение их ребёнком по книге.

Книга - это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!

2.

  • Наличие собственной библиотеки или просто полочки для книг.

  • Возможность обмениваться книгами с товарищами - всё это вызывает интерес к книге.

  • Приучайте ребёнка бережно относится к книгам.(не перегибать, иметь закладки, организация книжкиной мастерской, не пишите в книгах, не вырывайте страницы)Как к книгам относитесь вы, так и будут дети к ним относиться.

  • Научите ребёнка пользоваться библиотекой.

  • Дарите ребёнку книги. Совершайте совместные праздничные выходы в книжный магазин и вместе выбирайте новую книжку, советуйтесь с ребёнком .

Книга должна ассоциироваться у ребёнка только с удовольствием, радостью.

3.


  • Не форсируйте события -усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребёнка или неинтересна ему, отложите её на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек. Трудная книжка выводит из терпения и злит.

  • Предлагайте ребёнку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребёнку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: ужастиками, детективами, романтическими историями. Ими он и сам заинтересуется, а вот Толстого и Чехова читать точно не захочет.

Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми.

4.

  • Станьте для ребёнка примером. Сложно убедить ребёнка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор, компьютер и т.п.

  • Заведите ритуал вечернего чтения.(читайте по ролям, разыгрывайте сценки, обсуждайте прочитанное)

  • Формируйте читательскую активность ребёнка, но после прочтения выясните. Как ребёнок представляет тех или иных героев, как оценивает их поступки. Выскажите своё мнение, но не настаивайте на том, что ваше мнение правильное, а ребёнок не прав. Ребёнок видит динамику событий, а проанализировать их пока не может. ПОМОГИТЕ ЕМУ.

  • Ищите похожие ситуации в жизни, сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и м\фильмами, цитируйте подходящие к случаю стихи или лит.фразы. Это умение в будущем украсит и обогатит речь вашего ребёнка.

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут:

Он хороший мальчик.

  1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?

  • Любит читать сам;

  • Слушать чтение взрослых.

2.Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок?

  • Хвалите его;

  • Ругаете.

3.Принято ли в вашей семье читать книги

вслух?

  • Конечно, да;

  • Нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую

недавно прочитал ваш ребёнок?

  • Безусловно, да;

  • Наверное, нет.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.


  • создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку;

  • в течение дня выделите для чтения время, удобное ребёнку;

  • когда ребёнок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создаёт эффект принуждения);

  • если ребёнку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребёнку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, а вы поправляете его, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребёнок;

  • проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок;

  • отмечайте каждый, даже самый незначительный, с вашей точки зрения, успех ребёнка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребёнок будет стараться порадовать вас своими успехами;

  • не следует сравнивать достижения ребёнка с успехами других детей (особенно его братьев и сестёр)- постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.

Если ребёнок категорически отказывается читать, попробуйте прочитать ему о том, что ему интересно.

Если ребёнок вошёл во вкус совместного чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на хитрость. Прервите чтение на интересном месте, сошлитесь на сильную занятость и попросите ребёнка самостоятельно прочитать рассказ, а потом вам рассказать, что там дальше произошло. Только не злоупотребляйте занятостью, а то у ребёнка возникнет подозрение, что вы его обманываете и не хотите вместе читать.

Не давите на ребёнка.

Не перегружайте его ежедневным чтением вслух. ( непрерывное чтение 10 -15 минут)

Чтобы чтение не вызывало у ребёнка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра любимой телепередачи. (для чтения должно быть определено конкретное время)

Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения, если он уже заинтересовался чем-либо.

Не наказывайте ребёнка чтением. Можно наказать ребёнка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.


IV Заключение.

Чтение выполняет не только информативную и развлекательную функцию, но и

  • С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребёнка.

  • Развивается воображение и расширяется кругозор.

  • На основе чтения формируется внутренний мир ребёнка. Именно художественная литература позволяет косвенным путём приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребёнка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Именно книги знакомят ребёнка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство, и готовят его к встрече с ними в реальной жизни.

Ни телевизор, ни компьютер не могут заменить чтение. Так как оно было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре. Поэтому так важно не столько как можно раньше научить ребёнка читать, сколько развить в нём любовь и интерес к чтению.

Всем, что есть во мне хорошего, я обязан книгам.

Используемая литература:

  1. Мир мудрых мыслей.

Иркутск: «Символ»,1995г.

  1. В.Воробьёв. Любит ли ваш ребёнок читать? Психологические тренинги, памятки, анкеты.

М.: «Просвещение», 2004.




© 2010-2022