РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПНШ»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»


Гусева Екатерина Андреевна

учитель начальных классов

МОУ Степановская СОШ, Галичского района,

Костромской области

Изменения, происходящие сегодня во всех областях жизни, не могли не затронуть и сферу образования.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли сегодня учиться в первый класс, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2065 года. Каким будет мир в это время, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённым Министерством образования и науки РФ в октябре 2009 года.

В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Инновационные подходы к начальному образованию, заложенные в государственном образовательном стандарте, задают новое содержание и характеристику учебной деятельности ребенка.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго

поколения является усиление их ориентации на результаты образования.

Сущность стандарта в том, что конечная цель его - ученик, который умеет самостоятельно учиться, что самое главное. Иными словами, мы должны сформировать личность, способную к дальнейшему самосовершенствованию. Стандарт является договором и предполагает трех участников образовательного процесса: школу, общественность и родителей.

В УМК «Перспективная начальная школа» эти инновационные

подходы нашли свое отражение в целевой установке комплекта -

обеспечение планируемых результатов основной образовательной

программы, к числу которых отнесены:

• личностные результаты - сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

• метапредметные результаты - освоенные в ходе образования

универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и

коммуникативные);

• предметные результаты - освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов системы ЗУНов и опыта, специфического для каждой предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Одним из комплектов учебного книгоиздания, воплотившим в жизнь требования ФГОС начального общего образования, является УМК «Перспективная начальная школа».(2)

Основная идея данного комплекта - это оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации [1].

Несомненным достоинством данного методического комплекса является то, что он ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика. Ученик является равноправным участником процесса обучения. В его деятельности начинает занимать существенное место роль исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере с ним обсуждает различные точки зрения. Каждый шаг для ученика в обучении - это решение новой задачи: её осмысление, анализ, выдвижение гипотез решения. Ученик учится ставить перед собой цели и сознательно предполагает возможные пути их решения. При этом решение поставленных задач всегда проходит на творческом уровне, с самоконтролем и самооценкой. Ребёнок чувствует, что

учение - это радость маленьких открытий.

Другим достоинством УМК «Перспективная начальная школа» является и новая роль учителя. Его руководящая роль скрыта от ученика. Учитель, прежде всего, - партнёр, консультант по учебному общению. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Учитель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя ученикам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.

Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники действительно представляют собой комплект по целому ряду оснований. У всех учебников общие теоретические позиции, система взаимных ссылок, общие цели каждого года обучения, единая внешняя интрига, единое коммуникативное пространство, общие сквозные герои. Все учебники комплекта опираются на традиционный принцип прочности, который обеспечивается системой неявных для ученика многократных возвращений к уже изученному, созданием условий для применения полученных знаний, развернутым и пошаговым методическим аппаратом, помещенном в самом учебнике.

Единое инструментальное пространство УМК - это способ и условие общения, поиска информации внутри одного источника знаний, поиска информации в разных источниках.

Особенностью УМК «Перспективная начальная школа» является и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника, использование единой системы условных обозначений во всем УМК, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести универсальные учебные действия, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Программа «Перспективная начальная школа» решает задачу формирования речевой, познавательной, организационной деятельности и приемов работы с информацией.

Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей образовательной области словарь, даёт каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.

Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками.

Все учебники комплекта опираются на коммуникативные технологии. Они учат школьников общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью, смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения. В содержание гуманитарных учебников включена переписка методистов «Научного центра» Академкниги со школьниками, которая ведется по линии двух научных клубов: «Ключ и заря» (русский язык и литературное чтение) и «Мы и окружающий мир».

В процессе обучения учащиеся осваивают способы познавательной деятельности. Они приучаются вести наблюдение объектов и явлений окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с ними, сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. У них формируются умения и навыки проведения измерений разными способами с помощью простейших приборов. Грамотно и последовательно ведется подготовка к выполнению творческих работ. Младшие школьники готовят сообщения, сочинения (устные и письменные), выполняют графические работы, разыгрывают воображаемые ситуации.

УМК «Перспективная начальная школа» решает задачи формирования

организационной деятельности. Учащиеся учатся выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам, определять способы контроля, находить ошибки в работе и их исправлять.

Очень важно и то, что в процессе обучения школьники приобретают навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности [1].

В УМК разработаны контрольно -измерительные материалы для 1-4 классов на основе единого текста.

Универсальные учебные действия, полученные учениками при обучении по УМК, позволяют добиваться достаточно высоких результатов. Это показала проведенная диагностика общеучебных умений и навыков в моем классе.

В заключение следует отметить, что опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения.


Интерактивность - совершенно новое типическое свойство УМК. Средствами УМК с помощью учителя организуется познавательная деятельность детей за рамками урока (внеурочная деятельность): экскурсии, кружки, олимпиады, школьные научные общества, поисковые и научные исследования (метод проектов).

УМК «Перспективная начальная школа» предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра всех этих занятий, предлагая им участие в коллективной деятельности научных клубов младших школьников («Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря»). Членыклуба присылают на адрес клуба (почта, Интернет) свои личные или коллективные отчеты о наблюдениях и результатах экспериментов,о презентациях, свои мини-проекты, поздравительне открытки, поделки, сочинения, дневники наблюдений, иллюстрированные сочинения, памятки, словники, информационные материалы.

Кстати, каждый из «отчетов», подготовленных ребенком, может использоваться учителем как источник информации для оценивания достигаемых образовательных результатов.

Деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС

Деятельностный подход в отечественном образовании, который на протяжении многих лет являлся его базовой теоретической ценностью, в связи с введением и необходимостью реализации ФГОС становится парадигмой образовательного процесса, то есть его образовательной картиной мира, которая задает систему ориентиров и установок для практической организации учебного процесса на каждом его этапе: от целеполагания до контроля и оценки его результатов.

Деятельностная парадигма образования в УМК «Перспективная начальная школа» вызвала к жизни радикальный отказ учебников и учебных пособий от принудительно-декларативного изложения материала и - как следствие - отказ учителя от традиционной функциональной роли единственного источника информации; последовательную проблематизацию учебного материала учебником и учителем; последовательное проведение учебником и учителем принципа дифференциации знания: не только на уровне введения разноуровневых по сложности заданий, но и на уровне предъявляемых требований к их контролю и оценке.

Деятельностная парадигма образования в УМК «Перспективная начальная школа» предлагает такую организацию образовательного пространства, которая позволяет системно развивать исследовательское поведение каждого школьника на доступном ему уровне;организовывать ежеурочную деятельность по поиску необходимой информации, ее преобразованию и применению. В связи с этим в комплекте были разработаны образовательные условия для самостоятельной работы учащихся: ведь именно самостоятельная работа лежит в основе развития речи учащихся и является первым этапом формирования их коммуникативных умений (без полноценной самостоятельной работы школьнику нечего отстаивать, он не может быть личностно заинтересованным в продукте своего труда, не может участвовать в продуктивном обмене мнениями, в коллективной работе).

Деятельностный подход в комплекте - это не просто призыв действовать, не просто предъявление требований: «Работай самостоятельно», «Проверь себя по словарю!» и т. д., но тщательная разработка образовательных условий для реализации предъявленных требований. Так, например, самостоятельная работа ученика - это один из самых сложно организуемых видов его учебной деятельности, который потребовал создания условий для того, чтобы каждый школьник справился с предлагаемым заданием, а значит, - дифференцированного подхода. Требование самостоятельной работы вызвало к жизни развернутую в методическом аппарате учебника пошаговость, доступную пониманию школьника, наличие инструкций и советов, образцов выполнения или оформления работы.

Требование работы с разными источниками информации, со словарями и справочниками вызвало к жизни наличие этих дополнительных источников информации, размещенных в хрестоматиях, наличие системы учебных словарей, выделенных в отдельный томик и обслуживающих весь комплект в целом. Более того, обращение к словарям каждый раз вызвано практической необходимостью и носит системный, а не эпизодический характер: именно так реализация этого требования становится нормой учебной жизни учащихся и в рамках этого конкретного требования обеспечивает реализацию

деятельностного подхода в обучении.(2)


Литература

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук и др. М.: Академкнига/учебник, 2010.


  1. «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспективная начальная школа» /

Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.А. Захарова, Н.М. Лаврова, О.В. Малаховская, О.Н. Федотова, А.Л. Чекин,Н.А. Чуракова.

М.:Академкнига/Учебник , 2010

9


© 2010-2022