- Преподавателю
- Классному руководителю
- Работа с трудными подростками
Работа с трудными подростками
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябцева В.В. |
Дата | 20.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Работа с трудными подростками
В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
Существуют следующие группы педагогических приемов.
Созидательные - содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и учеником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4) «авансирование личности» - предоставление ученику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение учителя к ученику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ученик, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на ученика сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ученик благодарен своему учителю за поддержку. Такие минуты не забываются. Учитель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой ученика от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать - необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Учитель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать - это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у ученика правильного поведения.
-
Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.
-
Доверие.
-
Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
-
Вовлеченность в интересную деятельность.
-
Пробуждение гуманных чувств.
-
Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.
-
Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
-
Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
-
Активизация сокровенных чувств ученика. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы.
-
Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
-
Необычный подарок. «Вечером учитель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
-
Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
-
Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
-
Приказание.
-
Предупреждение.
-
Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
-
Проявление возмущения.
Вспомогательные приемы.
-
Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
-
Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.
Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
При проведении психолого-педагогической учительно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:
-
стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
-
формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
-
постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
-
проявление доверия к ученику;
-
формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
-
оптимистическая стратегия в определении учительных и коррекционных задач;
-
учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
-
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
-
преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
-
проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
-
приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
-
защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
-
постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения учительных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
-
формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности учительно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:
-
учет особенностей социального окружения подростка при решении учительных и коррекционных задач;
-
координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
-
обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
-
учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
-
коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
-
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
-
учительная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
-
учительно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
-
необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
-
все участники учительно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации учительно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
-
оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
-
выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
-
учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе учительно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
-
предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
-
работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
-
поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
-
постоянное отслеживание эффективности учительного воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
-
включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
-
выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
-
стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
-
оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
-
проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
-
подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;
-
не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
-
волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
-
нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
Чтобы понять трудного школьника, принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние проявления трудных школьников, но прежде изучить истоки трудновоспитуемости: «Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли вы устранить причины его породившие» (Вовенарг).