Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» (9-11 классы)

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

города Моршанска Тамбовской области





«Сделай свой выбор»





программа классного руководителя

по профессиональной ориентации

обучающихся 9-11 классов




II. Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа классного руководителя

по профессиональной ориентации обучающихся

«Сделай свой выбор»

2

Разработчик программы

Артемьева Г.В., классный руководитель 11 «А» класса

3

Адрес организации

393950, Тамбовская область, г. Моршанск,

ул. Пионерская, д.38

4

Цель программы

Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности

5

Задачи программы


  • сформировать у обучающихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;

  • сформировать у обучающихся знания о мире труда и профессий, требования профессии к личности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои возможности и способности формированию общественно значимых мотивов выбора профессии;

  • подготовить к профессиональному самоопределению.

6

Специфика содержания

Система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации

7

Проблема

Низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального выбора.

8

Ожидаемый результат

Вовлечённость в реализацию программы 100 % обучающихся 9-11 классов школы и их родителей.

Увеличение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения по всем вышеперечисленным критериям на конец года.


9

Этапы реализации

I этап - организационный (9 класс)

II этап - основной (10 класс)

III этап - итоговый (11 класс)

10

Участники программы


  • родители

  • обучающиеся 9-11 классов

  • классный руководитель

  • учителя - предметники

  • администрация школы

  • психолог школы

  • библиотекарь

  • социальный педагог школы


11

Срок реализации программы

3 года





















III. Пояснительная записка

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас. К.Д.Ушинский


Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» для обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ №3 разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы; представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.

Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии - это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства - это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.

Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.

Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство.

Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;

  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;

  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;

  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;

  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;

  • диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;

  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

АКТУАЛЬНОСТЬ

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.

В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

В настоящее время школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

Профессии родителей

Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

Собственный практический опыт профессиональной работы

Примеры и опыт друзей, знакомых

Советы родителей или других родственников

Рекомендации учителей

Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах

Профильное образование в 9-11-х классах

Интуитивное принятие решений

Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы

Все это неважно, так как всё определяет случай

Престиж профессии в обществе

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.

На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организаци­онно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимо­действии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физиче­ским совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределе­ния школьников в интересах личности и общества.

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профес­сиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профес­сией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон про­фессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологиче­ских особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая программа профориентации «Сделай свой выбор».

ЦЕЛЬ

Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности

ЗАДАЧИ


  • сформировать у обучающихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;

  • сформировать у обучающихся знания о мире труда и профессий, требования профессии к личности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои возможности и способности формированию общественно значимых мотивов выбора профессии;

  • подготовить к профессиональному самоопределению.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ

14-18 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

3 года (9 -11 классы)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение

Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» (9-11 классы)





Основные направления работы классного руководителя

  1. Выявление интересов и склонностей обучающихся, их способностей.

  2. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных профессиональным становлением.

  3. Развитие ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в выборе будущей профессиональной деятельности.

  4. Групповое и индивидуальное консультирование, соответствующее интересам и способностям, ценностным ориентациям.

  5. Составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопреде­ления учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся.

  6. Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конфе­ренции.

  7. Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте обучающегося).

  8. Помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуще­ствлять анализ собственных достижений.

  9. Организует посещение учащимися дней открытых дверей в учебных заведениях.

  10. Организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

  11. Оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их ро­дителей по проблеме самоопределения.

  12. Приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии

  13. Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к про­фильному и профессиональному самоопределению.

  14. Организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних про­фессиональных учебных заведений.

  15. Способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащегося, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..

  16. Обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся об­щетрудовые, профессионально важные навыки.

  17. Способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки.

  18. Проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

  19. Адаптирует учебные программы.

Заместитель директора по УВР (администрация), как координатор профориентационной работы в школе, реализует следующие направления:

  1. выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую под­держку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельно­сти;

  2. поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

  3. планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и об­разовательной программой общеобразовательного учреждения;

  4. осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по органи­зации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащих­ся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивиду­альной образовательной траектории;

  5. проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профиль­ного и профессионального самоопределения обучающихся;

  6. организация летней трудовой практики;

  7. организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

  8. организация системы повышения квалификации классных руководителей , учи­телей-предметников, школьного педагога - психолога по проблеме самоопределения учащихся;

  9. осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессио­нального самоопределения учащихся;

  10. организация и контроль занятий учащихся в сетевых элективных курсах и профильного обучения;

Библиотекарь:

  1. регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  2. изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  3. обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, про­спекты, программы, описания профессий);

  4. регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (экономика, менеджмент, маркетинг, юриспруденция, педагогика, национальная безопасность, техника, производство, информационная техника и технологии, медицина, транспорт, строительство, торговля, сервис, искусство и т.д.).

Социальный педагог:

  1. способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки, по­скольку, как правило, у таких детей она занижена;

  2. оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионально­го и жизненного самоопределения;

  3. осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  4. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, за­трудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

  1. изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

  2. осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному са­моопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  3. проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  4. проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбо­ра;

  5. осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  6. способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

  7. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  1. способствует формирова­нию у обучающихся установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

  2. проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  3. организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профес­сиональную карьеру;

  4. оказывает помощь классному руководителю, психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Взаимодействие классного руководителя


  • с педагогами-предметниками:

  • совместно вырабатываются об­щие педагогические требования и подходы к учащимся в учебно-воспитатель­ном процессе на основе целей образовательного учреждения;

  • классный руководитель представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете;

  • привлекает педагогов к работе с родителями;

  • способствует включению обучающихся в систему работы по специальным и общеобразовательным предметам: предметные кружки, факультативы, вы­пуск газет, тематические программы, конкурсы, проекты и другие мероприятия.

  • с педагогом - организатором:

  • классный руководитель согласует деятельность педагога-организатора с планом своей воспитательной работы;

  • привлекает педагога-организатора к проведению ме­роприятий внутри группы, организуя участие обучающихся;

  • активное взаимодействие сторон по вопросам организации досуговых и каникулярных мероприятиях;

  • при поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к своей работе представителей культуры, спорта, общественность.

  • с психологом:

  • классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;

  • координирует связь пе­дагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

  • анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные, твор­ческие способности и возможности воспитанников;

  • координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности коллектива студентов, как со своей стороны, так и со стороны других участ­ников воспитательного процесса.

  • с библиотекарем:

  • классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся,

  • способствует формированию у них отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

  • с меди­цинскими работниками образовательного учреждения:

  • классный руководитель заботится о здоро­вье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медработников.

  • с семьей:

  • работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах воспитанника;

  • формирование общих под­ходов к воспитанию;

  • совместное изучение личности ребенка, его психо­физиологических особенностей;

  • организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии само­стоятельного гражданина.

  • привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учрежде­нии, что способствует созданию психо­логического и эмоционального комфорта обучающегося в стенах этого учреж­дения и за его пределами;

  • координирует усилия по образованию и самообразованию воспитанника, изучая информацию об его наклонностях, материально-бытовых условиях, психологическом климате в се­мье, требований родителей к обучению и воспитанию;

  • организует работу по повышению педагогической и психологической куль­туры родителей.

Основные формы работы:

  1. Классные часы.

  2. Беседы о профессиях.

  3. Тренинговые тематические занятия.

  4. Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений.

  5. Сотрудничество со службой занятости, летнее трудоустройство подростков.

  6. Встречи с людьми востребованных профессий.

  7. Посещение тематических выставок

  8. Участие в конкурсах сочинений, стенгазет, информационных бюллетеней и др..

  9. Целевые экскурсии на предприятия города.

  10. Научно-исследовательская работа учащихся.

  11. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.

  12. Родительские собрания.

Материально - техническое обеспечение

  1. Совершенствование материально - технической базы и создание условий, способствующих выбору профессии.

  2. Оснащение кабинетов мультимедийным оборудованием.

  3. Пополнение библиотечного фонда специальной литературой по профориентационной работе, медиатеки сведениями из интернета.

  4. Формирование материально-технической базы наглядных пособий и материалов для практических занятий.

  5. Кинозал, комната медицинского работника, кабинет педагога - психолога.

Научно - методическое обеспечение

  1. Организация рекламной деятельности (использование различных форм массового изучения различных профессий).

  2. Анализ учебных программ по общеобразовательным и специальным дисциплинам, включение в перспективно-тематические планы уроков по профориентации.

  3. Апробация на уроках новых форм и методов, способствующих определению у обучающихся интересов, склонностей, способностей, личностных качеств.

  4. Создание диагностического комплекса для выявления физических и психологических возможностей обучающихся.

  5. Совместная работа школы, ССУЗов, ВУЗов и родителей.

  6. Заключение договоров с предприятиями и фирмами города для проведения экскурсий и практических занятий

Финансовое обеспечение

  1. Участие в проектах на получение грантов

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся IX-XI классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.


В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

  • Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения


Критерии

Показатели

9 класс

10-11 класс

Когнитивный

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости про-фессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК)

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей

Мотивационно-ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора

1. Устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК

Деятельностно-практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК











ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Эффективность реализации программы «Сделай свой выбор» можно оценить через систему количественных и качественных показателей.

В течение всего времени реализации программы должен идти поиск оптимальных форм, методов, средств по профориентационному выбору обучающихся.

Количественный результат: вовлечённость в реализацию программы 100 % обучающихся 9-11 классов школы и их родителей.

Качественный показатель:

Увеличение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения по всем вышеперечисленным критериям на конец года.

По результатам анкетирования можно наблюдать динамику повышения осознанности выбора будущей профессии.



Осознанность выбора будущей профессии

Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» (9-11 классы)

Предварительное распределение обучающихся в ВУЗы и ССУЗы

Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» (9-11 классы)



Осведомлённость родителей

о предпочтениях в выборе профессии их детей

Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» (9-11 классы)

У профориентационной работы в школе есть будущее, успех её и во внимании со стороны государства, и в желании молодых планировать свою профессиональную карьеру, поэтому данная работа должна быть систематической и целенаправленной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

  1. Проект «Наша новая школа»

  2. Закон РФ «Об основных гарантиях ребёнка»

  3. «Концепция модернизации российского образования»

  4. Государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года»

  5. Конвенция о правах ребёнка

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 класс. М.:ВАКО, 2012. -220 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.:ВАКО, 2010. -208 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2011. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  4. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2009,240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  5. Черникова, Т. В. Корабль под названием «Жизнь»: Игры по содействии социальному самоопределению старшеклассников [Текст] / Т. В. Черникова. - Волгоград: Аркти, 2006. - 96 с.

  6. Щуркова, Н. Е. Собранье пестрых дел: методический материал для работы с обучающимися [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 2010. - 96 с.

  7. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Владос, 2010. - 183 с.

Интернет-источники:

  1. proshkolu.ru/

  2. uchportal.ru/

  3. zavuch.info

  4. nsportal.ru/

IV. Содержание программы

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

9 класс

Месяц

Сроки проведения

Название, тематика

Форма проведения

сентябрь

1 неделя

Внутренний мир человека и возможности его познания.

беседа

2 неделя

«Мои увлечения и интересы»

анкетирование

3 неделя

Многообразие мира профессий.

классный час

4 неделя

«Моя будущая профессия»

конкурс сочинений

октябрь

1 неделя

День самоуправления

2 неделя

«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»

родительское собрание

3 неделя

«Карта интересов»

тестирование

ноябрь

1 неделя

«Профессия моих родителей»

беседа

2 неделя

«Знакомимся с профессией»

экскурсия

3 неделя

«Профессиональная диагностика»

тестирование

4 неделя

«Способности ваших детей»

родительское собрание

декабрь

1 неделя

«Профессиональное самоопределение»

классный час

2 неделя

«Кем быть»

конкурс информационных бюллетеней

3 неделя

«Роль семьи в выборе будущей профессии»

родительское собрание

4 неделя

День открытых дверей

январь

3 неделя

«Профессиональная направленность»

тестирование

4 неделя

«Кто я?»

беседа

февраль

1 неделя

«Профессии всякие нужны»

выставка книг

2 неделя

«Знакомимся с профессией»

экскурсия

3 неделя

«Уточнение выбора будущей профессии при помощи «Матрицы выбора профессии»

классный час

4 неделя

«Определение своих карьерных возможностей»

тестирование

март

1 неделя

тестирование

тестирование

2 неделя

«Объекты и виды деятельности ваших детей»

родительское собрание

3 неделя

«Портрет моей будущей профессии»

классный час

апрель

1 неделя

«Мы выбираем»

практикум

2 неделя

«Профессии ХХI века»

рефераты

3 неделя

Встреча с представителями профессий

встреча

4 неделя

«Развитие способностей и профориентация старшеклассников»

родительское собрание

май

1 неделя

Мир профессий

викторина

2 неделя

«Моя будущая профессия»

проект

3 неделя

«Что значит правильно выбрать профессию?"

беседа

4 неделя

«Знакомимся с профессией»

экскурсия















10 класс

Месяц

Сроки проведения

Название, тематика

Форма проведения

сентябрь

1 неделя

"Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?"

беседа

2 неделя

«Кто Я?»

тестирование

3 неделя

«Мир профессий»

викторина

4 неделя

«Перспективные профессии и ориентации учащихся»

родительское собрание

октябрь

1 неделя

День самоуправления

2 неделя

«Составление личного профессионального плана».

тестирование

3 неделя

Роль темперамента в профессиональном становлении личности

беседа

4 неделя

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии.

тестирование, беседа

ноябрь

2 неделя

«Современный рынок труда»

профориен-тационный урок

3 неделя

Интеллектуальные способности и успешность профессиональной деятельности.

родительское собрание

4 неделя

Формирование адекватной самооценки.

мини-игра

декабрь

1 неделя

«От выбора профессии - к успеху в жизни»,

родительское собрание

2 неделя

«Кем быть»

конкурс информационных бюллетеней

3 неделя

«Типичные ошибки школьников при выборе профессии»

дискуссия

4 неделя

"Здоровье и выбор профессии"

беседа

январь

2 неделя

Карьера и профессия.

рефераты

3 неделя

Социальные ориентации и жизненные ценности

дискуссия

4 неделя

Успешность профессиональной деятельности.

родительское собрание

февраль

1 неделя

Пути получения профессий (для тех, кто собирается учиться и для тех, кто собирается работать).

классный час

2 неделя

"Уровень образования и выбор профессии"

беседа

3 неделя

«Определение типа будущей профессии»

тестирование

4 неделя

"Кто больше знает о профессии".

конкурс-викторина

март

1 неделя

«Занятость населения. Безработица»

профориента-ционный урок

2 неделя

«Как помочь ребёнку в выборе профессии»

родительское собрание

3 неделя

«Профессионально важные качества»

беседа

апрель

1 неделя

«Профессиональная готовность»

тестирование

2 неделя

«Калейдоскоп профессий»

конкурс презентаций

3 неделя

«Азбука делового человека»

игра

4 неделя

«Десять Я»

тренинг

май

1 неделя

«Профессиональная ориентация обучающихся»

родительское собрание

2 неделя

«Построение профессионального будущего»

классный час

3 неделя

«Выбор профессии в условиях рынка»

профориента-ционный урок

4 неделя

«Собеседование с работодателем»

деловая игра











11 класс

Месяц

Сроки проведения

Название, тематика

Форма проведения

сентябрь

1 неделя

Анкетирование на профориентацию

тестирование

2 неделя

«Профессии с большой перспективой»

рефераты

3 неделя

«Профессия - род трудовой деятельности»

игра

4 неделя

«Сфера профессиональных предпочтений учащихся»

тестирование

октябрь

1 неделя

День самоуправления

2 неделя

Технология поиска работы. Профессиональная карьера.

ролевая игра

3 неделя

Мир профессий

беседа

4 неделя

«Профессиональное самоопределение»

родительское собрание

ноябрь

1 неделя

Условия выбора профессии

дискуссия

2 неделя

«Профессии нашей семьи»

беседа

3 неделя

"Самооценка"

тестирование

4 неделя

Встреча с людьми интересных профессий

встреча

декабрь

1 неделя

Ищем ВУЗы в Интернете

профориента-ционный урок

2 неделя

«Кем быть»

конкурс информационных бюллетеней

3 неделя

"Потребность в достижении".

классный час

4 неделя

"Карта интересов".

тестирование

январь

3 неделя

ВУЗы и профессии

беседа

4 неделя

«Формула успеха»

классный час

февраль

1 неделя

Экскурсия на предприятие города

экскурсия

2 неделя

«Выбор профессии»

классный час

3 неделя

Выбираем ЕГЭ

беседа

4 неделя

Встреча с интересными людьми

встреча

март

1 неделя

«Взгляд в будущее»

беседа

2 неделя

Престиж или способности?

классный час

3 неделя

Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.

дискуссия

апрель

1 неделя

«Есть такая профессия - родину защищать»

встреча, выставка книг

2 неделя

«Особенности трудоустройства несовершеннолетних»

классный час

3 неделя

«Технология поиска работы»

профориента-ционный урок

4 неделя

Экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П.Ильина

диагностика

май

1 неделя

Возможности личности в профессиональной деятельности

дискуссия

2 неделя

«Что значит быть успешным»

родительское собрание

3 неделя

Рейтинг профессий. Самые-самые…

беседа

4 неделя

«Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов»

классный час



КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Содержание школьных учебных предметов направлено на ознакомление школьников с миром профессий, формирование интересов и склонностей к какой-либо определённой сфере человеческой деятельности, привитие общечеловеческих ценностей, осознание необходимости труда для жизни человека и развития общества, бережное отношение к своему здоровью. (Разработки предметных уроков, элективных курсов с профориентационной направленностью).

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ

Профориентационные уроки призваны помочь школьникам в определении жизненных профессиональных планов, в прояснении временной перспективы будущего, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Образование старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями и интересами. Раскрытие специфики будущей профессиональной деятельности через элективные курсы и расширенное изучение профильных предметов. (Профильный класс: оборонно - спортивный профиль)

АНКЕТИРОВАНИЕ, ТРЕНИНГИ

Оказание помощи обучающимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. (Диагностика, анкетирование, тестирование обучающихся, использование развивающей психологической диагностики, развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ

Это направление деятельности предполагает общение школьников с представителями различных профессий, учебных заведений, предприятий. На такую встречу можно пригласить выпускников школы, которые уже получили профессию и сделали успешную карьеру («Они учились в нашей школе»). Можно также попросить прийти родителей или других родственников обучающихся, которые могут увлекательно рассказать о своей профессии и карьерном росте. Интересно было бы организовать встречи с семейными трудовыми династиями. Важным условием является специальный отбор и психолого-педагогическая подготовка таких специалистов по профессии.

ЭКСКУРСИИ

Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности обучающихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, так как оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них. В результате экскурсий школьники могут на практике получить конкретные знания о работе различных специалистов и информацию о возможном месте работы. Важным условием является заблаговременный подбор и подготовка квалифицированных ведущих и экскурсоводов.

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

При проведении классных часов по профориентации используются такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов и др.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ: (презентации, сочинения, рефераты и т.д.)

Разработка комплекса воспитательных внеклассных мероприятий и организация разнообразной творческой внеурочной деятельности как модели образа будущих достижений жизни для успешной социализации обучающихся. Предоставление обучающимся профильных классов возможности самореализоваться, попробовать себя в деле, личностно и общественно значимом. (Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету - проведение предметных недель, школьных олимпиад, интеллектуальных марафонов, научно-исследовательских конференций, организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся,; система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации - проведение конкурсных программ, знакомство с образовательными услугами города и района, выездные экскурсии, создание картотеки профессий, оформление стенда «Тебе, выпускник», участие в КВН, праздниках, концертах, организация классных часов, бесед, родительских собраний ).

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Формирование готовности обучающихся к про­фильному и профессиональному самоопределению. Организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии само­стоятельного гражданина, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учрежде­нии, что способствует созданию психо­логического и эмоционального комфорта обучающегося в стенах этого учреж­дения и за его пределами; организация работы по повышению педагогической и психологической куль­туры родителей





© 2010-2022