Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»

Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»Данное занятие предусмотренона детей 11-12 лет (5-6 классов). Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностями Черноземельского района. Задачи: Воспитание в детяхбережного отношения к достопримечательностям;Формирование личности воспитанника в системе дополнительного образования;Воспитание у детей уважение к религиозным направлениям.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Занятие - путешествие

«Святые места Черноземельского района»











Нарзуллаева Саглара Эрдниевна,

методист МКОУ ДОД «Черноземельский ДДТ»

адрес: п.Комсомольский ул.Чумудова, 32











п.Комсомольский, 2015

Пояснительная записка

Данное занятие предусмотрено на детей 11-12 лет (5-6 классов).

Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностями Черноземельского района.

Задачи:

  • Воспитание в детях бережного отношения к достопримечательностям;

  • Формирование личности воспитанника в системе дополнительного образования;

  • Воспитание у детей уважение к религиозным направлениям.

Важной задачей воспитания детей всегда было и остается воспитание у них ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам.

Безусловно, правы те, кто определяет религию, как важнейший, развивающий, главный фактор человеческой истории. Многие ученые полагают, что человек без веры, не стал бы человеком! Религия - это часть нашей жизни, и это нужно понимать.

Что должны знать дети после занятия:

  • Какие религии существуют

  • Что представляет собой каждая из них

  • Коротко рассказать о своем районе

  • Какие "святые" места есть в районе

  • Краткая информация о достопримечательностях

Оборудование: проектор, фотографии





Занятие-путешествие "Святые места Черноземельского района"

«Каждый из нас несет ответственность за все человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце - вот наш храм; наша философия - доброта»

Далай-Лама XIV


Все мы интересуемся памятниками, величественными зданиями (строениями), культурой других стран, городов. Но когда речь заходит о нашей родной республике (районе), мы к сожалению не можем в полной мере рассказать о том месте где мы родились, где мы выросли.

Мы должны гордиться красотой своей "малой родины", ведь практически в каждом районе нашей республики есть прекрасные, величественные здания (места). Наше занятие-путешествие под названием "Святые места Черноземельского района" докажут вам об истинности этих слов. Для начала я вам поведаю о такой религии, как БУДДИЗМ.

Буддизм в Калмыкии имеет давнюю и богатую историю. К началу XX века на территории Калмыкии существовало более 90 больших и малых хурулов, при которых находилось около 3 тысяч священнослужителей.

В 30-х годах в результате сталинских репрессий практически все храмы были разрушены, а буддийское духовенство подверглось жестоким репрессиям. К началу Великой Отечественной войны буддизм в Калмыкии был практически уничтожен. Выселение калмыков в 1943 г. довершило разгром буддизма.

Возрождение буддизма в республике началось лишь в конце 80-х гг. и было связано с процессом перестройки в СССР, началом демократизации общественной жизни. В 1988 г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов, в том же году открыт первый молельный дом. Его настоятелем стал приехавший из Бурятии лама Туван Дордж.

Знаменательным событием в религиозной жизни Калмыкии стал первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIV, который состоялся летом 1991 г. и придал мощный импульс развитию буддизма в республике. В Элисте Далай-лама провел три массовых молебна, посетил хурул, освятил место строительства буддийского храмового комплекса, встретился с руководством Калмыкии и общественностью столицы.

Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во время предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кроме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково.

Важнейшим событием последних лет стал визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV в 2004 г., организованный Главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Несмотря на краткость, встреча с Учителем дала огромный импульс возрождению буддизма в нашей республике.

Еще одним крупным событием в жизни буддистов Калмыкии стало открытие в конце 2005 года нового храма в Элисте - Бурхн Багшин Алтын Сюмэ (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который является самым крупным буддийским храмом в Европе и построенный с благословения Его Святейшества Далай Ламы 14-го.

Сейчас Буддизм развивается полным ходом.

Но так как мы путешествуем по Черноземельскому району, следует и о нем рассказать

.

Черноземе́льский райо́н (калм. Хар Һазра район)

Общая площадь территории района составляет 1420013 га, или 18,7 % территории республики, самый большой район Калмыкии. Расстояние от районного центра до г. Элиста - 190 км. Район почти полностью находится в зоне полупустынь. Район граничит на севере с Яшкульским районом, на Западе - Ики-Бурульским районом, на юге со Ставропольским краем и Республикой Дагестан, на востоке с Лаганским районом и Астраханской областью.

Черноземельский район образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 февраля 1951 года в составе Ставропольского края с центром в п. Красный Камышанник (впоследствии переименован в посёлок Комсомольский). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1957 года «Об административном составе Калмыцкой автономной области» район был передан вновь образованной Калмыцкой автономной области.

Административный центр - посёлок Комсомольский.

К концу занятия, надеюсь, вы сделаете для себя правильные выводы, поймете, насколько бесценны наши "святые места", что их надо беречь! Нужно, чтобы таких мест становилось с каждым годом все больше! Нужно гордиться своей родиной, любить ее, знать культуру, историю своего "родного уголка"






СТУПА в п.Комсомольский, Черноземельского района

Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»

В поселке Комсомольский состоялась церемония открытия Ступы Даши Гоманг (в переводе с тибетского - "Множество дверей счастья"). Это сороковая по счету ступа в республике, она отлична от других не только своей формой, но и смысловым наполнением.

Такую модель субургана черноземельцы выбрали по совету Еше Лодоя Ринпоче. Прообраз этой ступы был возведен в Индии еще в древности - в память о трехкратном объяснении Буддой своего учения. Инициатором строительства культового сооружения выступил выходец из этого поселка Баатр Манджиев, ныне проживающий в Лагани. Глава Черноземельского РМО Николай Церенов взял под личный контроль возведение ступы. Был открыт специальный благотворительный счет, средства перечисляли все районные предприятия и организации, жители Черноземелья. Ступа строилась с соблюдением всех необходимых канонов. В церемонии ее открытия принял участие Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, который подчеркнул в своем выступлении, что это очень редкая и красивая ступа. В этот день десять монахов, со статусом: геше, из Центрального хурула провели большой молитвенный обряд.

Цекертинский хурул (п.Артезиан)

Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»

Цекертинский хурул построен в память калмыков, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Трехъярусное желтое здание-пагода, украшенное двенадцатью драконами, колесом времени и кроткими ланями стало украшением степного поселка. Большая роль в его строительстве принадлежит директору совхоза К.И. Бембееву, который стал автором проекта хурула. Непосредственно строительством занимались 1-й заместитель директора совхоза М.О.-Г. Оскиев, прораб В.Б. Харцхаев, строители братья Эмировы, С. Дакиев. Им помогали все цекертинцы и артезианцы. Стены хурульного здания были возведены за полгода. Еще два месяца потребовалось на плотницкие и отделочные работы, постройку подсобных помещений, электрификацию и газификацию здания.Свой вклад в благое дело строительства хурула внесли жители поселка, на время переквалифицировавшиеся в маляров и штукатуров: Н.О. Сильнева, К.Н. Гушаева, Б.Н. Боктае-ва, Г.О. Павлова, С.Н. Мархадаева, СО. Очхаева, Т.С. Базаева, И.Г. Халаева, Б.Ц. Павлов, И.Н. Оджиков и другие. Торжественное открытие хурула в совхозе «Цекерта» Черноземельского района было приурочено к празднованию 60-летнего юбилея Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Культовое сооружение высотой пять метров с молитвенным барабаном кюрде внутри. Ее предназначение - усмирять препятствующие силы, создавать мир и гармонию. Этот тип субургана носит название «Победоносный», что связано с божеством долголетия Намгьялма.

Хурул п.Комсомольский Черноземельского района

Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»

Хурул в п. Комсомольский - один из самых красивых в Калмыкии. Автор проекта - архитектор В.Б. Гиляндиков, главный инженер проекта - А.Б. Гришкина. Проектные работы были проведены фирмой «Технопроект» (гендиректор В.Б. Кодлаев). Строительством хурула от начала и до конца занималось ООО «Алекстрой» (гендиректор А.Н. Бамбышев). Примечательно, что хурул был построен менее чем за год (2004). Ударно потрудились рабочие под непосредственным руководством прораба Юрия Чимкинова.

В строительстве хурула активно участвовали жители п. Комсомольский, многие учреждения и организации района во главе с руководителем администрации Черноземельского района Н.П.Цереновым.

Художественно-оформительские работы были выполнены Чингизом Жидмиддорджиевым (Бурятия).

Отличительной особенностью этого хурула является то, что основание фундамента составляет железобетонная плита. Это полностью исключает посадочные трещины. В молельном зале хурула, под паркетом - теплый пол. Достаточно сложными были работы по сооружению купольной части. Периметр основания хурула составляет квадрат 18 на 18 м., высота -15м.

Экскурсия до хурула.

Важно! Правила поведения в буддистском храме:

- В храмы можно входить, даже если вы не являетесь буддистом. Алтарная часть предназначена только для буддистов.

- При входе в храм надо снять обувь (можно остаться в носках). Где это именно сделать, и где оставить обувь, вы легко поймете. С обувью ничего не случится, не волнуйтесь.

- В буддистском храме недопустимы головные уборы.

- Женщинам желательно одевать юбки.

- Входя в большой молельный зал принято делать три поклона в знак уважения и почтения Будде, его учению и монашеской общине. Выходя из молельного зала старайтесь не поворачиваться спиной к статуе Будды.

- В самом храме не следует шуметь (что очевидно) и показывать пальцами рук и ног на статуи (что менее очевидно).

- Обходы храма и других святых объектов, повороты молельных барабанов совершаются по часовой стрелке.

- Фотографировать внутри храма запрещено.

- Стандартные правила поведения в храмах (не только в буддистских): обязательное отключение мобильных телефонов, соблюдение тишины, не слишком короткая и открытая одежда. Запрещено курить и находиться в нетрезвом состоянии. Нельзя прикасаться к ритуальным предметам, росписям, садиться на места монахов, сорить, портить имущество.







Ступа Победы в п.Артезиан

Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»

Ступа строилась год и десять месяцев. В 2009 году инициативная группа обратилась к шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Глава буддийской общины Калмыкии одобрил начинание артезианцев и с самого начала принял активное участие в решении вопросов, связанных с возведением ступы. Шаджин-лама Калмыкии приезжал на определение и освящение земли, на которой была возведена ступа. Так изначально ступа возводилась под покровительством буддийских монахов при четком соблюдении точных предписаний и строгих канонов. Всем буддийским наставлениям неукоснительно следовал руководивший возведением сооружения Владимир Борисович Манджиев. За большой личный вклад в возрождении духовности, активное участие в возведение ступы грамотами Центрального хурула были награждены Владимир Манджиев, Евдокия Есинова и Сергей Дертеев. Они оправдали доверие односельчан, приложили все усилия, чтобы в Артезиане гордо вознесся культовый памятник - ступа Победы.

Так как ступа является символом Учения Будды в торжественный день ее открытия с особой силой и пониманием воспринимались слова молитв, прозвучавших во время проведения ритуала по освящению ступы.

Свою замечательную ступу артезианцы строили всем миром, большую помощь им оказали все предприятия и организации Черноземельского района, земляки, проживающие в городе Элиста и районах республики. В общей сложности для строительства ступы было собрано 809 тысяч 700 рублей. Особо радует тот факт, что самое активное участие в строительстве ступы приняли молодые артезианцы, которые вносили денежные средства и оказывали посильную помощь при строительстве.

Как-то Будда Шакьямуни сказал своему ученику Ананде: "У тех, кто придет помолиться у ступы, сердца успокоятся, и вольется в них радость". Все, кто принимал участие в строительстве ступы, кто пришел на торжественное открытие, получили большой духовный заряд.

Так отныне на артезианской земле, где проживают представители двадцати шести национальностей, будет стоять ступа Победы как источник мира, дружбы и благополучия.











Хурул п.Адык

Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»



















Скульптура Белого старца п.Комсомольский

Занятие – путешествие «Святые места Черноземельского района»

Белый старец (калм. Цаган Аав) находится в парке отдыха п.Комсомольский.

У калмыков Белый старец считается покровителем богатства, долголетия, семейного благополучия и счастья. Атрибуты этого покровителя: персиковое дерево, олень, посох и книга судеб.

А вот о чем рассказано в одной из буддийских сутр: Будда во время прогулки со своими учениками встретил седобородого старца в белых одеждах, окруженного милыми животными. Поговорив с ним, Будда решил, что перед ним не просто мудрец, а могущественный мудрец. Поэтому ученикам было наказано чтить белого старца и учиться у него любить ближних своих.









© 2010-2022