Игры по повышению мотивации младших школьников

Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Использованные на уроках интеллектуальные игры предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями, создают ситуацию успеха для слабых учеников. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразитель­ности.Положительно дидактические игры влияют на развитие школьников, им предос­тавляется возможность работать в г...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитические игры

  1. Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все, какие только придут в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек; блондинов, шатенов, и брюнетов; отличников, хорошистов и троечников; сидящих у окна и сидящих у стены; любящих математику и любящих литературу и т.п. Важно следить, чтобы классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников). Не должно оставаться элементов, не попавших ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Побеждает команда, сумевшая найти больше вариантов. Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное - чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

  2. Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).

    • Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)

    • Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду - название животных в порядке уменьшения количества ног)

    • Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).

    • Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, продолжая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)

  1. Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний - тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

Например, печка, свечка, утка, овечка. Ответ: утка (остальные рифмуются). Ворота, чернила, столы, ножницы. Ответ: столы (остальные не имеют единственного числа).

  • крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)

  • золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)

  • лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)

  • рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака)

  • уши, головы, ноги, плечи (остальные слова называют парные предметы)

  • ночь, дочь, рожь, мышь (в отличие от прочих не имеет множественного числа)

  1. Игра «Пропорции». Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример - пропорция птица/рыба =самолет/?. Слева члены пропорции природные, справа - сделанные человеком; вверху летают. Внизу плавают. Ответ: подводная лодка (корабль не подходит - решение должно плавать под водой). Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: делать/сделать =говорить/?. Ответ: сказать. Забавный пример: пожар/пожарник = ?/дворник. Правильно двор, если пропорция словообразовательная, и мусор, если семантическая, смысловая.

Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых пропорций. Можно усложнить игру: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания (например, «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя неизвестными.

  • рысь/кошка = ?/собака (волк)

  • лампа/свет = ?/звук (магнитофон или радио)

  • ластик/рисунок = время/? (воспоминания)

  • казак/казак = арап /? (пара - слова прочитаны справа налево)

  • музыка/ноты = речь/? (буквы)

  • пол/потолок = стена/? (стена)

  • лицо/портрет = природа/? (пейзаж)

  • пожарник/? = дворник/метла (вода)

  • тигр/4 = ?/8 (паук - по количеству ног)

  • провода/электричество = ?/кровь (сосуды)

  • машина/мотор = человек/? (сердце)

  • дом/крыша = человек/? (шапка)

  • верблюд/горб = пеликан /? (клюв)

  • капля/море = слово/? (текст)

  • дождь/снег = осень/? (зима)



© 2010-2022