- Преподавателю
- Классному руководителю
- Игры по повышению мотивации младших школьников
Игры по повышению мотивации младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кононенко Л.А. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аналитические игры
-
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все, какие только придут в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек; блондинов, шатенов, и брюнетов; отличников, хорошистов и троечников; сидящих у окна и сидящих у стены; любящих математику и любящих литературу и т.п. Важно следить, чтобы классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников). Не должно оставаться элементов, не попавших ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Побеждает команда, сумевшая найти больше вариантов. Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное - чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
-
Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
-
-
Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)
-
Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду - название животных в порядке уменьшения количества ног)
-
Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).
-
Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, продолжая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)
-
-
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний - тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Например, печка, свечка, утка, овечка. Ответ: утка (остальные рифмуются). Ворота, чернила, столы, ножницы. Ответ: столы (остальные не имеют единственного числа).
-
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
-
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
-
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
-
рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака)
-
уши, головы, ноги, плечи (остальные слова называют парные предметы)
-
ночь, дочь, рожь, мышь (в отличие от прочих не имеет множественного числа)
-
Игра «Пропорции». Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример - пропорция птица/рыба =самолет/?. Слева члены пропорции природные, справа - сделанные человеком; вверху летают. Внизу плавают. Ответ: подводная лодка (корабль не подходит - решение должно плавать под водой). Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: делать/сделать =говорить/?. Ответ: сказать. Забавный пример: пожар/пожарник = ?/дворник. Правильно двор, если пропорция словообразовательная, и мусор, если семантическая, смысловая.
Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых пропорций. Можно усложнить игру: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания (например, «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя неизвестными.
-
рысь/кошка = ?/собака (волк)
-
лампа/свет = ?/звук (магнитофон или радио)
-
ластик/рисунок = время/? (воспоминания)
-
казак/казак = арап /? (пара - слова прочитаны справа налево)
-
музыка/ноты = речь/? (буквы)
-
пол/потолок = стена/? (стена)
-
лицо/портрет = природа/? (пейзаж)
-
пожарник/? = дворник/метла (вода)
-
тигр/4 = ?/8 (паук - по количеству ног)
-
провода/электричество = ?/кровь (сосуды)
-
машина/мотор = человек/? (сердце)
-
дом/крыша = человек/? (шапка)
-
верблюд/горб = пеликан /? (клюв)
-
капля/море = слово/? (текст)
-
дождь/снег = осень/? (зима)