Доклад из опыта работы Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодёжной субкультуре - игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во взаимоотношениях - существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы. Многие важные черты духовного мира ребёнка, его нравственного облика закладываются в начальных классах. Именно здесь ребёнок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика. И от того, какими будут эти первые шаги ребёнка в школе, часто зависит и дальнейшее отношение ребёнка к учению, учителям, труду, к своим сверстникам и другим людям. Вот почему духовно-нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А. З. Рахимов считает, что после школы многие школьные науки, как правило забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело - этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. В связи с этим сегодня особенно важно так планировать общую жизнедеятельность детей, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность осуществлялся процесс развития личности. Здесь необходимо учитывать, что ребёнок, проявляя себя в любом виде деятельности, прежде всего проявляет своё отношение и к виду данной деятельности, и к её участникам, и к самому себе. А отношение - категория нравственная. Поэтому воспитывать нравственные отношения - задача педагога. И здесь очень важно, чтобы духовно-нравственное воспитание стало одним из важнейших звеньев работы педагога. Важно, чтобы воспитатель в сфере любой деятельности формировал нравственную основу этих отношений, создавал тот настрой детей, тот климат общения, который предусматривает их эмоциональное развитие и способствует достижению душевного комфорта каждым ребёнком. Заинтересованность школьников в нравственных знаниях и стремление овладеть ими будет тем выше, чем реальнее они могли бы эти знания примерить к себе, осмыслить их в применении к собственной практике общения и отношения с окружающими, прежде всего со сверстниками. От уважения сверстника тянется нить к самоуважению, поэтому одной из задач педагогического воздействия на школьников должно стать формирование в коллективе целенаправленных нравственных отношений, норм и способов поведения. В силу этого особое значение приобретают нравственные знания воспитанников и навыки поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения ребят, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают детей к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому. Я стараюсь этому учить детей терпеливо и ненавязчиво, продуманно ввожу игровые упражнения в этические занятия, в разнообразной и увлекательной форме на эмоциональном и игровом фоне происходит постепенное и последовательное развитие знаний, умений и навыков школьников - от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности. Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют уроки этики и эстетики, беседы, классные часы, внеклассные мероприятия, которые я провожу с воспитанниками своей группы: «Доверие и честность», «Ежели вы вежливы», «Истоки доброты», «Азбука нравственности», «Мама - нет дороже слова!», «Простые правила этикета» и мн. др. Такие занятия заставляют задуматься, будят лучшее в ребёнке, разъедают злое и низменное, стимулируют интерес и творческое начало, дают возможность увидеть в ребёнке то, что в последующем станет его характеристикой, его сутью. Я считаю, что внеклассное мероприятие должно быть таким, чтобы в ходе его ребёнок моделировал свои поступки, проигрывал ситуации, которые, возможно, он должен будет проживать в своей жизни, но уже не играя. В тоже время на занятиях организуется цепь воспитательных воздействий, состоящих в том, чтобы научит и приучить школьников к постоянному контролю и этической оценке собственных отношений. Накапливая собственный опыт школьник может ошибиться, неправильно поступить. Я помогаю ребёнку разобраться в его поступке. Видимо, не случайно, Булат Окуджава сказал свои гениальные строки: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты». Я стараюсь, строить свою работу таким образом, чтобы будить не худшие мысли и желания ребёнка, а лучшие мысли, лучшие чувства и стремления. Как научить видеть хорошее в человеке, как воспитать ученика, чтобы не только в год его выпуска, но и ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те плохие черты характера, которые, к сожалению, иногда в нём видны гораздо более явно, чем хорошие? В настоящее время сделать это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, государстве, понимание личной свободы как вседозволенности привело к тому, что нравственные приоритеты потеряли свою значимость. Я считаю, что о трудностях жизни во взрослом мире с детьми говорить нужно, безусловно, но параллельно необходимо демонстрировать детям светлую сторону, показывать, что в ней есть и тепло, и радость, и любовь, и человечность. К большому сожалению, первые уроки безнравственности дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие и многое, многое другое формирует сегодня нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог общества. Во многом нравственные ценности ребёнка формируются не столько школой, сколько семьёй. В психологии и философии существует термин, который педагогу необходимо знать. «Частичный человек» - тот человек, который не признаёт ценности другого человека, он взаимодействует только для того, чтобы достичь своих определённых целей. Примеры поведения таких людей мы можем встретить, общаясь со своими учениками. «Мама сказала, что я могу пойти на день рождения к Свете, потому что у неё богатые родители», «Тебе нельзя с ним дружить, он не нашего круга». «Это нас не касается» - лозунг жизни очень многих семей, который внушается ребёнку с детства, формирует стиль его поведения с друзьями, одноклассниками. Поэтому, моя задача как педагога состоит в том, чтобы не только знать о личностном развитии школьника, но и использовать свои педагогические знания и умения для построения воспитательной системы, способной помочь ребёнку состояться нравственно. Но при этом, мы педагоги сами должны быть примером ребенку, иначе воспитание не только не будет иметь нужного результата, но и буде способствовать скорее саморазрушению, нежели развитию и совершенствованию. Планируя работу с детским коллективом необходимо помнить, что она будет давать свои результаты в том случае, если педагог предполагает, что не только он будет влиять на детей, но и дети тоже будут оказывать на него влияние. В своей работе я стараюсь руководствоваться следующими принципами.

Воспитательная система класса должна способствовать позитивным самоощущениям ученика. Это должно проявляться в желании ребёнка идти в школу независимо от своих учебных достижений и совершённых поступков. Школа и класс не должны стать местом казни и судилища, они должны стать местом, где ребёнка понимают и стараются помочь.

Все воспитательные дела класса должны иметь определённую цель, и цель должна быть понятна не только педагогу, но и детям. Бесцельные мероприятия не дают пищу для ума и сердца ребёнка, они их разрушают.

Процесс воспитания детей будет результативным, если каждое внеклассное мероприятие будет проводиться нешаблонно, нестандартно и тем самым будет развивать лучшие чувства и мысли ребёнка.

В каждом воспитательном мероприятии должно быть место для участия каждого ученика. Нет смысла в мероприятиях, проводимых в классе, если в их организации участвуют несколько учеников.

Без уважения в ученике человека, его человеческого достоинства не может быть объективной требовательности. Уважая своего ученика, педагог уважает себя, не позволяя другим унижать и подавлять своих учеников, он создаёт предпосылки для осознания каждым учеником себя как личности и осознания роли педагога в своей жизни.

Воспитывать нравственные качества ребёнка не просто. Я считаю, что самое главное состоит в том, чтобы эта работа была правдивой и искренней, в ней не должно быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.



Доклад

Духовно - нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося

Подготовила

воспитатель

Трушко О. В.

2013 г.

© 2010-2022