Методика диагностики представлений ребенка о насилии (5-8 классы)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения - 15 мин.

Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1. Я весь трясусь, когда …

2. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

3. Если тебя разозлили, то нужно…

4, Воспитывать детей нужно с помощью…

5. Ребенок в семье…

6. Мои близкие думают обо мне, что я…

7. Я боюсь идти домой, когда…

8. Я лучше побуду один, чем с…

9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне

10. Бить другого можно, когда…

11. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что…

12. Применение физической силы к более слабому…

13. Родители кричат на детей, когда…

14. Когда у меня будут дети, я никогда…

15. Наша семья была бы идеальной, если бы не…

16. Я хочу побыть один, после…

17. Я убежал бы из дома, если бы…

18. Больше всего я не люблю, когда мои родители…

19. Я хочу, чтобы меня…

20. Приемлемое наказание - это…

Спасибо!

Ответы на вопросы 2, 7, 9, 13,18, 19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии, 3, 4, 11, 20 - когнитивный, 1, 8, 10, 12, 14, 16- поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент - анализа.

С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем связаны эти эмоции; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.

2. Методика интервью для диагностики насилия

Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет. Ситуации для подростков 11-12 лет выделены жирным шрифтом, а для подростков 13-14 лет - курсивом. Интервью проводится индивидуально.

Инструкция: Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов, обведи кружочком том ответ, который больше всего совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Сегодняшняя дата:

Твой возраст:

Твой пол:

Твой класс:

Кто живет с тобой в семье (у тебя дома)

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку. Хорошая одежда, хорошая еда, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Кости, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Кости...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.

Таня часто голодает, потому что взрослые не покупают продуктов питания, и не дают денег Тане на еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду, у нее нет возможности постирать или погладить имеющуюся.

1.Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Тани, находятся...

· Многодетен.

· Мало детей. Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Таней?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Тани...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая,

Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой, когда хочет, иногда очень поздно и ночью.

Женя учится в 10~м классе, но не имеет ничего собственного: своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним и не волнуется, даже когда он возвращается домой очень поздно и ночью.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Жени, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Женей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого,

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Жени...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Миши, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Мишей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Миши...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Пети, находятся...

Много детей.

Мало детей.

Никто.

Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Петей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

8. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Пети...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у пего по всему телу.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Гоши, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Гошей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Гоши...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ларисы, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Ларисой?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ларисы...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Аня - ученица 6 класса, активная и жизнерадостная девочка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

Аня - ученица 10-го класса, активная и жизнерадостная девушка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ани, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Аней?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ани...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже родители Оли об этом ничего не знают.

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказыватъ о случившемся. Даже близкая подруга и родители Оли об этом ничего не знают.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оли, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей

на ситуацию с Олей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье но сравнению с ситуацией Оли...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Максима заставляли смотреть видео о сексе и порнофотографии, когда он этого не хотел. Ему было противно, но возможности уйти не было.

Максима заставляет фотографироваться в обнаженном виде против его воли. Ему было очень противно и неприятно, но возможности уйти не было.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Максима, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Максимом?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Максима...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

Оксана часто получает плохие оценки за 'домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оксаны, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Оксаной?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Оксаны...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (поставьте галочку перед выбранными вариантами, число выборов не ограничено)?

1) лжет;

2) поздно возвращается домой;

3) получает плохие отметки в школе;

4) прогуливает уроки;

5) ворует;

6) неуважительно относится к старшим и родственникам;

7) испортит что-то ценное;

8) не заботится о своей одежде и рвет ее;

9) расстраивает родителей;

10) курит;

11) употребляет алкоголь.

Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?

Да.

Пожалуй, нет.

Точно нет.

Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к ситуациям с первой по одиннадцатую. Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на последний вопрос «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилия, если большинство ответов под номером 2 (на последний вопрос «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия, если же большинство ответов 3 (на последний вопрос «нет»), то ребенок, скорее всего ситуацию насилия не переживал.

3. Методика «Письмо другу»

Проективная методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В методике описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Мы предлагаем ребенку следующую ситуацию: «В октябре прошлого года в (место, территориально удаленное от места исследования) произошел такой случай; Дима, который учится в 7-м (10-м) классе, попал в больницу с многочисленными ушибами, ссадинами и переломами. Ситуация, предшествующая этому, была такой.

Когда Дима пришел после уроков домой, он увидел, что пьяные родители сидели на кухне. Они стали придираться к Диме, обзывать, ругать его. Дима в ответ пытался возразить, отец от этого пришел в ярость и начал избивать сына всем, что попадалось ему под руку. Сейчас Диме предстоит длительное лечение в больнице.

Для того чтобы поддержать Диму, мы решили попросить его ровесников написать Диме письма. Мы думаем, что когда Дима будет их читать, он почувствует вашу поддержку и скорее пойдет на поправку».

Предполагается, что подросток, переживший насилие, скорее будет говорить о том, что «хорошо понимает его», «со мной тоже такое бывало», «я тоже чувствовал» и т.д. Поэтому главным средством интерпретации полученных результатов является метод контент-анализа.

4. Карта наблюдений

Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия. Данная методика подтверждает результаты предыдущих методик.

Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, т.е. любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

Ф. И. О. опрашиваемого ____________________________________________

Ф. И. О. ученика ___________________________________________________

Дата ______________________________

Индикатор

Да

Нет

1.

Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос



2.

Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт



3.

Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых



4.

Замкнуто и отчужденно держится с родителями



5.

Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется



6.

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения



7.

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям



8.

Выражение лица чаще всего угрюмое и отрешенное



9.

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.



10.

Навязывается другим; им легко управлять



11.

С некоторыми сверстниками ведет себя заискивающе



12.

Сделав что-то часто тайком изучает реакцию присутствующих



13.

Резко негативно относится к замечаниям



14.

Агрессивен (кричит, употребляет силу).



15.

Пристает к более слабым детям



16.

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям



17.

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя



18.

Не заинтересован в учебе



19.

Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых



20.

Непунктуален, не старателен



21.

Одевается вызывающе (брюки, прическа - мальчики; преувеличенность в одежде, косметика - девочки).



22.

Бесцельно двигает руками. Наблюдаются разнообразные «тики», подергивания



23.

Грызет ногти



24.

Говорит отрывисто, запинается, часто срывается на крик



25.

Грязен, неопрятен



26.

Выглядит так, как будто очень плохо питается



27.

Родители часто лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе



28.

Часты вирусные заболевания



Все вопросы разделены по шкалам:

«Недоверие к новым людям и ситуациям»: 1, 2, 3, 4;

«Депрессия и уход в себя»: 5, 6, 7, 8;

«Тревожность по отношению к окружающим»: 9, 10, 11, 12;

«Враждебность по отношению к окружающим»: 13, 14, 15, 16;

«Недостаток социальной нормативности»: 17, 18, 19, 20;

«Невротические симптомы»: 21, 22, 23, 24;

«Неблагоприятные условия среды»: 25, 26, 27, 28.

В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно более или менее достоверно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.

5. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Представлена адаптированная А. К. Осницким форма опросника. В таблице-ключе переработанного им опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

Инструкция.

«В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Помните, что не «правильных» и «неправильных» ответов: люди отличаются друг от друга, и это нормально. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» - это ко мне совершенно не относится;

«1» - это ко мне не относится;

«2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» - не решаюсь отнести это к себе;

«4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» - это на меня похоже;

«6» - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».

Содержание опросника

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда.

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе - оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что Они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему носится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя |как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом - не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если разногласия грозят стать явными.

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола, не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг - не справлюсь, а вдруг - не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; совсем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.

Ключи:

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

А

В

Адаптивность

Дезадаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

(68-170) 68-136

(68-170) 68-136

2

А

В

Лживость-

+

34, 45, 48, 81, 89,

8, 82, 92, 101

(18-45)

18-36

3

А

В

Приятие себя

Неприятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(22-52) 22-42

(14-35) 14-28

4

А

В

Приятие других

Неприятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

(12-30) 12-24

(14-35) 14-28

5

А

В

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

(14-35) 14-28

(14-35) 14-28

6

А

В

Внутренний контроль

Внешний контроль

4,5, 11, 12, 13, 19,27,37,51,63, 68, 79, 91, 98

25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

(26-65) 26-52

(18-45) 18-36

7

А

В

Доминирование

Ведомость

58, 61, 66

16, 32, 38, 69, 84, 87

(6-15) 6-12

(12-30) 12-24

8

Эскапизм (уход от проблем)

17, 18, 54, 64, 86

(10-25) 10-20

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых - без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.

6. Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».

Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

Анкета для детей

1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями (не более двух выборов)?

· каждый день;

· не чаще одного раза в неделю;

· не чаще одного раза в месяц;

· очень редко;

· как придется;

· когда у родителей есть время;

· когда у меня есть время;

· только в выходные.

2, Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты?

· маме;

· папе;

· брату, сестре;

· бабушке;

· дедушке;

· никому

А кому-то другому?

· подруге (другу);

· двоюродной сестре (брату);

· тете;

· опекунам;

· кошке или собаке.

3. За что наказывают тебя твои родители?

· за плохие отметки в школе;

· за пропуски занятий;

· за то, что не прибрал (-а) в квартире;

· за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;

· за плохое поведение;

· за вранье;

· за все;

· родители никогда меня не наказывают.

4. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?

· ругают за поступок;

· лишают карманных денег;

· не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);

· не разрешают смотреть телевизор;

· не разрешают играть на компьютере;

· ставят в угол;

· бьют;

· другое (укажите) ___________________________________________

· никогда не наказывают.

5. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?

· да;

· скорее да, чем нет;

· скорее нет, чем да;

· нет.

6 .Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?

· да;

· нет;

· не знаю.

Если будешь, то за что?

· за плохое поведение;

· за плохие отметки;

· за вредные привычки.

7. По твоему мнению насилие - это:

· унижение одного человека другим;

· причинение физического вреда другому человеку;

· подчинение себе другого человека;

· другое (напиши) ________________________________________________

8. Как ты относишься к насилию?

· осуждаю насилие

· скорее осуждаю, чем нет

· отношусь нейтрально

· допускаю, что в некоторых случаях оно возможно

9. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?

· физическое насилие;

· психологическое насилие;

· сексуальное насилие;

· экономическое насилие.

10. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?

· младшие братья и сестры;

· старшие братья и сестры;

· папа;

· мама;

· дедушка, бабушка;

· домашние животные;

· другие (назови) ______________________________________

11. Ты считаешь наказание детей в семье - это насилие?

· да;

· скорее да, чем нет;

· скорее нет, чем да;

· нет.

12. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?

· оскорбление словами;

· физическое воздействие;

· лишение удовольствия;

· запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;

· сексуальное домогательство;

· другое (назови) __________________________________________________

13 Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?

· Жизненные проблемы

· Неурядицы на работе

· Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ

· Склонность личности к насилию

· Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)

· Ситуация безысходности и отчаяния

· Алкоголизм родителей

· Другое (укажи ______________________________)

14. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?

· Да

· Скорее да, чем нет

· Нет

· Скорее нет, чем да

15. Какому виду насилия ты подвергался?

· Физическое насилие

· Психологическое насилие

· Экономическое насилие

· Сексуальное насилие

· Другое (укажи) __________________________________________

16. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?

Не знаю

17. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье

· Да

· Нет

· Не всегда

18. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?

· Милиция

· Социальные службы

· Центр помощи семье

· Комиссия по делам несовершеннолетних

· Суд

· Телефон доверия

· Центр планирования семьи

19. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?

· Конституция

· Семейный кодекс

· Уголовный кодекс

· Гражданский кодекс -

· Декларация прав человека -

· Конвенция о правах ребенка

20. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия? Если да, то для кого именно

· Для жертв насилия

· Для членов семьи,

· выступающих в качестве насильников

· Для тех и для других

· Для людей, еще не столкнувшихся с этой проблемой.

7. Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

Анкета для взрослых

Насилие-это (выберите не более трех вариантов):

· Унижение достоинства другого человека

· Причинение вреда другому человеку

· Ситуация власти одного человека над другим

· Способ самоутверждения

· Способ контролировать эмоции и поведение другого человека

· Принуждение другого человека совершать не характерные для него поступки и действия

· Психическое отклонение

· Другое (укажите) ______________________________________

2. Как вы относитесь к проблеме насилия?

· Категорически осуждаю насилие

· Скорее осуждаю насилие, чем нет

· Отношусь нейтрально

· Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно

3. Как Вы считаете, какие виды насилия наиболее распространены в современной семье

· Физическое насилие

· Психологическое насилие

· Сексуальное насилие

· Экономическое насилие

4. В отношении кого, с вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?

· В отношении детей

· В отношении женщин

· В отношении мужчин

· В отношении стариков

· В отношении животных

· Другое (укажите) _________________________________________

5. Рассматриваете ли вы наказание детей как акт насилия?

· Да

· Скорее да, чем нет

· Нет

· Скорее нет, чем да

6. Какие виды наказаний ребенка в семье вы можете отнести к акту насилия?

· Оскорбление

· Физическое воздействие

· Лишение удовольствий

· Запрет на деятельность, приносящую удовольствие

· Другое (укажите) __________________________________________

7. Наказывали ли вас родители, когда вы были ребенком?

· Да

· Нет

Способы наказания:

· ругали за поступок

· применяли физическое наказание

· лишали удовольствий

· ставили в угол

· Другое (укажите) __________________________________________

8. Какие из перечисленных характеристик вы можете рассматривать в качестве

причин насилия в семье?

· Традиции воспитания человека в родительской семье

· Жизненные проблемы

· Неурядицы на работе

· Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ

· Склонность личности к насилию

· Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)

· Ситуации безысходности и отчаяния

9. Считаете ли, что ниже указанные характеристики можно рассматривать в

качестве факторов, влияющих на рост насилия в семье (не более двух выборов)?

· Снижение уровня нравственности и морали в обществе

· Снижение уровня материального обеспечения населения

· Постоянное увеличение фильмов и телепередач, основной темой которых является насилие на ТВ

· Увеличение числа гражданских браков

· Увеличение количества неполных семей

10. Какие из учреждений помощи семье вы знаете?

· Полиция

· Социальные службы

· Центр помощи семье

· Комиссия по делам несовершеннолетних

· Суд

· Телефон доверия

· Центр планирования семьи

· МЧС

· Скорая помощь

11. Как часто и по какой причине вы ссоритесь со своим супругом (-ой)

· Часто

· Редко

· Иногда

· Никогда

12. Боитесь ли вы остаться с пьяным разозленным мужем (женой) один на один?

· Да

· Нет

13. Можно ли сказать, что ваша собственная семья является отражением семьи ваших родителей?

· Да

· Нет

· Не знаю

14. Какие из нижеприведенных утверждений отражают, по вашему мнению, факт насилия одного члена семьи над другими?

· «Милые бранятся, только тешатся»

· «Недосол на спине, пересол на спине»

· «Сор из избы не выносят»

· «Муж да жена - одна сатана»

· «Бьет, значит, любит»

· «Муж за рюмку, жена за палку»

· «Муж - как бы хлеба нажить, жена - как бы мужа избыть»

15. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?

· Для жертв насилия

· Для членов семьи, выступающих в качестве насильников

· Для тех и для других

· Для людей, еще не столкнувшихся с проблемой насилия

· Психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия бесполезны



© 2010-2022