«Профилактика вредных привычек. Борьба со сквернословием»

Цели и задачи: 1.Формирование навыков культуры общения; 2.Развитие коммуникативных навыков; 3.Привитие этических норм бесконфликтного общения; 4.Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.Оборудование: проектр, презентация, бумага, ручки, памятки. « Сквернословие есть яд, Умерщвляющий душу». Святитель Тихон Задонск Когда ты хочешь молвить слов, Мой друг, подумай - не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно – то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненарком, пусть шутя, Подумай, как бы им неранить Того, кто слушает тебя. Будь слову своему хозяин. (В. Солоухин)
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Профилактика вредных привычек. Борьба со сквернословием»

Цели и задачи:

  1. Формирование навыков культуры общения;

  2. Развитие коммуникативных навыков;

  3. Привитие этических норм бесконфликтного общения;

  4. Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: проектр, презентация, бумага, ручки, памятки.

« Сквернословие есть яд,

Умерщвляющий душу».

Святитель Тихон Задонск

Когда ты хочешь молвить слов,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно - то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненарком, пусть шутя,

Подумай, как бы им неранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

(В. Солоухин)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Не просто о словах.

Сегодня мы поговорим с вами о сверкнословии.

Сквернословие - это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.

Есть слова пострашнее чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и , прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь!

И. Бунин

Игра «Эстафета добрых слов».

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: « с языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность к себе, укрепить его. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое - нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

Мне кажется, у нас в классе стало, как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

На Руси до середины xΙx века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергли публичной порке. При Петре Ι была выпущена книга «Юности Честное Зеркало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными и неуклюжими, манеры - изысканными или вульгарными, отношение к другим достойным или невежливым.

Общая культура поведения складываются из многих составляющих и вряд ли нужно объяснять, насколько приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколько тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Многие современные ученые считают, что от слов, символов и мифов зависит не только судьбы отдельных людей, но и судьбы всего народа.

Неслучайно кирилловская азбука была дарована русскому народу вместе с православием и книжностью, и до сих пор Русь владеет ценнейшим сокровищем - церковно - славянским языком, и величайшие произведения литературы ( А. С. Пушкин, Г. Р. Державина, М. Ю. Лермонтова…) созданы на русском языке.

Что получается на самом деле?

Подчас мы слышим вульгарную речь, многие могут оскорбить человека, не осознавая о том, что причинили человеку боль, страдание.

Что же несут в себе понятия - сквернословия или срамословие?

«Срам» - стыд, позор, поругание, бесчестье, поношение.

«Скверна» - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, гниль, тление и т.д.

«Скотина». Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные,а спустя века - люди…

«Негдяй». Это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе».

«Идиот». Слово пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Так стали называть любого некрещеного. Но язычники в долгу не остались, назвали христианина «кретин».

«Сволочь». В древнем русском языке называли людей, которые собрались в какое - то определенное место. Это слово - однокоренное со словом «волость». Так называли древнерусских фермеров, то есть тех кто покидал общину ради честного землепашества.

Приходилась ли вам слышать о такой болезни - «копролалия»?

Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Это болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос - кал, грязь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята подготовили небольшой информационный блок о сквернословии.

Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину в результате несчастные «обруганне» растения хуже развивались, больше болели и давали меньше урожай. Подобные опыты ученые проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все ученые. Кто - то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат - это обоюдо острое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово - это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица «гнилые слова - от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклоннстей.

Все признают, что нецензурная брань в современной России пробрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никитиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются 3 стадии: первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали. Третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъяснятся без мата, забывает другие слова. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «нет ничего заразнее слова».

Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто, ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты - продумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например: -чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругать! - матюгайся почаще, и будет тебе несчастье! - наше условие - долой сквернословие! Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. Примерные варианты лозунгов: - кто использует мат, тот умишком не богат. Мат - это помоев ушат. Мат - дорога в ад. Мат уродует девчат. Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться! Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться! Мат - это ядов концентрат! В классе мы найдем управу на словесную отраву! Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

Это тяжелое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже. Сначала послушайте стихи:

Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле - печаль и долговечней - царственное слово. А. Ахматова Царственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое - то конкретное слово или слово как Божий Дар? Обожествление слова - это традиция русской поэзии.

«из исследования института квантовой физики:…ДНК реагирует на нашу речь…Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы…»

- Поведение человека…

Мы как будто знаем о нем все или, во всяком случае, очень многое.

Люди невнимательны и равнодушны друг к другу,, часто грубы, нетактичны, невежливы, нетерпимы друг к другу, многие не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке…

Нетерпимость является очень распространенным явлением в современном обществе, особенно среди подростков. Возрастание уровня нетерпимости приводят к нарушениям межличностных контактов, к снижению работоспособности, угнетению творческих процессов, повышается уровень тревожности и агрессивности учащихся… На грубость и хамство хочется ответить тем же забывая подчас простую истину:

Прощайте и будете прощены.

Будете справедливы. во всем, как хотите, чтобы с вами поступили люди, так поступайте и вы с ними… (Из Нагорной проповеди Христа)

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью…

Царь Соломон Мудрые слова…

Икона Божьей матери «Семистрельная»

На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы зти бранные матерные слова. Одно из смысловых значений иконы - Богородица отступает от грешников - сквернословов и не заступничает о них перед богом.

Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Гнилые слова калечат душу.

Человек, который ругается матом - нездоровый человек. Слыша мат,используя мат мы разрушаемся духовно.

Послушайте стихотворение А. Ахматовой. Мужество. Мы знаем, что ныне лежит на весах. И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова, - и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем навеки! Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за ьерезку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах - и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям? Ответы детей…

Предупредить или остановить развитие болезни можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

(Диалог с учащимися)

- задумывались ли вы о том, как вы ведете себя с разными людьми, какова ваша речь в разных ситуациях?

- а так ли уж это важно, думать о своем поведении, следить за своей речью?

- имеем ли мы право сквернословить?

-какой вред мы наносим людям бестактным своим поведением? Должен ли порядочный человек так поступать?

Поведение человека - это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека его потребности, вкусы, взгляды, желания, предпочтения.

Анкета

Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.

«поступки людей подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них» Д. Томас

Общая культура поведения проявляется во всех облостях отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые нарушения правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Каждый знает как бывает обидно, когда кто - то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток…

Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения, с готовностью. Не жалея себя, и помогает им и словом и делом, считают - культурным, воспитанным человеком.

-Можно ли считать каждого образованного человека воспитанным и культурным?

Жизнь показывает, что нельзя. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

-какие качества присущи воспитанному человеку? (учащиеся перечисляют на бумаге, за тем это обсуждается)

Совершенно несовместимо с понятием воспитанного человека - цинизм.

Цинизм - наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрение к людям и культуре.

Цинизм - это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а уничтожать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

«поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И. Гете.

«Умение вести разговор - это талант». Стендаль.

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы…» Демокрит.

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих. (Пр. Антоний Великий)

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. (Пр. Антоний Великий)

Пословицы. «Сквернословие вредит здоровью», «Словом можно убить», «У того кто ругается - некрасивое лицо», «Мат укорачивает жизнь».

История возникновения матерых слов уходит в глубину тысячелетий. Только вот значение их изменилось, как и употребление. Во времена язычества произносить эти слова заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И на одному человеку не могло прийти в голову даже мысленно произнести такое слово, не то, что в слух. Тогда люди знали, какой мощной, поистине космической энергие были наделены эти слова, какую опасность несли, будучи употреблены без надобности.

Хрустальный шар - вот все, что я хочу,

Чтоб было передо мной - хрустальный шар,

Когда я думаю о людях.

Ян. Такубоку.

Я надеюсь, что наш разговор о вредных привычках, сквернословии не закончен, и вы еще раз задумаетесь над этим. И пусть каждый из вас выберет правильное решение и помнит слова Демокрита «Хорошими людьми становится больше от упражнении, чем от природы…» Тренируйте себя, избавляйтесь от слов паразитов. Хорошим тренажором для развития речи будут скороговорки, которые мы помним с детства: «от копыта копыт пыль по полю летит», «Были голчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у волчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат».

«На дворе трава на траве дрова

Не руби дрова на траве двора»

Памятка. Наш класс особенный, и мы хотим отличаться от других своими манерами, поведением, речью и внешним видом. Каждый учащийся должен знать. Нормы разговорного этикета.

  1. Мы доброжелательно относимся друг к другу.

  2. Не повышаем голос и не кричим.

  3. Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

  4. Не говорим друг другу оскорбительные слова.

  5. Здороваемся со всеми в школе.

  6. Улыбаемся и не ходим с кислыми лицами.

  7. Обращаемся друг к другу по имени.

«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»






© 2010-2022