Лингвистический вечер «Кирилл и Мефодий – Великие просветители, создатели славянского алфавита»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тимонова Зинаида Егоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа

Старооскольского городского округа Белгородской области

















Лингвистический вечер «Кирилл и Мефодий -

Великие просветители, создатели славянского алфавита»










На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором расположены буквы славянского алфавита.

1-й ведущий. Начинает вечер, посвященный Празднику письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминали создателей славянского алфавита, великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

/-м ведущий. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.

2-й ведущий. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они писали и переводили послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий. Жизнь великих братьев была служением славянской культуре.

2-й ведущий. Братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде -греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солупцам.

1-й ведущий. В доме великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

На сцену выходят Гриша (Кирилл) и Саша (Приезжий человек).

Гриша. Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Саша. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся, никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.



Гриша. И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Саша. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

Гриша и Саша уходят, затем вновь возвращаются.

1-й ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.

Саша. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Гриша. Я не забыл, но теперь я изучаю латынский язык сам.

Саша. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Гриша. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразы с фразой, уяснил уже многое, Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.

Гриша и Саша уходят за кулисы.

2-й ведущий. Вскоре Кирилл освоил греческие и арабские языки и прославился своей ученостью.

1-й ведущий. После Солуни Кирилл продолжал учение в Константинополе. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.

2-й ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим-библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий. По поручению византийского императора Михаила III Константин - Кирилл приступил к созданию славянской письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восставших славян, Мефодий ушел с военной службы и удалилися в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий. После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали




поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанных им византийским императором, Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий. В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.

2-й ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу IX века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

2-й ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидев их, сразу же захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий. Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения.

На сцену выходит Денис (военный в треуголке)

Денис. Господи! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.

Убирает со стенда названные буквы и уходит за кулисы, а затем возвращается.

2-й ведущий. Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Денис. Это буквы «и краткое» и Ё.

Прикрепляет к стенду карточки с названными буквами и уходит за кулисы.

1-й ведущий. В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.

На сцену выходит Миша (красноармеец в буденовке).

Миша. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «i десятиричное», «ять», «фита», «ижица» и буква «ер» на конце слова. Подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.

2-й ведущий. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук [ч] изображается двумя буквами - ch, [ш] - двумя sh, В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jy], [ja].

1-й ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.

2-й ведущий. И каждый человек, изучающих русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия.

Далее жюри подводит итоги конкурса знатоков (проведен заранее), поощряются учащиеся, правильно ответившие на вопросы.

Критерии оценки ответов школьников на вопросы кроссворда и конкурса знатоков русского языка таковы: каждый правильный ответ оценивается одним баллом, неверный - ноль баллов, неполный ответ - 0,5 балла.

© 2010-2022