Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализации Комплексной целевой программы гражданско- патриотического воспитания обучающихся 10 - 11А МБОУ «СШ №8»

на 2015 - 2017 годы «Мы будущее твоё, Россия».


Основой концепции патриотического воспитания школы являются следующие государственные документы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В школе разработана Комплексная целевая программа гражданско- патриотического воспитания обучающихся 10-11А МБОУ «СШ №8» на 2015 - 2017 годы «Мы будущее твоё, Россия». Она определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания юного поколения, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.








Структурные элементы системы

патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Патриотическое

воспитаниеРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Внутренние и внешние условия реализации Программы

ВРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитаниянутренние условия

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитанияРеализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания

Ученическое

самоуправление

Система

традиций

школы

Система работы классных

руководителей,

эффективность

деятельности МО,

классных руководителей

Совет школы

Интеграция обучения,

развития и воспитания с

приоритетом последнего


К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого обучающиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире. Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, в создании единой воспитательной среды, таким образом целенаправленно выстроена школьная система внешних связей.

В школе сложилась определенная система воспитания юных патриотов.

Формы патриотической работы по направлениям:


  • Гражданское образование


  • Уроки истории, обществознания, «Основы религиозной культуры и светской этики»

  • Проектная деятельность

  • Предметные недели

Гражданское становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность.

Гражданскую компетентность предполагает серьезное нравственное воспитание учащихся, которая формируется разными путями, в т.ч. через знакомство с Конвенцией о правах ребенка, участие в акциях, дебатах, дискуссиях, научно-практических конференциях по социально-значимым проблемам, знакомство и изучение истории государственных, областных, городских символов, атрибутов. В школе проводится ряд мероприятий, посвященных героическим страницам истории нашей Родины. Главной целью этих мероприятий является раскрытие учащимися смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к Малой Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, Отечеству. Параллельно с воспитанием патриотизма формируются правовые знания учащихся, правила поведения в обществе, т.е. осознанная правильная социальная адаптация несовершеннолетних. Важно воспитать у учащихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботу о благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации. Классные руководители используют в своей деятельности наиболее актуальные методики и технологии, позволяющие учащимся проигрывать социальные роли, моделировать образы собственного поведения в юридически значимых ситуациях и просто в жизненных. В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое закладывает фундамент в формировании активной жизненной позиции. Особую актуальность и значимость имеют проведение дней правовых знаний, где планируются встречи с работниками правоохранительных органов, военкомата, медиками, специалистами КДН, ОПДН, наркологического диспансера.

Осваивая общественные науки, учащиеся получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Уроки истории, обществознания, «Основ религиозной культуры и светской этики» позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.

  • Я и моя семья

  • Родительские собрания

  • Индивидуальные консультации

  • Совместные праздники

  • Родительский лекторий

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. Духовно-нравственное воспитание, развитие основных способностей:

нравственной - состоящей в различении добра и зла;

эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного и религиозной, состоящей в различении истинного и ложного - является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности:

· между взрослыми и детьми в семье,
· между семьей и образовательным учреждением,
· между человеком и традиционной культурой.

Анализируя общее представление родителей о духовно- нравственном воспитании, мы выявили следующее. Воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи. Мы просим родителей рассказывать детям о своих предках, показывать фотографии.

Совместно с родителями школа начала формирование нравственных установок по отношению к людям всех национальностей, не теряя при этом своего национального облика. Большое внимание уделяется воспитанию культурного человека, знающего традиции многонациональной страны, в которой он живет.

Взаимодействие классных руководителей и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В рамках Года семьи были проведены классный час «Дорогами Афгана», конкурсные программы «Наши мамы лучше всех», «Война коснулась семьи нашей», «Самая любимая». Наши родители - активные помощники в организации и проведении мероприятий, классных часов, спортивных соревнований, экскурсий.


  • Формирование коммуникативных компетентностей


  • Школьное самоуправление

  • Форумы

  • Акции

  • Тренинги

Сформированность осознанного отношения к действительности позволяет старшеклассникам заинтересовывать и вовлекать в социальные и культурные проекты младших и средних школьников, социум, где на первый план выходит личное участие каждого в общем деле, через личностно - эмоциональное осмысление опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем, у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму, они усваивают идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознают себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране.


  • Формирование правовой культуры


  • Классные часы

  • Беседы

  • Круглые столы

  • Акции

Воспитание правовой культуры обучающихся способствует усвоению основных правовых ценностей, знаний о правах, свободах человека, способах их реализации, об основных отраслях права, включая знания о государстве, о выборах; пониманию прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Формирование культуры межнациональных отношений - еще одно из направлений воспитательной работы в школе. Ведется работа по развитию у учащихся толерантного мышления. Большое внимание уделяется противодействию проявлениям экстремизма, деятельности неформальных молодежных объединений экстремистского толка.

Формирование правовой культуры у всех категорий участников образовательного процесса проходит через включение обучающихся в творческие мероприятия, организацию доверительного общения среди подростков, предоставление альтернативы проведения свободного времени.


Калейдоскоп форм работы


  • Формирование духовно-нравственных ценностей


  • Экскурсии, выставки

  • Конкурсы, фестивали

  • Работа кружков

  • Концерты

Составной и основополагающей частью духовности, неотъемлемой частью полноценной духовной жизни является нравственность - определенное состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности - уровень его отношения к другим людям, к природе, к миру.

Путь к Добру определяется общечеловеческими ценностями. Духовно-нравственный человек ценит Жизнь во всех ее проявлениях, так как это особый дар судьбы; ценит Человека, живущего рядом. Духовно-нравственный человек, воспринимая себя как единое целое, в то же время осознает себя частицей большого Мира, гражданином своего Отечества, членом семьи, своего рода. Для этого важно Здоровье, Образование, Культура - именно эти ценности помогают прожить богатую духовно-нравственную жизнь.

Жизнедеятельность духовно-нравственного человека базируется на 4-х основных глаголах: любить, прощать, творить, благодарить.

Духовность без любви невозможна. Любовь предполагает заботу, ответственность, разумность. Потребность в такой любви живет в каждом человеке.

Целью духовно-нравственного воспитания детей в школе является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи. Пропаганда и популяризация здорового образа жизни также не может реализоваться без воспитания духовно-нравственных начал. Воспитательная система школы ориентирована на формирование здорового образа жизни на основе гармонии физического, интеллектуального и духовно-нравственного развития школьника. Хочется отметить резкие перемены, произошедшими с учащимися этого класса. Резко повысилась успеваемость, улучшилось поведение.

Кружковцы являются неоднократными победителями городских конкурсов и выставок.

Педагоги школы постоянно ищут различные формы духовно-нравственного воспитания учащихся. Ведется работа классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания на уроках, внеклассных мероприятиях, осуществляется выбор здоровьесберегающей программы воспитания школьников и внедрение её на своих уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, предметных неделях. На семинаре-совещании для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе» были рассмотрены вопросы развития правового, организационно-методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Каждый классный руководитель ежегодно разрабатывает и проводит в течение учебного года ситуационные классные часы (адаптивная технология) по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Результаты проводимой работы очевидны:

  1. Отсутствие серьёзных правонарушений.

  2. Широкий охват детей дополнительным образованием.

  3. Вовлечение учащихся в различные внеклассные мероприятия.

  4. Отсутствие межличностных конфликтов внутри школы.


  • Мой край родной


  • Экскурсии, выставки

  • Конкурсы

  • Трудовые десанты

Общеизвестно, что с краеведения начинается путь к познанию мира, и к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой родине. Обращение к прошлому города как части истории России, его природе, литературе, фольклору, освещение различных аспектов современного положения города (экологических, экономических, культурных проблем) - тема и предмет массовой деятельности по краеведению. Изучение родного края ведется на уроках истории, географии, ИЗО, во внеурочной деятельности.

Учащиеся заботятся о чистоте территории школы. Дважды в год проводятся субботники по уборке, формируются и засаживаются цветами клумбы, озеленяются классы и школьные рекреации.


  • Растим патриота и гражданина


  • Классные часы

  • Ролевые и деловые игры

  • Конкурсы

  • Фестивали

  • Акции и др.

Отсутствие исторической памяти равносильно неуважению человека не только к своему прошлому, но и к настоящему, полной беззаботности в отношении будущего народа, человечества, природы, поэтому в школе проводятся «Уроки мужества» - размышления о том, как время - предвоенное и военное - отпечаталось в судьбах людей. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла - это символ преемственности традиций от старшего поколения к молодости.

Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда.В течение всего года проходит операция «Забота», которая предусматривает адресную помощь ветеранам, всем нуждающимся оказывается посильная помощь учащимися школы (уборка двора, жилья, помощь на приусадебном участке и др.)В год 65-летия юбилея Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне большинство мероприятий были посвящены достойной встрече этой даты: уроки мужества с участием ветеранов Великой Отечественной войны, изготовление праздничных открыток ветеранам войны, выставки литературы военной тематики, возложение цветов к памятникам, смотр-конкурс строя и песни, а также классные часы «Люди, на которых хотелось бы походить

В школе возрождена традиция проведения государственных праздников, использования государственных, региональных и городских атрибутов и символов власти. Большое значение в вопросах нравственного и патриотического воспитания молодежи имеет участие при активном участии ветеранов спорта в командных школьных, городских спортивно-массовых мероприятиях, посвященных памятным датам России. Это и ежегодные Спартакиады школьников, эстафеты; спортивные игры, посвященные Дню победы и Дню защитников Отечества.

В статье 59 Конституции Российской Федерации записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни, поэтому определенная психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к армейской службе, тем самым, смягчая стрессовую ситуацию.

Большую роль в пропаганде здорового образа жизни играет система таких воспитательных, познавательно-развивающих мероприятий, как уроки общения, театрализованные представления, развлекательно-познавательные игры, антинаркотические и антиалкогольные акции.

Успешность в решении задач формирования у школьников культуры здоровья и основ здорового образа жизни зависит и от насыщения образовательной среды школы информацией о здоровье человека, факторов, его разрушающих, способах сохранения и укрепления здоровья.

Значительное внимание уделяется просвещению по проблемам здорового образа жизни среди родителей как главных союзников и помощников в решении задач по воспитанию культуры здоровья: работает родительский лекторий, где для родителей проведены лекции по темам «Если отношения с ребенком вышли из-под контроля», «Трудности адаптации пятиклассников в школе», «Семья против вредных привычек» и другие; сложилась система в проведении тематических родительских собраний: «Агрессивное поведение, его причины и способы предотвращения», «Уроки здорового образа жизни», «Как сохранить здоровье ребенка», «Семья и выбор жизненного пути» и другие; проводятся общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия «Дни здоровья», «Папа, мама, я - спортивная семья»;

Ежегодно в нашем образовательном учреждении работает лагерь с дневным пребыванием детей, который организуется с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства. Эта форма организации отдыха детей является традиционной. Лагерь организуется в осенние, весенние и летние каникулы.

Гражданское и патриотическое направление - одно из самых сложных в процессе воспитания, поэтому для повышения эффективности данной работы школа сотрудничает с городской детской библиотекой, музеем леса, ОВД, КДН, городским Советом ветеранов. Обществом инвалидов.

I. "Патриотизм" как духовная ценность

  1. Соотносится с малой родиной - 11% опрошенных;

  2. Связан с любовью к Родине - 17% опрошенных;

  3. Отожествляется с гражданским патриотизмом, с чувством общности с народом, а не с отдельной нацией - 34% опрошенных;

  4. Выражается в чувстве гордости за историческое прошлое- 38% опрошенных

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания




II. Оценки чувства собственного патриотизма

  1. Выражен чрезвычайно сильно - 26% опрошенных

  2. Выражен умеренно - 73 % опрошенных

  3. Данное чувство отсутствует - 1 % опрошенных

Реализация комплексной целевой программы гражданско-патриотического воспитания




III. Что оказывает влияние на развитие чувства патриотизма у современной молодёжи.


  1. Семья - 81%

  2. Школа - 66 %

  3. СМИ и Интернет - 42 %

IV. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием.


  1. Семья - 87%

  2. Школа - 72%

  3. СМИ - 66%

Проведенное исследование показало, что семья и школа должны формировать патриотические чувства и заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм - базовая социогуманитарная ценность. Что касается роли средств массовой информации и Интернета, то оно возможно через усиление патриотического содержания публикаций в прессе, которые на сегодня достаточно востребованы молодежью. Существенную роль в этом сложном процессе конструирования социальной реальности играют сегодня средства массовой информации, которые, с одной стороны, призваны заказывать обновленные ориентиры, а с другой - сохранять историческую преемственность.

Мы проанализировали уровень воспитанности наших учеников по 6 показателям: эрудиция, прилежание, трудолюбие, «Я и природа», «Я и общество», эстетический вкус..

Выводы:

  1. Анализ социологических, психолого-педагогических источников по патриотическому воспитанию позволил установить, что содержание патриотического воспитания обучающихся оформлялось с учетом специфики современного функционирования России, а также культуры, истории, традиций и тенденции развития Свердловской области как части страны. Данные идеи стали ведущими направлениями становления патриотического сознания. Ведущим механизмом воспитания патриотического сознания является педагогическая поддержка развития патриотических чувств, становление субъектного опыта патриотической деятельности.

  2. Патриотическое воспитание обучающихся в школе связано с осуществлением общей программы патриотического воспитания: групповая и индивидуальная работа с детьми строится на основе учета качественных особенностей дифференциации функционирования уровней их патриотического сознания и воспитания их готовности к сознательному служению Отечеству.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России







© 2010-2022