- Преподавателю
- Классному руководителю
- Нетрадиционные подходы во взаимодействии семьи и школы в воспитании творческой личности школьника
Нетрадиционные подходы во взаимодействии семьи и школы в воспитании творческой личности школьника
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуляева Л.И. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
"Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке"
Ш.М.Амонашвили.
Нетрадиционные подходы во взаимодействии семьи и школы в воспитании творческой личности школьника.
Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.
В своём послании Федеральному собранию президент РФ В.В. Путин определил главную задачу школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным.
Кто же в большей степени помогает ребёнку развить творческие способности? Что об этом думают сами дети и их родители? Оказывается, по результатам опросов в большей степени помогают развить творческие способности родители, классный руководитель и педагоги доп.образования. Именно, взаимодействие этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.
Многие классные руководители в нашей школе считают, что каждый ребёнок одарён по своему в той или иной степени, и главная задача классного руководителя вовремя заметить творческий потенциал ребёнка и создать условия для его развития, привлекая к этому и родителей.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Творческое состояние души педагога, умение и способность души трудиться создаёт обстановку успеха для детей. А успех, как любой рекорд, нужно готовить вдумчиво, глубоко и серьёзно, используя различные методики и оригинальные подходы.
В настоящее время, в связи с нововведениями школьного воспитания, практические работники ОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.
Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла и интереса устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы
по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные
формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр.
Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки».
Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
Сотрудничество психолога, учителя и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, учителем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Вечера вопросов и ответов
. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени учителя, должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Встречи за «круглым столом».
Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, учитель, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Таким образом, взаимодействие школы с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только творчески походить и избегать формализма.
И закончить выступление хочется такими строками.
В чём состоит наш успех?
Успех нашей школы в успехе детей,
В единстве родителей, учителей,
В тех людях, которые нас окружают,
В идеях и мыслях, что нас окрыляют,
В таланте, сотрудничестве и креативе,
В совместных делах, что сближают, сдружили,
В весёлых глазах, излучающих свет, -
Во всём этом виден наш общий успех!
И чтобы признания школе добиться,
Все вместе к успеху должны мы стремиться!