Программа подготовительного курса для детей 6 лет

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение


Принята на ШМО учителей начальных классов Протокол №

Утверждаю:



Программа

подготовительного курса для детей 6-летнего возраста.

Пояснительная записка

Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возрасти, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие зада-

чи:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

  • развить умения и навыки, необходимые дли занятий в начальной школе;

  • укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • систематичность и последовательность занятий;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • наглядность.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель Н.А. Федосова. Данная программа состоит из разделов:

  • «От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова);

  • «Математические ступеньки» (автор - С.И. Волкова).

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультации родителей будущих первоклассников.

В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. По результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушении.

В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются а дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Требования к результатам обучения по программе подготовительного курса

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: 1) отчетливо и ясно произносить слова;

  • выделять из слов звуки;

  • находить слова с определенным звуком-

  • определять место звука в слове;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

  • ориентироваться на странице тетради;

  1. называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

  • соотносить цифру с числом предметов;

  • пользоваться арифметическими знаками действий; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • измерять длину предметов с помощью условной меры;

  • составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

  1. распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;

  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

  • называть основные признаки времен года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  • русский алфавит;

  • состав чисел первого десятка;

  • как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

  • цифры 0-9, знаки +,-,=;

  • название текущего месяца, последовательность дней недели;

  • монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Календарно-тематическое планирование занятий

подготовительного курса

Раздел «От слова к букве» (15 часа)

Данный раздел программы нацелен на развитие связкой речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышлении, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Тематика занятий

Количест- во часов

Дата

1. Устная и письменная речь - 10 часов

1.

Понятие об устной и письменной речи

1

2.

Предложение и слово

  • Членение речи на предложения.

  • Членение предложения на слова.

  • Членение слова на слоги с использованием графических схем

1

3.

Слог и ударение

  • Деление слов на слоги.

  • Ударение в словах.

  • Определение количества слогов в слове

1

4.

Звуки и буквы

  • Представление о звуках.

  • Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков.

  • Упражнения в слого-звуковом анализе слов

1

II. Обучение письму - 5 часов

5.

Подготовительные упражнения для развития глазомера

1

6.

Обводка и штриховка контуров

1

7.

Рисование и раскрашивание узоров

1

8.

Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными типами их соединения

1

III. Развитие устной речи - 9 часов

9.

Совершенствование общих речевых навыков

1

10.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию

1

11.

Правильное употребление слов - названий предме-

1






тов, признаков, действий; объяснение их значений

12.

Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте

1

13.

Пересказ знакомой сказки

1

14.

Составление рассказа по картинке

1

15.

Разгадывание загадок

1






Раздел «Математические ступеньки» (12 часов)

Данный раздел программы направлен на развитие умений:

  • проводить наблюдения;

  • сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

  • понимать относительность свойств объекта;

  • делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

  • уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

Тематика занятий

Количество

часов

Дата

1.

Различение предметов по размеру и форме

1

2.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов

1

3.

Направления движения

1

4.

Временные представления

1

5.

Сравнение групп предметов

1

6.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10

1

7.

Счет предметов

1

8.

Сравнение чисел

1

9.

Число 0 и его обозначение

1

10.

Состав чисел 2, 3, 4, 5

1

11.

12.

Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен монет

Название действий и их обозначение. Знаки «+»,

«-», «=»

1

1






Раздел «Зеленая тропинка» (3 часа)



Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.


Тематика занятий

Количество часов

Дата

1.

Наши друзья животные

1

2.

Зеленое чудо - растения

1

3.

Круглый год

1






Раздел «Конструирование» (5 часов)

Данный раздел готовит детей:

  • к восприятию различных конструкций предметов;

  • знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей; ,

  • с правилами безопасной работы ручными инструментами.

Тематика занятий

Количество часов

Дата

1.

Разметка «на глаз». Сгибание. Изготовление стаканчика из бумаги

1

2.

Аппликация «Ежик». Сборка: склеивание, наклеивание (бумага, фольга)

1

3.

Выполнение приемов лепки - разминание, раскатывание. Поделка «лошадка»

1

4.

Отделка-аппликация из природного материала «рыбка»

1

5.

Отделка-украшение рисунком «лошадки»

1





Раздел «Здоровье и физическая культура» (3 часа)

Главный принцип при реализации этого раздела программы- адекватность содержании физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию здоровья ребенка, свобода выбора формы физической активности в соответствии с его личными склонностями и способностями. Раздел направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья.

Тематика занятий

Количество

часов

Дата

1.

Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли?». Ходьба и бег с препятствиями

1

2.

Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?»

1

3.

Спортивные игры

1







© 2010-2022