- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа подготовительного курса для детей 6 лет
Программа подготовительного курса для детей 6 лет
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартынцева Н.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение
Принята на ШМО учителей начальных классов Протокол №
Утверждаю:
Программа
подготовительного курса для детей 6-летнего возраста.
Пояснительная записка
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возрасти, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие зада-
чи:
-
обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
-
развить умения и навыки, необходимые дли занятий в начальной школе;
-
укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
-
учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
-
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-
комплексный подход при разработке занятий;
-
систематичность и последовательность занятий;
-
вариативность содержания и форм проведения занятий;
-
наглядность.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель Н.А. Федосова. Данная программа состоит из разделов:
-
«От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова);
-
«Математические ступеньки» (автор - С.И. Волкова).
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультации родителей будущих первоклассников.
В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. По результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушении.
В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются а дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Требования к результатам обучения по программе подготовительного курса
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: 1) отчетливо и ясно произносить слова;
-
выделять из слов звуки;
-
находить слова с определенным звуком-
-
определять место звука в слове;
-
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-
составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
-
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
-
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
-
ориентироваться на странице тетради;
-
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
-
соотносить цифру с числом предметов;
-
пользоваться арифметическими знаками действий; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-
измерять длину предметов с помощью условной меры;
-
составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
-
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
-
ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
-
распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
-
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
-
называть основные признаки времен года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
-
русский алфавит;
-
состав чисел первого десятка;
-
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
-
цифры 0-9, знаки +,-,=;
-
название текущего месяца, последовательность дней недели;
-
монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Календарно-тематическое планирование занятий
подготовительного курса
Раздел «От слова к букве» (15 часа)
Данный раздел программы нацелен на развитие связкой речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышлении, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
№
Тематика занятий
Количест- во часов
Дата
1. Устная и письменная речь - 10 часов
1.
Понятие об устной и письменной речи
1
2.
Предложение и слово
-
Членение речи на предложения.
-
Членение предложения на слова.
-
Членение слова на слоги с использованием графических схем
1
3.
Слог и ударение
-
Деление слов на слоги.
-
Ударение в словах.
-
Определение количества слогов в слове
1
4.
Звуки и буквы
-
Представление о звуках.
-
Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков.
-
Упражнения в слого-звуковом анализе слов
1
II. Обучение письму - 5 часов
5.
Подготовительные упражнения для развития глазомера
1
6.
Обводка и штриховка контуров
1
7.
Рисование и раскрашивание узоров
1
8.
Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными типами их соединения
1
III. Развитие устной речи - 9 часов
9.
Совершенствование общих речевых навыков
1
10.
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию
1
11.
Правильное употребление слов - названий предме-
1
тов, признаков, действий; объяснение их значений
12.
Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте
1
13.
Пересказ знакомой сказки
1
14.
Составление рассказа по картинке
1
15.
Разгадывание загадок
1
Раздел «Математические ступеньки» (12 часов)
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
-
проводить наблюдения;
-
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
-
понимать относительность свойств объекта;
-
делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
-
уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
№
Тематика занятий
Количество
часов
Дата
1.
Различение предметов по размеру и форме
1
2.
Пространственные представления, взаимное расположение предметов
1
3.
Направления движения
1
4.
Временные представления
1
5.
Сравнение групп предметов
1
6.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10
1
7.
Счет предметов
1
8.
Сравнение чисел
1
9.
Число 0 и его обозначение
1
10.
Состав чисел 2, 3, 4, 5
1
11.
12.
Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен монет
Название действий и их обозначение. Знаки «+»,
«-», «=»
1
1
Раздел «Зеленая тропинка» (3 часа)
Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
№
Тематика занятий
Количество часов
Дата
1.
Наши друзья животные
1
2.
Зеленое чудо - растения
1
3.
Круглый год
1
Раздел «Конструирование» (5 часов)
Данный раздел готовит детей:
-
к восприятию различных конструкций предметов;
-
знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей; ,
-
с правилами безопасной работы ручными инструментами.
№
Тематика занятий
Количество часов
Дата
1.
Разметка «на глаз». Сгибание. Изготовление стаканчика из бумаги
1
2.
Аппликация «Ежик». Сборка: склеивание, наклеивание (бумага, фольга)
1
3.
Выполнение приемов лепки - разминание, раскатывание. Поделка «лошадка»
1
4.
Отделка-аппликация из природного материала «рыбка»
1
5.
Отделка-украшение рисунком «лошадки»
1
Раздел «Здоровье и физическая культура» (3 часа)
Главный принцип при реализации этого раздела программы- адекватность содержании физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию здоровья ребенка, свобода выбора формы физической активности в соответствии с его личными склонностями и способностями. Раздел направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья.
№
Тематика занятий
Количество
часов
Дата
1.
Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли?». Ходьба и бег с препятствиями
1
2.
Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?»
1
3.
Спортивные игры
1