Выступление по теме Гуманность и доверие как залог успеха в работе классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Гуманность и доверие как залог успеха в работе классного руководителя.

Из опыта работы Ивановой Алевтины Вениаминовны,

классного руководителя 8 класса

МОУ «Петъяльская средняя общеобразовательная школа»

Добрый день, дорогие коллеги! Позвольте представиться: зовут меня Иванова Алевтина Вениаминовна, я учитель русского языка и литературы Петъяльской средней общеобразовательной школы и классный руководитель 8 класса. Стаж моей педагогической работы-19 лет, из них все 19 лет я была классным руководителем. Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Сегодня я расскажу вам о своей системе воспитания. Хочу начать свое выступление с небольшой предыстории. Случилось это в 2012 году, когда я стала классным руководителем 5 класса. В классе было 11 мальчиков и 8 девочек. Класс был необычный, шумный, часто происходили конфликты между мальчиками. Я долго думала, как мне быть, как установить в классе мир и согласие. Тогда я поняла, что нужна какая-то своя воспитательная система.

Воспитание - дело непростое, тем более, что ты - не волшебник, а просто обыкновенный взрослый человек, взваливший на свои плечи нелёгкую ответственность за души и судьбы учеников. «Педагог тогда станет настоящим учителем, если будет помнить, что дети существуют не назло учителям, а как награда, как дар природы. Природа доверилась человеку: «Вот ребёнок, он безграничен, как я, возьми его и воспитай, дай развитие, учи жить по- человечески и творить», - утверждает Ш. Амонашвили. И я с ними согласна. Знаю, что он совершенный учитель, потому что живет ради детей и любит их. Поэтому свою воспитательную программу я назвала «Жить по - человечески». Цель моей воспитательной программы: воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

Свою воспитательную работу строю на основе гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили. Своим примером он убеждал, что учитель должен даже в слабом троечнике искать искорку таланта, не бояться в преподавании отходить от официальной программы и не роптать на тяжкий хлеб. «Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», - эти слова советует ежедневно произносить педагогам и родителям Шалва Александрович.

В своей работе я придерживаюсь таких принципов при работе с детьми:

1.Любить ребёнка. Любовь - это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка;

2.Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность;

3.Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка;

4.И самое главное, по-моему, нужно понимать ребенка и принимать его таким, каков он есть;

Воспитательная программа «Жить по - человечески» является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Сроки реализации воспитательной системы: 2012-2017 гг.

Воспитательная работа разбита на три этапа реализации:

1этап (5 кл.)

2 этап (6-7 кл.)

3 этап (8-9 кл.)

Работаю по таким направоениям:

  • «Семья»

  • «Познавательная активность»

  • «Здоровье»

  • «Отечество»

  • «Нравственность»

1 направление - Семья

Целью моей работы по направлению «Семья» является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

За три года работы у нас с родителями сложились доверительные отношения, т.е. мы пришли к тому, что мыслим в едином направлении, а именно хотим, чтобы наши дети стали настоящими людьми. Результатом работы является то, что в классе работает слаженный родительский комитет, который решает все проблемы класса. Родительские собрания проходят с приглашением медицинских сотрудников, психолога, администрации, учителей- предметников. Часто проводим праздники с приглашением родителей. Родители с удовольствием посещают школу. Есть папа, который соорудил нам шкаф, сделал штендеры к 9 мая, который каждый год совместно с нами ходит в поход и приобщает детей любить природу, как вести себя в экстремальных ситуациях в лесу. Вот уже три года подряд мы путешествуем по лесам и полям.

2 направление - «Познавательная активность»

Работая по направлению «Познавательная активность» стараюсь создать благоприятную среду для реализации творческого потенциала учеников.

В 5 классе уровень познавательной активности учащихся был чуть ниже среднего ( адаптация происходит). Я это прослеживала по таким критериям: по готовности выполнять учебные задания; стремления к самостоятельной деятельности; · сознательности выполнения заданий; системности обучения и т.д. (метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. методика «Оценка уровня познавательной активности»).

Поэтому стала активно сотрудничать с учителями-предметниками, администрацией школы, с родителями. Зная возможности своих воспитанников (по проведённым разнообразным тестам), часто советую учителям и членам администрации, с какими учениками можно работать в том или ином направлении для достижения максимального результата. Посещаю уроки своих учащихся, приглашаю родителей на обычные и открытые уроки.

Сделав промежуточный анализ по методике «Оценка уровня познавательной активности», видно, что познавательная активность возросла и стала близка к высокому уровню. Это видно по тому, как дети на уроках и во внеурочное время все чаще принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, умеют отстаивать свое мнение, правильно ставят вопросы своим друзьям и учителям. Возросло их стремление к познанию, к осознанному и самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков.

3 направление - «Здоровье»

Работа по направлению «Здоровье» идет в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры и руководителем ОБЖ. Она реализуется через участие моего класса в различных спортивных праздниках и соревнованиях школьного, районного и республиканского уровней; участие в неделях здоровья; организацию походов.

Спортивная жизнь класса, я считаю, поставлена на должном уровне. Каждый год посещаем Ледовый дворец, бассейн города Волжска. Самым большим достижением своего класса считаю победу на Республиканских президентских состязаниях. Воспитание в них таких качеств, как коллективизм, дружба, уважение друг к другу, взаимоподдержка и взаимопомощь помогли стать победителями на республиканском этапе. 2 сентября мои девочки и мальчики едут в Анапу защищать честь Республики на президентских состязаниях. Я уверена, что у них все получится.

4 направление - «Отечество»

Формирование и развитие у подростков высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине происходит через проведение классных часов; организацию встреч с жителями села - замечательными людьми края и села и страны; участие в акциях «Милосердие», «Вахта памяти»; организацию и проведение конкурсов патриотической песни, участие в президентских состязаниях; военно-спортивной игре «Зарница»; организацию работ по благоустройству памятника, озеленение школьного обелиска. А также участие в акции по сбору вещей для детского дома (ежегодно).

5 направление - «Нравственность

Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями.

В начале работы по данной воспитательной системе с помощью методики диагностики нравственной воспитанности выявила, что у 4 человек высокий уровень нравственной воспитанности, средний уровень имели 7 человек, ниже среднего уровень - 6 человек, низкий уровень имели 2 человека ( 1 из семьи с достатком и другой из малоимущей семьи).

Чтобы повысить уровень нравственности детей своего класса, стала проводить больше бесед, классных часов на духовно-нравственную тему. Организовала в классе тимуровский отряд, который раз в месяц помогал престарелым людям из разных деревень( причём, в каждой деревне работали те дети, которые там проживают, тем самым, каждый ученик класса был вовлечен в эту деятельность). Возродили работу над подшефным классом. Мои ребята часто навещают и помогают учащимся 3 класса в подготовке и проведении различных мероприятий и праздников.

В конце года провела промежуточную диагностику и выяснилось, что за 3 года работы уровень нравственной воспитанности класса возрос, детей с низким уровнем воспитанности не осталось. За эти годы 1 семья была снята с внутришкольного учета как неблагополучная (стояла на учёте с начального класса), вновь выявленных семей не было, ни один ребёнок не был поставлен на внутришкольный контроль.

Рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования личности; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.

Подводя итог, могу сказать, что работая с детьми, соблюдаю следующие заповеди:

1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Путь к сердцу ребенка - доброта, добрый учитель, добрый человек, принявшие участие в судьбе ребенка, обязательно останутся у него в памяти.

2. Лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя. В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, они воспримут это правильно.

3. Постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами. Культура начинается с умения слушать, слышать. Слышит - значит, принимает участие в твоей судьбе. Слышит - может означать, что любит. Слышит - значит, воспринимает меня. Слышит - значит, относится ко мне серьезно.

4. Главное - завоевание доверие учеников. Доверие - мера популярности учителя. Наша душа обретает крылья, когда нам доверяют. Это очень важная потребность души.

Но тем не менее проблемы есть. Задача классного руководителя -их решать. С какими же проблемами я сталкиваюсь в своей работе и каковы их пути решения?

Это прежде всего:

1. Индивидуальные особенности ребенка: каждый ребенок уникален, нельзя его сравнивать с другим. Поэтому часто беседую с ними индивидуально или провожу игры, беседую с родителями

2.Нужна каждодневная работа психолога с классом: половина из неполных семьей, у которых заниженная самооценка;

3. Хотелось бы, чтобы родители неуспевающих детей чаще посещали школу. Есть такие, которые не принимают участие в школьной жизни ребенка. Как заставить их интересоваться школьной жизнью своего ребёнка?

4. Успеваемость. В классе есть потенциал. Я считаю можно повысить успеваемость. А для этого нужна

-Тесная связь с учителями-предметниками

-Посещение уроков родителями

-Родитель должен быть заинтересован учёбой своего ребёнка, больше времени уделять своему ребёнку, контролировать выполнение домашних заданий.

Ожидаемые конечные результаты данной воспитательной системы -

это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.

И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко: «Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая - кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».

В преддверии нового учебного года хочу пожелать:

В делах успехов и везенья!
В душе тепла и доброты!
Жить интересно, с настроеньем,
В удачу верить и в мечты!
Дарить любовь родным и близким,
С улыбкой новый день встречать
И всё, что лучшее есть в жизни,
Суметь увидеть и познать!

Вопросы для обсуждения:

1. Верите ли Вы, что нынешнее поколение учителей сможет овладеть гуманной педагогикой?

2. Меня в школе директор хвалит, я считаюсь хорошим учителем, но в классе я властная, у меня порядок, все подчинено только мне. Разве я хороший учитель?

3. Вы за наказания или против?

4. Существует ли граница откровенности учителя с детьми?

5. Хотели бы Вы поработать по этой методике?














В 2014 году нами был проведен районный классный час на тему «Дружбой дорожить умейте», а в этом году участвовали в конкурсе районных классных часов, посвященных 70 летию Великой Отечественной войны. Мы разработали и показали классный час «Война - не место для детей». Заняли третье место. В классе мы проводим много мероприятий, каждый из которых проходит живо, увлекательно, так как дети, готовясь к мероприятию, проявляют творчество, постоянно придумывают что - то интересное. Я вижу, что это им очень нравится.

У нас есть свои традиции - праздник именинника, день общения с природой, праздник успехов, семейные творческие мини-проекты, экскурсии, встречи с духовными наставниками.

участие в делах своего класса, привычка оказывать бескорыстную помощь, дружеские отношения с ребятами и девушками, требовательность и уважение к ровесникам.

гуманностьь

Доброжелательное отношение к людям, забота о них, помощь, отзывчивость, уважение, доверие; внимательное отношение к интересам, желаниям людей, вопросам, которые их беспокоят, к мыслям, чувствам окружающих, понимание моти ивив, которыми руководят люди в своем поведении; тактичное отношение к их самолюбия, гордости, достоинства; исключает грубость, чванство, тщеславие, нетерпение, недоверие.

честностьь

Правдивость, искренность, выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, кражи, обмана, добровольное признание своих ошибок, поступков; говорить истину, не скрывать истинное положение спра.

Отношение к труду (трудолюбие)

Любовь, потребность и привычка к труду; добросовестность, усердие в труде: постоянная занятость полезными упражнениями; привычка качественно и своевременно выполнять работу; наслаждение от самого трудового процесса; заинтересуют ленисть в достижении положительных результатов, помощь членам семьи в хозяйств.

дисциплинированностьь

Соблюдение установленных в обществе правовых, моральных, политических, эстетических норм поведения, правил для учащихся, определенных обычаев, традиций; быстрое и точное выполнение требований родителей, учителей.

ответственностьь

Добросовестное выполнение своих обязанностей, сделанных предложений, обязательств; привычка доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки.

активностьь

Стремление отвечать на уроках, дополнять ответы других; знакомство с дополнительной литературой; добровольное участие в различных видах деятельности, инициативность, самостоятельность.

На протяжении трех лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрос за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в объединения дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.

В школе дети приобретают навык общения друг с другом, учатся терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывают для себя непохожесть людей друг на друга. Но это происходит в том случае, если классный руководитель тактично помогает им в этом.

использую разные средства оказания поддержки:

  1. Вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения её значимости для школьника. Задача учителя на этом этапе - помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить её.

  2. Поисковый - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий её сохранения. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы, помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и причин, которые привели к затруднению.

  3. Деятельностный - для обеспечения успеха поддерживаю ученика и морально - психологически. И, если надо, прямо защищаю интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями.

  4. Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.

В нашем классе много одарённых детей. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто- то музыкален, кто-то может проявить себя как организатор, кто-то талантлив в спорте. Хочется отметить, что медали, почётные грамоты, похвальные листы, места в олимпиаде не являются самоцелью в работе с учениками. Главное-подготовка к жизни, воспитание творческого отношения к любому делу, стремления добиваться лучшего.

В этом году впервые мои ребята участвовали на муниципальных предметных олимпиадах. Никифоров Александр занял 2 место по биологии. Кроме этого участвуют на Всероссийских и Республиканских олимпиадах. Михайлов Денис занял третье место в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок». С группой учеников ведется подготовка исследовательских работ. Мои ученики стали победителями на Республиканском конкурсе исследовательских работ в номинации «Мои первые шаги в науку».

Каждый ребёнок в классе со своим характером, физическими и интеллектуальными способностями. Я должна найти тот ключик, которым можно открыть сердце ребёнка. И я ищу этот ключ к душе каждого ребёнка в классе. Я стараюсь увидеть в своем воспитаннике прежде всего человека и уже потом - ученика. Я учу этому и ребят - видеть в каждом человеке личность. Я рада, что мне досталось такая участь - воспитывать детей. Это самое благородное и чистое дело на земле.

Девизом в моей работе с ребятами служат высказывания А.Макаренко и В.Шукшина о том, что «у человека должна быть единственная специальность - быть настоящим человеком и при современных скоростях не забыть о душе человеческой; о том, что все мы люди и многие вокруг нуждаются в нашем внимании и доброте».





© 2010-2022