- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации педагогам при подготовке к занятию с обучающимися
Методические рекомендации педагогам при подготовке к занятию с обучающимися
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мышкина И.Д. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Его величество урок
«Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий»
Н.М. Верзилин
При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок - лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы. «Основа любой технологии - урок. Ели мы хорошо его рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет». (Подластый И.П. Где помогут технологии?)
Что значит подготовиться к уроку?
Проектирование урока:
-
Учет особенностей учащихся класса
-
Учет своих индивидуальных особенностей
-
Определение типа урока
Типы урока:
Личностно ориентированный
Проблемно-развивающий
Традиционный
-
урок усвоения новых знаний
-
урок усвоения умений и навыков
-
урок применения знаний, навыков, умений
-
урок обобщения и систематизации знаний
-
урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, навыков
-
комбинированный урок
Нетрадиционный
-
защита знаний
-
урок-сказка
-
урок-выставка
-
урок защита проектов
-
экскурсия
-
урок-игра
-
урок взаимного обучения
-
урок-презентация
-
модульный урок
Это очень важно:
-
Постановка целей и задач
-
Подборка методов и форм обучения
-
Содержательное наполнение урока
-
Обдумывание организационной схемы урока
-
Подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники
-
Имидж урока
-
Конечный результат проектирования урока - пакет документов, план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные модули, в котором помещено все содержательное наполнение
-
Самоанализ урока
Способствуют успеху урока:
-
Хорошее знание материала урока
-
Бодрое самочувствие
-
Продуманный план урока
-
Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке
-
Правильный выбор методов обучения
-
Разнообразие методов обучения
-
Занимательность изложения
-
Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу
-
Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.
Затрудняют проведение урока:
-
Неуверенность в своих знаниях
-
Безразличное отношение
-
Рыхлая композиция урока
-
Скованность движений
-
Неумение учащихся работать предложенными методами обучения
-
Бесстрастный рассказ учителя
-
Монотонность и сухость при изложении нового материала
Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся
(по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину)
Метод обучения
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.Информационно - рецептивный метод
Предъявление информации. Организация действий ученика с объектом изучения
Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное)
2.Репродуктивный метод
Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением
Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, ТСО). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания)
3.Метод проблемного изложения
Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения
Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения проблемы. Запоминание (в значительной степени непроизвольное)
4.Эвристический метод
Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций)
Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задач. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его мотивировка
5.Исследовательский метод
Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения
Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов
Приемы, используемые на уроке:
Рассказ, продвинутая лекция
беседа, чтение с остановками
лекция, взаимоопрос
практический, совместный поиск
проблемный, перекрестная дискуссия
ситуационный, синквейн
диспут(дискуссия), исследовательская деятельность
лабораторный,
игровой,
работа с книгой,
обучающий контроль,
упражнения,
демонстрационный,
программированное обучение,
объяснительно - побуждающий,
продуктивно - практический,
частично - поисковый,
наблюдения,
…добавь свои
55 СПОСОБОВ, ПОМОГАЮЩИХ ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА.
-
МОЛОДЕЦ!
-
ХОРОШО!
-
УДИВИТЕЛЬНО!
-
ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЧЕМ Я ОЖИДАЛ.
-
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВСЕ, КОГО Я ЗНАЮ.
-
ВЕЛИКОЛЕПНО!
-
ГРАНДИОЗНО!
-
ПРЕКРАСНО!
-
НЕЗАБЫВАЕМО!
-
ИМЕННО ЭТОГО МЫ ДАВНО ЖДАЛИ.
-
ЭТО ТРОГАЕТ МЕНЯ ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ.
-
СКАЗАНО ЗДОРОВО- ПРОСТО И ЯСНО.
-
ОСТРОУМНО.
-
ЭКСТРА - КЛАСС.
-
ТАЛАНТЛИВО.
-
ТЫ - ОДАРЕННЫЙ.
-
ТЫ СЕГОДНЯ МНОГО СДЕЛАЛ.
-
ОТЛИЧНО!
-
УЖЕ ЛУЧШЕ.
-
ЕЩЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ Я МОГ ПОДУМАТЬ.
-
ПОТРЯСАЮЩЕ.
-
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.
-
ПОРАЗИТЕЛЬНО.
-
НЕПОДРАЖАЕМО.
-
НЕСРАВНЕННО.
-
КРАСОТА!
-
КАК В СКАЗКЕ.
-
ОЧЕНЬ ЯСНО.
-
ЯРКО, ОБРАЗНО.
-
ОЧЕНЬ ЭФФЕКТНО.
-
ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО.
-
ТЫ - ПРОСТО ЧУДО.
-
ТЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ.
-
ЗДОРОВО!
-
ТЫ В ЭТОМ РАЗОБРАЛСЯ.
-
ТЫ ЛОВКО ЭТО ДЕЛАЕШЬ.
-
ЭТО КАК РАЗ ТО, ЧТО НУЖНО.
-
УХ!!!
-
ПОЗДРАВЛЯЮ.
-
Я ТОБОЙ ГОРЖУСЬ.
-
Я ПРОСТО СЧАСТЛИВ.
-
МНЕ ОЧЕНЬ ВАЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ.
-
РАБОТАТЬ С ТОБОЙ - ПРОСТО РАДОСТЬ.
-
ТЫ МНЕ НЕОБХОДИМ.
-
ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО ВСЕ, ЧТО ТЕБЯ ВОЛНУЕТ, РАДУЕТ, ТРЕВОЖИТ.
-
Я СОЙДУ С УМА, ЕСЛИ С ТОБОЙ ЧТО-ТО СЛУЧИТСЯ.
-
С КАЖДЫМ ДНЕМ У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ ВСЕ ЛУЧШЕ.
-
ДЛЯ МЕНЯ НЕТ НИКОГО, КРАСИВЕЕ ТЕБЯ.
-
НАУЧИ МЕНЯ ДЕЛАТЬ ТАК ЖЕ.
-
ТУТ МНЕ БЕЗ ТЕБЯ НЕ ОБОЙТИСЬ.
-
Я ЗНАЛ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО ПО СИЛАМ.
-
ТЫ МНЕ НУЖЕН ИМЕННО ТАКОЙ, КАКОЙ ЕСТЬ.
-
НИКТО МНЕ НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ТЕБЯ.
-
Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО УДАЛОСЬ.
Я САМ НЕ СМОГ БЫ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ
Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования
(Д. Карнеги):
-
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
-
Обращайте внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
-
Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
-
Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
-
Давайте возможности человеку спасти свое лицо.
-
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех, и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.
-
Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
-
Пользуйтесь поощрениями, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
-
Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.