Досуговая программа Навыки делового общения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Досуговая программа Навыки делового общения

Досуговая программа Навыки делового общения

Досуговая программа Навыки делового общения

Досуговая программа Навыки делового общения

Составитель:

Черных Е.М.


Досуговая программа «Основы делового общения»



Досуговая программа Навыки делового общенияДосуговая программа Навыки делового общенияДосуговая программа Навыки делового общенияПояснительная записка

Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни детей, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и получения результата.

По существующему в психологии мнению, в процессе общения выделяют три взаимосвязанных компонента: перцептивный (процесс восприятия друг друга, понимание других людей), коммуникативный (состоящий в умении вербально и невербально обмениваться информацией друг с другом), и интерактивный (заключающийся в умении общаться с людьми). Между этими компонентами существует тесная взаимосвязь: несформированная чувственная сфера не позволит адекватно передать информацию и, тем более, взаимодействовать или влиять на кого-то.

Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют важное и существенное отличие от детей, живущих в семье. Это отличие заключается в том, что дети-сироты, являясь в основном «социальными», т. е сиротами при живых родителях, не имеют положительного опыта общения в семье, их «домашний» опыт является скорее отрицательным. Это приводит к негативным последствиям: у детей формируется искаженное представление о мире и о себе; складывается неправильное отношение к жизни, людям, не развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах детского дома и за его пределами. К сожалению, у большинства наших выпускников крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности. При реализации профессионально - ориентированной программы «Я выбираю профессию», я столкнулась с проблемой, что выпускники группы после выпуска из детского дома не умеют вести диалог при поиске профессии с работодателем, правильно составлять деловые документы, написать резюме. Таким образом, возросла потребность в разработке досуговой программы «Роскошь общения», направленной на формирование навыков делового общения.

В современной психолого-педагогической практике существует целый ряд интересных разработок и программ, направленных на развитие навыков общения у детей. Это программа Н.Е.Щурковой «Как обучать искусству общения», Т.Г.Григорьевой «Основы конструктивного общения». Для всех этих программ характерны четкость и подробность изложения материала, системность и последовательность обучения. Но они в полной мере не подходят для работы с детьми в детском доме, поскольку предназначены для реализации в обычных образовательных учреждениях. Поэтому в результате поиска наиболее эффективных форм и средств воспитания и коррекции делового общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникла идея создания досуговой программы. Программа реализуется через игровую деятельность, практические занятия, создание благоприятного психологического климата.

В основу программы легли концепции личностного ориентированного обучения и воспитания детей Л.И.Бажович, деятельностного подхода к организации обучения Д.Б.Элбконина, П.Я.Гальперина. Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом воспитателя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.). Как известно по работам М.И.Лисиной, А.Г.Рузской и других авторов, в подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. При изучении данного курса воспитанники знакомятся с основными видами оформления деловых бумаг, с особенностями делового стиля, как в устной, так и в письменной формах.

Основные направления программы:

  1. «Я и другие» (развитие социальной перцепции).

  2. «Язык общения» (учит способам обмена информацией друг с другом, развивает культуру делового общения).

  3. «Умение общаться» (развитие и коррекция общения с другими людьми).

Программа рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Особенностью является и многообразие форм организации деятельности используемых на занятиях. Основанием для разработки программы послужили следующие документы: Закон РФ «Об образовании»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция профильного обучения.

Цели программы

Разрабатывая данную программу, я ставила перед собой цель: помочь воспитанникам овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора при трудоустройстве, повысить культуру своей деловой речи.

Задачи курса

  • обучить основным формам делового общения;

  • расширить знания воспитанников по вопросам общения;

  • дать возможность разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения;

  • формировать знания о деловом разговоре с позиции речевой, невербальной культуры;

  • формировать знания об официальных документах, необходимых для работодателя;

  • закрепить знания по подготовке к собеседованию.

Продолжительность реализации программы

Данная программа рассчитана для занятий с воспитанниками в каникулярное время. Объем программы: учебно-тематический план, который состоит из теоретических и практических занятий. Общее количество часов-12.

Предполагаемые результаты

Воспитанники должны знать:

  • знать назначение делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;

  • знать невербальные средства делового общения и уметь ими пользоваться;

  • основные формы делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг;

  • требования к составлению резюме.

Воспитанники должны уметь:

  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;

  • ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием "культура делового общения";

  • уметь устанавливать контакт с собеседником;

  • применять практические советы по подготовке к собеседованию;

  • уметь составлять резюме.

Оценка эффективности программы:

Для отслеживания и оценивания результатов досуговой программы используются:

  • тестирование;

  • контрольные составления и заполнения некоторых деловых бумаг;

  • проведение практических работ, составление проектов.

Методическое обеспечение программы

Программа реализуется через игровые занятия, в которые включены игры, упражнения, практические занятия.

Практическая часть курса включает в себя ряд игр, упражнений, практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по динамичному заключению сделок, по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг.

Игровое занятие включает в себя три части:

  • Вводная часть (объединение группы и настрой на работу)

  • Основная часть (решение задач занятия)

  • Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений)

Вводная часть занятия рассчитана на эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности, эмоциональный настрой друг на друга, мотивацию детей на самовыражение и общение. Для этого используется ритуал приветствия, который обеспечивает контакт детей, не общающихся между собой в других видах деятельности. «Каждый должен приветствовать всех» и «Каждый может поприветствовать того, кого хочется». Варианты ритуала: «Мы все здесь!», «Улыбнись соседу», «Дружеское рукопожатие». Эффективность занятий будет зависеть от того, захвачены ли дети эмоционально, установлен ли контакт между педагогом и детьми.

Основная часть направлена на решение задач программы путем организации игровой и творческой деятельности.

Основные формы работы в этой части занятия:

  • Коммуникативные, интерактивные, тренинговые игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они подобраны с учетом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее - к внутреннему, через движения - к чувствам, через фантазию - к переживаниям. Игры не разучиваются специально, достаточно один раз объяснить детям правила;

  • Импровизации, игры.

При изображении невербальных форм общения внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно:

  • Диалогическая беседа;

  • Рассматривание рисунков, фотографий;

  • Проигрывание и решение проблемных ситуаций;

  • Выполнение творческих заданий.

Заключительная часть предполагает закрепление и анализ позитивных переживаний, полученных на занятиях в процессе сотрудничества. Во время рефлексии детям задаются вопросы о том, что им понравилось и запомнилось, какие они испытывали переживания, с каким настроением выполняли совместные задания. Воспитателю необходимо дать возможность высказаться каждому ребенку, не принуждая при этом к ответу. Кроме рефлексии обязателен «ритуал конца занятия», который тоже выполняет функцию объединения детей. Это может быть игра, песня, рукопожатие.

Последовательность занятий составлена с учётом постепенного усложнения, как с организационной, так и с практической стороны. Занятия объединены общей целью. Продолжительность занятий 30-40 минут, состав группы 5-8 человек. В процессе работы по программе используются следующие методы: работа с книгой, образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, толковыми словарями; методы стимулирования поведения и деятельности; методы формирования сознательности личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение. В содержании программы представлены тема, цель, краткое содержание занятий.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах: принцип сознательности; принцип создания «ситуации успеха»; систематичности; последовательности; прочности; научности; доступности; связь теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки воспитанников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения. Касаясь технологии обучения культуре делового общения, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли игровой деятельности как способа активизации самостоятельной деятельности воспитанников (итог занятия практические работы воспитанников), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.

Форма реализации программы

  • упражнения;

  • ролевые игры;

  • познавательные игры;

  • решение практических задач;

  • заполнение бланков деловых бумаг;

  • анкетирование и тестирование;

  • изучение, использование сравнительного анализа.

Планируются занятия следующих типов: консультации, деловые игры, игровые профориентационные упражнения «Походка», «А вот и я!», «Автопортрет», тест Томаса «Готовы ли вы к сотрудничеству?».

Формы подведения итогов реализации программы

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных и практических работ.

Условия реализации программы:


Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение, раскрепощенность, своевременное исправление ошибок, допущенных товарищем. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс занятий. Данная программа может быть использована воспитателями детских домов и школ-интернатов, воспитателями групп продленного дня. Каждый педагог имеет право по-своему использовать материалы данной программы в зависимости от возраста и подготовленности детей, вносить коррективы в тематику занятий, варьировать объем часов на выполнение заданий, определять форму проведения занятий и отбирать наиболее приемлемую.

Примерное тематическое планирование

п.п.

Название разделов и тем

Общее

к-во часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Введение в курс.

1

1


2.

«Я и другие»

4

2

2

2.1

Речевая культура делового человека

2

1

1

2.2

Ведение деловой беседы

2

1

1

3.

«Язык общения»

2

1

1

3.1

Невербальная культура делового разговора

1


1

3.2

Установление контакта с собеседником

1


1

4.

«Умение общаться»

4

2

2

4.1

Как правильно подготовить документы

2

1

1

4.2

Телефонный звонок о рекламируемой вакансии

2

1

1

5.

Итоговое занятие

1


1

Итого часов

12

5

7



Программное содержание.



Тема «Я и другие»

Цель: познакомить воспитанников с деловым разговором как особой разновидностью устной речи, правилами обращения к собеседнику, нормами речевого этикета.

Содержание: Формы делового разговора. Этапы деловой беседы. Тест Томаса «Готовы ли вы к сотрудничеству?». Тест «Склонны ли вы к одиночеству?». Профигра «Спящий город».

Тема «Язык общения»

Цель: познакомить воспитанников с основными этапами деловой беседы, невербальными средствами повышения делового статуса.

Содержание: Основные составляющие установления контакта с собеседником. Основные правила для собеседования. Практическая работа «Язык телодвижений». Деловая игра «Походка».

Тема «Умение общаться»

Цель: познакомить воспитанников с основными официальными документами, необходимыми для предоставления работодателю, правилами заполнения анкеты, резюме, эффективными способами поиска работы по телефону.

Содержание: Повышение способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями. Формирование умений моделировать элементы собеседования при приеме на работу, повышение уровня готовности к собеседованию. Игра «Автопортрет». Ролевая игра «А вот и я!». Практические советы по подготовке к собеседованию. Ролевая игра «На приеме у работодателя».





Литература для педагогов:


1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1988.

2. Майкл Бенни. Как развить навыки делового общения / Челябинск: "Урал LTD", 1999
3.Пиз Алан, Данн Пол Язык письма. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Научно-попул. М.: Высш. шк.,1989.

5. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»

Литература для воспитанников:


  1. М. Бендюков, И.Соломин. Дорога в будущее. Спб,2000

  2. Кулинич Г.Г. Культура делового общения. Личностный рост. - М.: ВАКО, 2007.

  3. Практическая психология в тестах. - М.: АСТ-ПРЕСС,1999.




Содержание программы

№ раздела

Тема и цель

занятия

Теория

Практика

Материалы и оборудование

Приемы и методы

Ход занятия

1.

Вводное занятие

Цель: ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения.

0,5

0,5

Тест «Склонны ли вы к одиночеству?», тетради, ручки

Метод организационных требований

Словесные

Методы воздействия на мотивационную сферу

1) Организационный этап.

- настрой на работу,

-организация внимания через взаимное приветствие;

2) Подготовка воспитанников к усвоению нового материала.

- организация познавательной деятельности детей;

- сообщение темы, целей и задач изучения данного курса.

3)Проведение тестирования, обсуждение и анализ результатов. Приложение №1

2.

«Я и другие»

2

2

2.1

Речевая культура делового человека

Цель: познакомить с основными формами делового разговора, правилами обращения к собеседнику.

1

1

Тест Томаса, кроссворд, тетрадь, ручка, тест «Приятно ли с вами общаться?»

Экстрактивный режим: сообщение, объяснение

Наглядные

Практические (тестирование)

1) Организационный этап.

- организация внимания,

проверка готовности к занятию (рабочее место, поза, внешний вид).

2) Подготовка воспитанников к усвоению нового материала.

- организация познавательной деятельности детей;

- сообщение темы, целей и задач изучения нового материала,

- ввод нового понятия через разгадывание кроссворда;

- проведение теста «Приятно ли с вами общаться?» Приложение №2

3) Сообщение нового материала.

- представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении;

- сообщение нового материала в виде рассказа педагога

- проведение словарной работы.

4) Закрепление полученных знаний.

- самостоятельная работы детей по новому материалу «Речевая культура делового человека»

учить применять знания в сходной ситуации.

- проведение теста Томаса «Готовы ли вы к сотрудничеству?» Приложение №3

5) Подведение итогов.

- вывод и итог, как работали дети на занятии;

- отметить работу детей,

- выяснить, что нового узнали дети на занятии через мотивацию на последующее изучение материала.

2.2

Ведение деловой беседы

Цель: познакомить воспитанников с основными этапами и методами деловой беседы.



1

1

Ручки, карточки, тетрадь, профигра «Спящий город»

Практические (упражнение, игра)

Частично-поисковый

Словесные

Диагностическая беседа


1) Организационный этап

- настрой на работу через взаимное приветствие

2) Проверка освоения знаний предыдущего занятия.

- установление правильности и осознанности освоения знаний предыдущего занятия;

-практическая работа. «Правила обращения к собеседнику». Приложение № 4

3) Подготовка воспитанников к усвоению нового материала.

- сообщение темы, целей и задач изучения нового материала;

- привлечение внимания и выявление интереса к изучению новой темы через построение «дерева темы».

4) Сообщение нового материала

- устный рассказ педагога.

5) Закрепление полученных знаний.

- применение знаний в сходной ситуации через игру «Спящий город» Приложение №5

6) Подведение итогов

- вывод и итог, как работали дети на занятии;

-самооценка детьми своей работоспособности.

3.

«Язык общения»

1

1

3.1

Невербальная культура делового разговора

Цель: познакомить воспитанников с жестами и мимикой как показателями внутреннего состояния собеседника.

0,5

0,5

Практическая работа «Язык телодвижений»Деловая игра «Походка», пословицы, тетрадь, ручка


Репродуктивный

Практические

Дидактическая игра

Словесные

1) Организационный этап

-мотивация на дальнейшую работу

2)Постановка цели занятия и мотивация учебной деятельности детей;

3) Актуализация знаний

- усвоение понятий и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий - пословицы. Приложение № 6

4) Сообщение нового материала

-проведение практической работы «Язык телодвижений».

Приложение № 7

5) Закрепление полученных знаний

Пр- - проведение деловой игры «Походка». Приложение № 8

6) Подведение итогов занятия

-вопросы на понимание изученного материала.

3.2

Установление контакта с собеседником. Подготовка к собеседованию.

Цель: познакомить с основными составляющими установления контакта с собеседником, умение составлять правила для собеседования.

0,5

0,5

Тест «Понимают ли вас люди?», тетрадь, ручка, карточки, высказывания известных людей

Практические (тест, правила к собеседованию),

Словесные (беседа)

Репродуктивный




1) Организационный этап

-настрой на плодотворную работу;

- взаимное приветствие

2) Сообщение темы и целей занятия.

3) Изучение нового материала

-работа с высказываниями, обсуждение. Приложение № 9

- проведение теста «Понимают ли вас люди?», обсуждение полученных результатов;

- составление правил подготовки к собеседованию.

4) Закрепление полученных знаний

- через мастерскую общения друг с другом (работа с карточками).

5) Подведение итогов занятия

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

4.

«Умение общаться»

2

2


4.1

Как правильно подготовить документы

Цель: познакомить с правилами составления и написания резюме.

1

1

Игра «Автопортрет», листочки, цветные карандаши

Наглядные

Объяснительно-иллюстративный

Практические (игра)

1) Организационный момент

- организация внимания через взаимное приветствие

2) Мотивация и целеполагание

- постановка проблемных вопросов, сообщение темы и цели занятия.

3) Сообщение нового материала

-проведение игры «Автопортрет»; Приложение №10

-заполнение анкеты, необходимой при трудоустройстве.

4)Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий (составление резюме). Приложение № 11

5) Подведение итогов занятия

-вывод и итог, как работали дети на занятии;

-отметить работу детей, выяснить, что нового узнали дети на занятии

4.2

Телефонный звонок о рекламируемой вакансии

Цель: познакомить с эффективными способами поиска работы по телефону.

1

1

Игра «А вот и я!», листочки, карандаши, ручки, видеофильм «В поисках профессии»


Наглядные (показ видеофильма)

Практические (игра)

Словесные (устное изложение)

1) Организационный этап.

2) Проверка освоение знаний предыдущего занятия.

- устный опрос воспитанников по вопросам воспитателя.

3) Подготовка воспитанников к усвоению нового материала.

- организация познавательной деятельности детей;

-сообщение темы, целей и задач изучения нового материала.

4) Сообщение нового материала

- применение средств ТСО - просмотр видеофильма «В поисках профессии»

5) Закрепление полученных знаний

- организация и проведение игры «А вот и я!» Приложение №12

6) Подведение итогов занятия

- самооценка детьми своей работоспособности.

5.

Итоговое занятие

Цель: закрепление знаний о культуре и способах делового общения.

0,5

0,5

Ролевая игра, тетради, ручки, жетоны

Словесные

Практические (ролевая игра)

Исследовательский (самостоятельная творческая работа)

1). Организационный этап

-проверка готовности к занятию (рабочее место, поза, внешний вид).

2) Постановка цели занятия и мотивация учебной деятельности детей.

3) Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений (по вопросам воспитателя).

4) Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестан­дартных условиях.

- ролевая игра «На приеме у работодателя»;

- моделирование ситуаций.

5) Подведение итогов занятия, награждения.


И

Приложение № 10гра «Автопортрет»

Цель игры - повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге. Время - от 20 до 30 минут.

Процедура методики следующая:

  1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

  2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя. Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы «на одном дыхании». Подписывать листок не надо».

  3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему неважно кто именно на них нарисован.

  4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

  5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передается соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти по кругу. Профессии на одном листочке могут повторяться».

  6. Далее ведущий собирает быстро листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение и зачитываются на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету. Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т. к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый, может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий, предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять себе на память.

  7. Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе с воспитанниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим ведущим, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. В данной игре каждый рисунок - это своеобразная проекция участников своего представления о себе. Как утверждают многие участники, игра все - таки заставила их о чем-то задуматься.


И

Приложение № 8гра «Походка (Поступь профессионала)

Смысл игры - смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Количество участников игры - от 6 до 8 человек. Время от 20 до 40 минут. Процедура включает следующие этапы:

  1. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.

  2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.

  3. «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз. Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью свой походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у вас проассоциировалась его походка. Известно, сто по походке можно узнать, где работает человек, кем…».

  4. Будет лучше, если первым покажет пример сам ведущий, поскольку упражнение действительно очень необычное и у кого-то из игроков оно может вызвать некоторое недоумение. Ведущий должен продемонстрировать, что нет ничего особенного в том, что он просто встанет со своего места, подойдет к одному из игроков и шепотом скажет ему на ушко, какую профессию он изображает с помощью своей походки…

  5. Далее игроки по очереди проделывают то же самое, но каждый раз называя предварительно свой порядковый номер.

  6. Ведущий записывает своем листочке, какой номер, какую именно профессию хотел представить своей походкой.

  7. Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.

  8. При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера. После этого он говорит, какую профессию хотел представить своей походкой сам игрок. Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру. Опыт показывает, что игра проходит оживленно и весело.




И

Приложение № 12гра «А вот и я!»


Цель игры - смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям.

Количество участников от 6 до 8 человек. Время проведения от 30 до 40 минут. Игровая процедура предполагает следующие этапы:

  1. Участникам игры объясняется ее общий смысл - проверить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения…По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу.

  2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится 5-минут.

  3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам выполнить первое задание: в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения.

  4. После этого следует обязательно сообщить, что это за заведение, а также какая именно вакансия предлагается для претендента. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.

  5. Другой игрок - претендент сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герой, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт.

  6. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения.

  7. После первого проигрывания дается задание: по 5-ти бальной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя.

  8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки, а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники.

  9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

  10. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и

интересную роль - претендента, беседующего с целой приемной комиссией.

  1. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».

  2. Роль руководителей, а точнее членов приемной комиссии будут играть все остальные участники.

  3. Смысл дальнейшего упражнения заключается в том, что члены комиссии будут задавать по очереди различные вопросы, а он должен на них сразу отвечать. Затем члены приемной комиссии должны будут оценить по 5-ти бальной шкале.

  4. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Главное для упражнений такого типа - постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.

Н

Приложение № 7евербальная культура делового общения

"Язык телодвижений"



Досуговая программа Навыки делового общения






1. Видно, что человек находится в угнетенном состоянии. Он идет, держа руки в карманах, волоча ноги, и как бы рассматривая, что находится под ними на земле.
2. Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на длинные дистанции. Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий ход.
3. Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной. Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть его и выбросить снова. Они как бы говорят себе: "Давай посмотрим на это со всех сторон".

Досуговая программа Навыки делового общения

Рис. 2. Типы взаимодействия в группе.



1. Двое мужчин, стоящие в центре, вероятно, обсуждаю что-то несущественное, судя по их "открытому" расположение, приглашающему желающих присоединиться. Заметьте, что пиджаки у обоих расстегнуты, они дружелюбно настроены, один из них заложил большой палец за пояс, руки другого расслаблены, оба стоят, наклонившись, друг к другу. Две женщины справа смотрят на мужчин. Одна из них наклонилась к другой и говорит что-то, видимо, очень конфиденциальное. Можно догадаться, о ком они говорят. Ноги обеих скрещены, руки сцеплены - это защитная реакция. Слева сидящая женщина, говорит со стоящим молодым человеком. Ее голова наклонена, глаза широко открыты, она слегка наклонилась вперед, и руки ее тоже открыты. Очевидно, она очень заинтересована этим человеком и внимательно слушает, что он говорит. Он, также наклонившись вперед, прихорашивается, поправляет галстук, и выставил вперед правую ("благоприятную") ногу. Его установка очевидна.
2. Двое мужчин, стоящие в центре, вероятно, обсуждаю что-то, что заставило того, что стоит справа, принять защитную позу. Другой это чувствует и пытается жестами раскрытых рук восстановить коммуникацию, может быть, даже говоря: "В чем дело? Может быть, я сделал что-то не так?". Но, судя по сурово сведенным бровям его партнера, он может ничего не добиться или получить поток гневных слов. Две женщины - близки подруги и очень хорошо чувствуют себя друг с другом. Каждая сидит, подвернув ногу, в свободной позе и заинтересованно смотрит на другую. Обратите также внимание на расположение их рук - им легко прикоснуться друг к другу. Слева сидящая женщина, не очень заинтересована тем, что говорит ей молодой человек, стоящий перед ней. Ее ноги скрещены, и она мерно покачивает верхней. Более того, у нее скрещены руки, и она откинулась назад. Но молодой человек вполне уверен и самодоволен, он стоит, сложив пальцы, задрав нос и, похоже, больше всего заинтересован собой, а не партнершей. Ей, вероятно, кажется, что он скорее читает ей лекцию, чем ведет разговор.
3. Двое мужчин в центре каждый по-своему проявляют нервозность и подозрительность. Стоящий справа смотрит поверх очков и держит руку в кармане, повернувшись к другому в профиль. Другой не в свое тарелке из-за того, что он сказал и из-за реакции собеседника. Чтобы не сказать еще чего-нибудь подобного, он прикрыл рукой рот, а другой гладит ткань пиджака жестом самоподтверждения. Из двух женщин та, что правее, сидит в оценивающей позе, в то время как вторая выражает сильную потребность в поддержке. Обратите внимание, как первая откинулась назад. В большинстве компаний всегда есть тот, кто пытается "продать" идею, услугу и т.п., и тот, кто постоянно пребывает в роли покупателя. Парочка слева олицетворяет состояние готовности, хотя и нельзя сказать, на что она направлена. Может быть, они хотят танцевать, а может быть, уйти от компании.

Досуговая программа Навыки делового общения

Рис. 3. Оценка, подозрение, готовность.

1. Кластер жестов "критической оценки": подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта. Если это сопровождается наклоном тела от партнера, то тон оценки - критический, циничный, словом, негативный.
2. Захватывание носа в щепоть. Этот жест, соединенный с закрыванием глаз, говорит о большой сосредоточенности над принимаемым решением.
3. Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем. Этот жест выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, означающее "нет". На собеседовании и переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Вариация жеста касания носа - касание мочки уха или протирание глаза.
4. Руки на бедрах - это первый признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди.
5. Опора на стол широко расставленными руками - это сильный призыв: "Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть что сказать!". Если это не понимается, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Не надо мешать человеку в такой позиции высказаться.

Досуговая программа Навыки делового общения

Трое мужчин в телефонных будках.



1. Мужчина стоит "по стойке смирно". Его пиджак застегнут. Видимо, он говорит о чем-то важном для него. Он может оказаться бизнесменом, говорящим со своим клиентом так, как если бы тот был перед ним.
2. Второй мужчина стоит расслаблено. Он ссутулился, переступает с ноги на ногу, прижимает подбородок к груди. Он часто смотрит в пол и наклоняет голову, как бы говоря "да, да". Кажется, что он чувствует себя вполне спокойно и немного скучает, возможно, но старается это скрыть. Можно гарантировать, что его собеседник - жена или старый друг.
3. Легко представить, что третий разговаривает со своей любимой. Он прячет свое лицо, закрывает его приподнятыми плечами или вообще поворачивается спиной к прохожим. Его голова склонена набок, и он держит трубку так, как будто это и есть объект его страсти.




Т

Приложение № 2ест «Приятно ли с вами общаться?»

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

  3. Вы внимательно слушаете собеседника?

  4. Любите ли вы давать советы?

  5. Если тема разговора вам не интересна, стонете ли вы показывать это собеседнику?

  6. вы раздражаетесь, когда вас не слушают?

  7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

  8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

  9. Вы любите быть центром внимания?

  10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

  11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.

1 - 3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4 - 9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к своей персоне.

9 - 11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?





Т

Приложение № 1ест «Склонны ли вы к одиночеству?»


  1. Можете ли вы после занятий отправиться бродить по городу один?

  2. Очень ли вы огорчены, если вам приходится ехать в турпоездку в компании незнакомых вам людей?

  3. Вы встречаетесь с другом через два часа. Можете ли вы занять себя на это время?

  4. Вы любите смотреть на пламя костра?

  5. Вы заняты чем-то очень важным. В такие минуты вас раздражают телефонные звонки?

  6. Вы любите ходить пешком?

  7. Вы можете отметить Новый год в одиночестве и остаться при этом в хорошем настроении?

  8. На день рождения вы приглашаете много гостей?

  9. Чувствуете ли себя совершенно свободно, находясь в компании четырех незнакомых человек?

  10. Вы оказались в чужом городе и не можете нужную вам улицу, как вы поступите? (спросите прохожего, обратитесь в киоск горсправки, попробуете найти сами)

  11. Вы любите делать подарки?

  12. Вы мечтаете стать актером?

Итак, по одному баллу можно прибавить за ответы «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10б, 12, за ответы «нет» - на вопросы 2, 8, 9, 11. Два балла за ответ «да» на вопрос 10в.

Больше 8 баллов. Безусловно, вы склонны к одиночеству. Вы любите подумать, проанализировать различные ситуации, просто помечтать. Но это довольно опасный путь. Ведь так можно стать и нелюдимым.

От 4 до 8 баллов. Вы в меру общительны, однако время от времени вам необходимо побыть одному, чтобы привести мысли в порядок. Но достаточно вам провести хотя бы несколько часов в одиночестве - и вы способны с удовольствием общаться с людьми. Это прекрасно!

Меньше 4 баллов. Вы человек весьма общительный. Вам претит одиночество. Создается ощущение, что вы не всегда любите обдумывать свои действия. Учтите, пара часов, проведенных наедине с самим собой, зачастую спасает от многих ошибок.






Р

Приложение № 6усские народные пословицы и поговорки о слове и речи.

Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

В добрый час молвить, в худой - промолчать.

Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Говорить умеет, да не смеет.

Доброе слово ворота отопрет.

Долго думал, да хорошо сказал.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Лишнее говорить - себе вредить.

На добром слове кому не спасибо?

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

Складно бает, да дела не знает.

На великое дело - великое слово.



В

Приложение № 9ысказывания


«Язык - стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».

«Речь - конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые письмом».

«Не язык, а именно речь говорящего, а значит, сам говорящий, виноват в том, что «ежели чего точно изобразить не может».

М.В.Ломоносов































Д

Приложение № 4ИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА


Беседа - это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым.

Беседа может использоваться для достижения следующих задач:

  • выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

  • установления его отношения к ним;

  • выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

  • исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому;

  • установления причин его аномального поведения;

  • изучения особенности среды, в которой находится испытуемый;

  • выявление его направленных позиций, ценностных ориентаций, ближайших целей и т.д.;

  • изучения его внутреннего состояния и факторов, повлиявших на него, и т.д.


Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На 1-этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На 2-этапе планирования отрабатывается ход беседы:

  • с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);

  • как перейти к основной теме; как удержать инициативу;

  • как удержать инициативу;

  • какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;

  • как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого использовать приемы общения;

  • как правильно выйти из диалога.

На 3-этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Структура беседы включает в себя установление доверительного контакта, основную часть, выход из беседы и анализ ее результатов.

  1. Установление контакта. Беседу нельзя сразу начинать с вопросов по теме обследования. На первой ее фазе необходимо установить контакт с собеседником (снять напряжение, вызвать доверие собеседника, расположить его к себе), создать благоприятную для беседы обстановку, привлечь внимание испытуемого к предмету обследования, пробудить у него интерес к беседе. Для этого используются следующие приемы:

- снятие напряжения - применение нейтральных вопросов, по которым предполагается согласие опрашиваемого и педагога; безобидная шутка (следует проявить осторожность при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста); комплимент; пример из своей жизни, из своего детства;

- прием «зацепки» - разговор на интересующие собеседника темы. Если известны его увлечения, круг интересов, можно поговорить о них. Можно обратить внимание на какой-то предмет, находящийся рядом с ним, который может иметь отношение к его хобби или символизировать память о ком-то, или о чем-то;

- прием стимулирования игры воображения - заострение внимания на проблемах, которые могут быть затронуты в ходе беседы (этот метод применим только к взрослым испытуемым);

- «Вы -подход» - мысленные вопросы диагноста к себе: «Что бы меня заинтересовало на его месте? Что бы меня подтолкнуло к ответственности? Какой собеседник мог бы у меня вызвать доверие?».

2. Основная часть беседы. Этот период беседы начинается после того, как педагог убедился, что контакт с испытуемым налажен. Но и на этом этапе беседы необходимо соблюдать правила общения, чтобы удержать лидерство в ведении диалога, следовать поставленной цели и поддерживать расположение собеседника.

В ходе беседы з а п р е щ а е т с я перебивать собеседника, негативно оценивать его высказывания, подчеркивать разницу между собой и испытуемым, резко убыстрять темп беседы, вторгаться в глубоко личные проблемы, возражать, не дослушав до конца мысль собеседника.

Ре к о м е н д у е т с я обращаться к испытуемому вежливо, проявлять уважение к его мнению, интересам, предельно лаконично излагать свою позицию, тщательно аргументировать свои суждения, использовать разнообразные типы вопросов, не спешить с возражениями, задавать дополнительные вопросы на уточнение высказываний испытуемого, возражать не напрямую, а задавая вопросы, которые могут помочь собеседнику критически оценить свое высказывание.

Для реализации диагностических целей необходимо соблюдать следующие условия:

- проводить анализ и проверку позиции испытуемого, его настроения, динамики его психических состояний;

- выявлять мотивы и цели испытуемого;

- высказывать собственные суждения и аргументировать их;

- проверять правильность «узловых» моментов при помощи дополнительных вопросов (на понимание, на уточнение);

- разграничивать высказывания испытуемого по субъектам, объектам, времени и последствиям (мысленная расстановка получаемых сведений по пунктам плана беседы);

- мысленно объяснять высказанные и невысказанные мнения, суждения;

- осуществлять резюмирование по каждому вопросу: «Итак, если я вас правильно понял…», «таким образом, вы считаете…», «если сказать коротко, то вы…», «можно ли сказать, что ваша позиция по этому вопросу такова….».


  1. Выход из беседы. После того как педагог получил всю необходимую для диагностики информацию, необходимо позаботиться об окончании беседы на дружеской ноте. Для этого применимы все методы и приемы, используемые при вхождении в контакт.

  2. Анализ результатов беседы. На этом этапе педагог размышляет над следующими вопросами.

- Последовательно ли велась беседа?

- Не навязывались ли испытуемому собственные мнения и аргументы?

- Конструктивны ли были возражения педагога испытуемому?

- Учитывались ли позиция и настроение испытуемого?

- Доступны ли поставленные цели (получены ли искомые данные)?




П

Приложение № 5рофигра "Спящий город"

Данное игровое упражнение (а скорее - игра) предназ­начена для повышения, у участников уровня осознания осо­бенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфи­ки переживаемого страной периода. Игра может быть проведена как с группой, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-11 классов. Игровая процедура построена по принципу традицион­ных деловых игр и включает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: "В некотором городе (если игра проходится в каком-то конкретном российском городе, то лучше сказать: "примерно в таком городе, как ваш...") некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наш класс (или группа) должен в течение урока разработать такие программы по следующим направ­лениям: 1 - порядок и спокойствие в городе, снижение чис­ла преступлении и правонарушений (юридические аспекты); 2-более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 - оживление экономиче­ской жизни, повышение благосостояния и занятости жите­лей (экономика в широком смысле); 4 - счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, по­мощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты); 5 - здоровье жителей, профилактика заболеваний и из­вращений, решение экологических проблем (медицина). В зависимости от конкретной ситуации ведущий игры может изменить или дополнить перечень программ. К примеру, можно рассмотреть и такие программы как "поголовная компьютеризация жителей", "развитие туристического бизнеса", "развитие торговли и сферы услуг", "наука и образование" и др. Важно, чтобы таких программ не оказалось слишком немало, хотя бы не более 5-7 штук, иначе игра станет слишком громоздкой. Сейчас мы разобьемся на команды в соответствии с пере­численными программами, попробуем составить такие про­граммы и посмотрим далее, что у нас получится, т.е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться".

2. Ведущий кратко выписывает на доске названия про­грамм (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участни­кам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого - желающих поработать над второй програм­мой и т.д. Коли окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получится.

3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание; "В течение 10-15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. Сначала можно вы­писать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе груп­пового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реа­листичными, т.е. необходимо учитывать реальную ситуа­цию (примерно такую же, как в вашем городе на данный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые программы поменьше напоминали то, что предлагают обычно так на­зываемые экономические и политические "лидеры", т.е. постарайтесь предложить более толковые программы... По­сле этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит от имени данной группы (предста­вит разработанную программу) и ответит на вопросы ос­тальных участников игры".

4. Участники приступают к работе. Некоторое время ве­дущий не вмешивается в обсуждения и лишь отмечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоминает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчи­ка), которые представили бы свой проект программы.

5. Наконец, докладчик и от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий также должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеря­ются и перестанут задавать свои вопросы к докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить не­большой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую дина­мику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. К примеру, многие программы часто ока­зывались мало реалистичными из-за "проблем с финанси­рованием" или из-за "слабой подготовки кадров"...

6. При подведении общего итога все участники сами дол­жны определить, но каждой группе, насколько предложен­ные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу... Если большинство про­грамм удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и "потянутся"...







Т

Приложение № 3ест Томаса

Выберите из каждой пары утверждений, одно, которое Вам больше подходит (а или б) и отметьте его. Иногда трудно сделать выбор - выбирайте то, что Вам ближе. Долго не думайте, старайтесь отвечать быстро.

1.

а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

9.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

10.

а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Стремлюсь успокоить другого, и сохранить наши отношения.

11.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого, и главным образом, сохранить наши отношения.

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

12.

а) Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, что бы было сделано по моему.

6.

а) Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в главном добиться своего.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого, и главным образом, сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.


17.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

25.

а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

19.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

26.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

20.

а) Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

27.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

21.

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

б) Я отстаиваю свои желания.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Отметьте свои ответы в следующей таблице и посчитайте количество Ваших ответов по каждому столбцу. Затем постройте график Вашего профиля, используя готовые оси в конце таблицы.

Противо-борство

Сотруд-ничество

Компро-мисс

Избега-ние

Уступка

1

а

б

2

б

а

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

б

а

7

б

а

8

а

б

9

б

а

10

а

б

11

а

б

12

б

а

13

б

а

14

б

а

15

б

а

16

б

а

17

а

б

18

б

а

19

а

б

20

а

б

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

б

а

25

а

б

26

б

а

27

a

б

28

а

б

29

а

б

30

б

а

Досуговая программа Навыки делового общения









Досуговая программа Навыки делового общения

Досуговая программа Навыки делового общения

Досуговая программа Навыки делового общения

Досуговая программа Навыки делового общения


К.Томас предполагает, что в конфликтной ситуации, человек выбирает пять основных стратегий поведения: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение или избегание, уступка или сглаживание.

Если у Вас получился профиль, подобный рис.1, Вы предпочитаете силовые стратегии: нажать, подавить, заставить Вашего партнера уступить Вашим требованиям.

Если у Вас получился профиль, подобный рис.2, Вы человек мягкий и податливый. Вы боитесь конфликтов и стараетесь их избежать, даже ценой уступок. Для Вас важнее сохранить человеческие отношения с человеком, чем добиться решения вопроса в свою пользу.

Если у Вас получился профиль, подобный рис.3, Вы по характеру - партнер. Всегда и везде Вы стараетесь найти общие точки соприкосновения и организовать равноправное сотрудничество.

Наиболее эффективно, когда человек одинаково успешно владеет всеми пятью тактиками, выбирая тот стиль поведения, который «работает» в данной ситуации с данным партнером. Такой профиль показан на рис.4. По всем тактикам отметки находятся в диапазоне от 5 до 7.

Приложение № 11

Основные параметры для написания резюме

  1. Вместо заголовка используется фамилия, имя и отчество.

  2. Адрес.

  3. Телефон.

  4. Дата и место рождения.

  5. Семейное положение.

  6. Цель (описание искомой должности).

  7. Опыт работы (перечисление работ в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы, включающее дату, место работы, занимаемую должность, функции, достижения).

  8. Образование (перечисление учебных мест, включающее даты, названия учебных заведений, специальностей, полученных документов).

  9. Дополнительные сведения (достижения, знания и навыки, владение иностранными языками, навыки работы на компьютере, наличие водительских прав, общественная работа, хобби, личные качества).

  10. Личные качества, о которых вы считаете возможным сообщить работодателю (энтузиазм, готовность работать в команде, высокая обучаемость). Здесь же можно указать ваши увлечения, хобби, которые позитивно вас характеризуют.

  11. Дата составления резюме.

Резюме должно удовлетворять следующим требованиям:


Краткость

Объем текста не должен превышать двух страниц. Большой текст, вероятно, не будет читаться работодателем. Идеалом считается текст на одной странице.

Уместность

Пишите только о том, что имеет отношение к работе, избегайте ненужных деталей и подробностей.

Правдивость

Представляйте только ту информацию, которую вы можете полностью подтвердить. Сведения, сообщаемые в резюме, могут и, вероятно, будут, в последующем проверяться.

Позитивный характер

Создавайте благоприятное впечатление, подчеркивайте только положительные качества и сильные стороны личности, перечисляйте только успехи. Не включайте информацию, которая может не понравиться работодателю.

Систематичность

Излагайте информацию последовательно, не допускайте пропусков во времени.

Уникальность

Пишите о том, что характеризует именно вас, отличает вас от большинства других кандидатов.

Хороший стиль изложения

Пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргона.

Приятное оформление

Используйте только качественную бумагу и хороший шрифт. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечатки. Резюме должно легко читаться.






Досуговая программа Навыки делового общенияДосуговая программа Навыки делового общения

© 2010-2022