Родительское собрание Ум на кончиках пальцев

 Данное родительское собрание предназначено для родителей дошкольников  возраст которых 4-5 лет. Данную тему считаю очень актуальной, так как работаю с детьми такого возраста и сталкиваюсь  сэтой проблемой каждый год. Конспект  поможет показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников; привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук. Поможет формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в  психофизическом развитии ребенка. Науч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание «Ум на кончиках пальцев»

Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

1.Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

2.Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.

3. Познакомить родителей с играми для развития моторики рук.

Ход собрания:

Здравствуйте уважаемые родители! Наша сегодняшнее собрание посвящено физической готовности детей к школе. Что входит в физическую готовность это физическая подготовка и развитие мелкой моторики рук. План собрания:

  1. Физическая подготовка детей к школе.

  2. Развитие мелкой моторики рук.

  3. Игры для развития мелкой моторики рук.

Подготовка детей к школе очень важный и долгий процесс. Он зависит от слаженной работы не только педагогов, но и родителей. Нас педагогов и, конечно же, вас, родителей, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе

Физическая готовность ребёнка к школе.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Важны состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев).

Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Физическая готовность важна, так как ребёнок в школе сталкивается с большими физическими и психологическими нагрузками.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности.

Постарайтесь укрепить организм ребёнка ДО школы. Например, нормализуйте режим дошколёнка заранее. Определите оптимальное число сна, которое необходимо вашему ребёнку, чтобы он вставал без скандала и добавьте ещё час. Теперь вы представляете, во сколько надо укладывать спать ребёнка. Если ребёнок всё ещё спит днём, не отучайте. Для первоклассника это замечательный способ быстро поправить свои силы, но сдвиньте дневной сон на то время, когда вы реально сможете попадать домой после школы. Если же вы планируете оставлять ребёнка на продлёнку, то от дневного сна лучше отучить.

Так как нагрузки в первом классе возрастут, нормализуйте питание ребёнка. Откажитесь, если это для вас возможно, от вегетарианства. Сейчас ребёнку нужно окрепнуть и стать как можно выносливее. Если по состоянию здоровья ребёнку рекомендованы специальные формы обучения, наведите справки о всевозможных вариантах, и только тогда принимайте решение. Ещё до поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к школьному режиму.

Если летом у вас в семье принято гулять допоздна, то с этой привычкой придётся расстаться за два-три недели до школы, чтобы стабилизировать режим ребёнка.

Ещё до школы ребёнка надо приучить выполнять задания не на полу или лёжа на кровати, а сидя за столом. Для этого не только нужно правильно оборудованное «рабочее» место, но и умение сохранять длительно (не менее 30 минут) хорошую осанку. Проводите тренировки, например, когда читаете книгу, пусть ребёнок сидит на стуле, пусть смотрит телевизор тоже сидя, периодически играйте в настольные игры за столом и т.п.

Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

Важная составляющая физической готовности к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук и своё выступление я хочу начать словами Сухомлинского В.А.

«Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи, не сформированы такие процессы как логическое мышление, внимание. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Эта проблема в наше время является актуальной. Научно установлено, что уровень развития речи и умственное развитие детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику

Как воспитатель данной группы, я вижу актуальность данной темы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированности зрительно-двигательной координации. Поэтому я решила заняться этой проблемой вплотную, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте.

Проведя исследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук: большинство детей плохо владеет карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений

Исходя из этого, я поставила перед собой цель: Развить и подготовить руку дошкольников к письму. Но работа по развитию движения рук должна проводиться совместными усилиями с вами, дорогие родители! Только тогда будет достигнут наибольший эффект в нашей работе с детьми.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Я убеждена, чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Игры с пластилином, так же, дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой можно читать сказки, загадывать загадки, а юные скульпторы будут творить наиболее понравившихся персонажей.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно».

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.

Основная часть
Очень часто вы спешите, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму - игра.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 - 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координаций руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой
форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Вот и сегодня мы вам расскажем и покажем, какими способами можно развить мелкую моторику рук у детей.

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.


1. Пластилин. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить. Мнем и отщипываем; Надавливаем и размазываем; Скатываем шарики, раскатываем колбаски; Режем на кусочки; Лепим картинки; Готовим обед.


2.Бумага. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше). Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.


3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.


4. Собирать, складывать пирамидки.


5.Пуговицы. Застёгивать пуговицы. Перебирать. ; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.


6. Верёвочка. Завязывать, развязывать узлы. Игры с верёвочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов. Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками.


7. Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

8.Игры. (мяч, пазлы, мозаика, конструктор и т.д.)

9. Счётные палочки. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

11.Природный материал. Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

12.Рисование. Рисование. Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

13. Массаж. Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

15.Графические упражнения. Но самым сложным для детей оказались графические упражнения. Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать движения руки и глаза. Ведь ребятам нужно будет одновременно смотреть на доску и списывать, или списывать то, что они рассматривают. Поэтому очень важны согласованные движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление

16. Крупы. Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли. Я заметила что, упражнения с крупой, зерновыми, бобовыми, а так же камушками и верёвочками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно - моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

17. Раскраски. Во время штриховки различных предметов развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры. Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры)

А так же, Развитие тактильных чувств.

Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанные материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребёнок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я-куклы», куклы-марионетки.

Шитьё, вязание, плетение, застёжки.

В заключении выше увиденного хочется сказать. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет:

- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

- лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Дорогие родители, давайте относиться к этому вопросу со всей ответственностью - и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!».

Спасибо за внимание!

Игры:

1. Пальчиковая гимнастика.

"ПОМОЩНИКИ"
Раз, два, три, четыре
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Мы посуду перемыли.
(трут одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
Мы посуду перемыли,
(опять трут одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики, начиная с мизинца)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
(сжимают и разжимают кулачки)

2. Оригами. Квадрат сложить пополам. Ещё раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону и снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните. Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые открывается фигурка. Готово.

3. Самомассаж кисти и пальцев рук.

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

  6. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

4.Графический диктант.

1 рисунок. Отступите с верху три клетки поставьте точку. Начинаем узор. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка в лево, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, одна клетка вверх, одна клетка в право, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, дальше продолжайте сами.

2 рисунок. Отступите от предыдущего рисунка две клетки вниз поставьте точку. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Дальше продолжайте сами.

  1. Выгладим платочки для мамы и для дочки. Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

  2. Вычеркни фигурки в соответствии с образцом.

Сегодня мы с вами посмотрели теорию и на практике попробовали игры для развития мелкой моторики рук, и надеюсь, что вы вместе со своими детьми будете играть в эти игры дома для совместного проведения досуга и для развития пальчиков.

Спасибо за внимание! До новых встреч!



© 2010-2022