Статья + презентация «Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

В статье рассматривается роль классного руководителя во внеурочной деятельности  в условиях ФГОС. Успешность  реализации внеурочной деятельности зависит от эффективно выстроенной  работы классного руководителя .Представлен практический опыт классного руководителя 5 класса ,ведущего кружок художественно-эстетической направленности  «Выразительное чтение» и кружок обще-интеллектуального  направления  «Занимательный русский язык».Гармоничное соединение внеурочной деятельности с основным  образовани...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль классного руководителя

во внеурочной деятельности

в условиях ФГОС .

Новая модель российского образования до 2020г предполагает , что учащиеся сами строят индивидуальные траектории и становятся мобильными за счёт выбора курсов и программ.

Ключевым фактором результативности становится самостоятельная работа учащихся , следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Индивидуализация образовательных траекторий и повышение самостоятельности учащихся меняют роль учителя. Складывается новый портрет учителя: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Уже в школе дети должны раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном мире.



Цель доклада:

Показать роль учителя и классного руководителя во внеурочной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Новый стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

Безусловно ,воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Школа должна ребенка «научить учиться», «научиться жить», «научиться жить всем вместе».

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов .Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее , исходя из своих интересов, мотивов.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности мы разработали план внеурочной деятельности -это нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности.

Ориентируясь на запросы родителей, законных представителей обучающихся, учитывая интересы и склонности педагогов, возможности нашего образовательного учреждения, определили направления внеурочной деятельности:

  • художественно-эстетическое ,

  • духовно - нравственное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное,

  • спортивно - оздоровительное.

Основные цели и задачи внеурочной деятельности:


  • развивать интерес и любовь к предмету;

  • выявлять одаренных учащихся;

  • приобщать к исследовательской деятельности ;

  • активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);

  • развивать самостоятельность, творчество, инициативу;

  • формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).

Во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:

  • критическое мышление ,

  • навыки самостоятельной работы,

  • самоорганизации и самоконтроля,

  • умение работать в команде,

  • чувство инициативы , любознательности ,

  • креативность ,

  • чувство соревновательности ,

  • чувство служения общему делу и т.д.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

На первом родительском собрании я, как классный руководитель 5 класса, познакомила родителей с проектом раздела внеурочная деятельность учебного плана школы и предложила им подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей.

Затем составила сводную таблицу занятости обучающихся внеурочной деятельностью, в которой учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности.

Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.

Каждый ученик- личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами

( раскрыть и развить их - моя задача). К каждому нужен свой , нестандартный подход. Считаю, личностно- дифференцированный подход создаёт ситуацию успеха , обстановку доверия, понимания, уважения.

Обучающиеся 5 класса добровольно ,на основе своих интересов и склонностей, выбирают те внеклассные занятия ,которые им нравятся.

Для того ,чтобы дети могли определиться ,я предложила каждому руководителю прорекламировать свой кружок ,рассказать о том ,чем будут заниматься ,чему научатся. Чтобы поддерживать интерес ребят ,особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы Такими стимулами являются элементы занимательности, внешней эффективности различных демонстраций, элементы игры и театрализации. Разумеется, скуке не место и на уроке, но внеурочная работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся, вводит элементы занимательности во внеурочных занятиях.

Задача классного руководителя :

1. Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Если учащиеся не посещают занятия по каким-либо направлениям, то я провожу корректирующие действия: привлекаю данных учащихся к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренных планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется в плане воспитательной работы «Карте учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которой оценивается деятельность ребенка во внеурочной деятельности:

  • во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, дают возможность демонстрировать достижения;

  • во-вторых, ведение совместно с обучающимися Портфолио, характеризует достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

2. Анализ результатов внеурочной деятельности:

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.

Проведенный среди родителей опрос показал значимость внеурочной деятельности для детско-взрослых отношений и, кроме того, подавляющее большинство родителей считает, что внеурочная деятельность положительно сказывается на развитии и образовательных достижениях обучающихся.87 % родителей готовы делегировать школе право по организации досуга своих детей.

Я веду внеурочную деятельность художественно-эстетической направленности -кружок «Выразительное чтение». В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной , выразительной речью.

Познавательное значение литературы в школе огромно.

Кружковая работа развивает интерес к предмету, творческие способности, повышает качество подготовки учащихся. Умение читать выразительно не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Выразительное чтение в условиях школы - это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Принимаются все желающие. Занятия проводятся в доброжелательной, творческой обстановке.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство локтя ,чувство здорового соперничества ,сотрудничества ,ответственность за общее дело.

Кружок реализуется в образовательном учреждении в объеме 35 часов ,по 1ч в неделю.

Цели:

  1. Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей

свободно передавать свои мысли и чувства;

  1. Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

  2. Активное участие в школьных ,сельских , муниципальных конкурсах и других мероприятиях;

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами;

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Рассказывая о том, как происходит образование звука, я доказываю детям, что умение правильно пользоваться речевым аппаратом - основное условие выразительного чтения. Дети должны усвоить, что дыхание в процессе речи организуется сознательно: вдох делается незаметно через нос и через рот, выдох гораздо продолжительнее, так как речь звучит на выходе.

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно даются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Дается понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах ,усиливающих смысл устной речи.

На последнем этапе происходит отработка навыков выразительного чтения.

В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы:

  • литературные игры;

  • конкурсы;

  • путешествия по страницам книг;

  • миниспектакли;

  • минипроекты.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения. Поэтому выразительное чтение произведения - это итог всестороннего анализа текста: плана выражения и плана содержания. Без глубокого анализа текста ,его идеи ,перевоплощения в героев невозможно по-настоящему выразительно прочитать текст ,произвести впечатление на слушателей .

Занятие в кружке - продолжение уроков ,в первую очередь литературы ,но и русского языка. В самом деле, ведь бессоюзные сложные предложения, слова, грамматически несвязанные с предложением, - все это невозможно по-настоящему усвоить и понять, если не слышать интонацию этих предложений, не чувствовать, какой знак препинания здесь больше подойдет.

Поэтому я убеждена - это убеждение рождено практикой, - что работа над выразительным чтением каждого предложения способствует настоящей синтаксической грамотности учеников.
Результативность работы кружка .

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению - выступления перед слушателями.

Ребята принимают участие в школьных, сельских конкурсах , концертах для учителей и родителей («День матери», «День учителя», «Дети войны» ,ко Дню Победы) ,в муниципальном этапе областного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».Занимают призовые места. В 2013 году Дубовой Валентин занял 3 место , в 2014- Сидорова Екатерина заняла 3 место.

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

  • книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

  • заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной деятельности обучающихся.

В рамках общеинтеллектуального направления познавательную деятельность школьников мы организуем в форме кружков : «В мире чисел», «Занимательный русский язык», «Увлекательная информатика».

Я веду кружок «Занимательный русский язык» для обучающихся 5-х классов , который позволяет решать следующие задачи:

  • выявление и поддержка одарённых учащихся;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • расширение и углубление программного материала;

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития школьников.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  • игры на языковом материале;

  • вопросы занимательной грамматики;

  • инсценировки языковых ситуаций;

  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;

Виды деятельности:

теоретические:

- лекция с элементами беседы;

- составление кроссвордов и ребусов;

- путешествие;

- грамматические сказки;

- викторина;

- выступление, рассказ;

практические:

- игра, турнир;

- составление диалогов, лингвистических сказок;

- редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;

- выборка материала из художественной литературы, его анализ;

- подготовка сообщений;

- практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Кружок предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный - это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка - это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Программа составлена с целью углубления представлений о языке: углубления разделов фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка.

Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогащения речи учащихся; по этимологии - стремлением воспитания интереса к разгадыванию тайн языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

На каждом занятии данного курса используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология развивающего обучения;

  • технология сотрудничества;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения с целью развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Личностные результаты-

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Занятия кружка позволяют осуществлять подготовку ребят к различным конкурсам ,олимпиадам по русскому языку (школьным ,муниципальным ,областным ,всероссийским).

Таким образом, гармоничное соединение внеурочной деятельности с основным образованием создаёт единое образовательное и культурное пространство в школе и, что наиболее существенно ,расширяет пространство детства.

12


© 2010-2022