- Преподавателю
- Классному руководителю
- Номинация: Мы среди пюдей
Номинация: Мы среди пюдей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cолодилова Е.И. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« УРЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
303773,Орловская область, Должанский район,
с. Урынок, ул. Центральная, 3 e-mail: [email protected] тел. 2-45-23
номинация: Мы среди людей.
Игровая познавательная программа
«Показания к житейскому обхождению».
Для обучающихся среднего возраста.
Солодилова Е.И. ,учитель математики, I-квалификационная категория.
1.Пояснительная записка.
Последние социологические исследования говорят о снижении среди молодёжи значимости культуры общения.
Задачи: данной игровой программы привлечь внимание детей к правилам хорошего тона, к внешней культуре человека основанной на уважении личности, прав человека. Объяснить, что повседневный этикет, то есть правила воспитанного поведения в обычной жизни, прежде всего, связан с конкретными местами, где происходит взаимодействие людей.
Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся,
Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Форма проведения.
По страницам устного журнала.
1-й слайд глава 1. «Интеллектуальная».
2-й слайд глава 2. «Вежливость».
3-й слайд глава 3. «Правильно ли это»?
4-й слайд глава 4. « Заключительная».
Дети выполняют задания, перелистывая главы на экране.
1-й слайд . глава «Интеллектуальная.»
Вступительное слово учителя.
При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало , или Показания к житейскому обхождению.» В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила поведения в обществе. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: « Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, и должен прямо и не согнувшись ступать». Или другое : «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».
Так сложилось, что повседневный этикет, то есть правила воспитанного поведения в обычной жизни, прежде всего, связан с конкретными местами, где происходит взаимодействие людей. И уж самым напряженным по части общения местом соприкосновения (как в фигуральном, так и в прямом смысле слова) современных людей является общественный транспорт.
Очень сложное поле для общения представляют собой всевозможные торговые помещения и магазины.
Хотя для комфортного общения достаточно соблюдения элементарных правил вежливости: здороваться, обращаться на «вы», все свои просьбы снабжать волшебным словом «пожалуйста», не проявлять резкого недовольства, но проявлять терпение.
Учитель: начнём с игры « Составим правила вежливости».
Разделимся на 2 команды. Раздаю листы с текстом.
Задание заполнить страницу «Интеллектуальная».
Оценка за 1 правило - 0,5 балла. Время 3 минуты.
На листах написаны слова , обозначающие конкретное место и слова с которыми вы пишите правила поведения.
1 лист.
Транспорт.
Написать правила поведения со словом «нельзя».
Образец : В автобус нельзя входить, если люди не вышли из автобуса.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
В гостях.
Написать правила поведения со словом «надо».
Образец : В гостях надо вести себя сдержанно.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2 лист.
Улица.
Написать правила поведения со словом «надо».
Образец : Встретив на улице знакомого с его знакомым ,надо поздороваться со всеми.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Театр.
Написать правила поведения со словом «нельзя».
Образец : Пробираться в театре на своё место в ряду нельзя спиной к сидящим.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Передайте другой команде лист ,прочитайте ,подсчитайте очки .
2-й слайд . глава «Вежливость».
Учитель: Игра «Составь пословицу о вежливости ».
Условие: Кто быстрее.
Раздаю конверты с написанными на карточках фразами.
Задание составить из данных фраз пословицы о вежливости.
Без рассуждения/ не твори суждения.
Доброе слово человеку,/ что дождь в засуху.
Ласковое слово/ и кошке приятно.
В гостях/ что поставят,/ то и кушай,/ а хозяина слушай.
В чужом доме /не указывают.
Добро, сделанное в тайне,/ оплатится явно.
Спорить спорь,/ а браниться грех.
От вежливых слов/ язык не отсохнет.
Худое слово/ и сладким мёдом/ не запьёшь.
Каждой команде объяснить смысл пословицы: От вежливых слов язык не отсохнет.( Какие слова вежливые?)
3-й слайд глава «Правильно ли это»?
Учитель . Раздаю сигнальные карточки со словами «вежливо», «невежливо».Выбираю заранее учеников выразительно читать стихи . После каждого прочтения (*) дети поднимают карточку со словом «вежливо» , « невежливо» и высказывают своё суждение « вежлив ли такой человек?». Предлагаю вашему вниманию прослушать стихотворения .
"Перестарался".( С. Погорельский )
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
он в полночный тихий час
поднял мать с постели.
- Что с тобой? - вскричала мать.
- Заболел, сыночек?
-Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!» *
«Рано или поздно» (А. Усачёв)
Кто приходит в гости поздно -
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости! *
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине - халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано. *
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или - рано или поздно -
В гости звать не станут вас!
«О рукопожатии». (А.Усачёв)
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший -младшим руку.
Женщины - мужчинам,
Девочки - мальчишкам.. .
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.*
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме.. .
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!
"Добрые слова". (О. Дриз)
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! -кричу я вслед
Всем идущим на обед!
"Добрый вечер!" - так встречаю. Всех, домой спешащих к чаю.*
4-й слайд. глава « Заключительная».
Заключительное слово учителя. На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек -«этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет-это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Вообще же повседневное общение, взаимодействие с другими людьми, должно базироваться на простых принципах:
осознанность разумом, соответствие помыслов и поступков;
не доставлять неудобства окружающим;
всегда быть готовым помочь;
проявлять дружелюбие;
не стараться обратить на себя внимание с помощью различных вычурных способов и средств.
Следования этим принципам (которые в прежние времена именовались правилами приличия) достаточно, чтобы соблюдать нормы повседневного этикета повсюду. Итак, мы прочитали последнюю главу журнала о правилах хорошего тона . Хорошо, если вы их усвоили, но не случится особой беды, если вы где-то когда-то сделаете что-то не так -ведь вы живой человек! Главное в этих правилах, их основа - это забота об окружающих вас людях.
Литература: Правила хорошего тона. И.М.Лом., ТОО « Ариэль»,1993 г.
Источник: moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html
Этикет. Александр Багрицкий.
Приложения:
презентация , карточки со словами.
(приложение)
1 лист.
Транспорт.
Написать правила поведения со словом «нельзя».
Образец : В автобус нельзя входить, если люди не вышли из автобуса.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
В гостях.
Написать правила поведения со словом «надо».
Образец : В гостях надо вести себя сдержанно.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2 лист.
Улица.
Написать правила поведения со словом «надо».
Образец : Встретив на улице знакомого с его знакомым ,надо поздороваться со всеми.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Театр.
Написать правила поведения со словом «нельзя».
Образец : Пробираться в театре на своё место в ряду нельзя спиной к сидящим.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________