Номинация: Мы среди пюдей

Последние социологические исследования говорят о снижении среди молодёжи значимости культуры общения. Задачи: данной игровой программы привлечь внимание детей к правилам хорошего тона, к внешней культуре человека основанной на уважении личности, прав человека. Объяснить, что повседневный этикет, то есть правила воспитанного поведения в обычной жизни, прежде всего, связан с конкретными местами, где происходит взаимодействие людей. Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уваже­ния к...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

« УРЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


303773,Орловская область, Должанский район,

с. Урынок, ул. Центральная, 3 e-mail: [email protected] тел. 2-45-23

номинация: Мы среди людей.


Игровая познавательная программа

«Показания к житейскому обхождению».


Для обучающихся среднего возраста.

Солодилова Е.И. ,учитель математики, I-квалификационная категория.


1.Пояснительная записка.

Последние социологические исследования говорят о снижении среди молодёжи значимости культуры общения.

Задачи: данной игровой программы привлечь внимание детей к правилам хорошего тона, к внешней культуре человека основанной на уважении личности, прав человека. Объяснить, что повседневный этикет, то есть правила воспитанного поведения в обычной жизни, прежде всего, связан с конкретными местами, где происходит взаимодействие людей.

Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уваже­ния к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, пове­дении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.

Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся,

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Форма проведения.

По страницам устного журнала.

1-й слайд глава 1. «Интеллектуальная».

2-й слайд глава 2. «Вежливость».

3-й слайд глава 3. «Правильно ли это»?

4-й слайд глава 4. « Заключительная».

Дети выполняют задания, перелистывая главы на экране.


1-й слайд . глава «Интеллектуальная.»

Вступительное слово учителя.

При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало , или Показания к житейскому обхождению.» В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила поведения в обществе. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: « Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, и должен прямо и не согнувшись ступать». Или другое : «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Так сложилось, что повседневный этикет, то есть правила воспитанного поведения в обычной жизни, прежде всего, связан с конкретными местами, где происходит взаимодействие людей. И уж самым напряженным по части общения местом соприкосновения (как в фигуральном, так и в прямом смысле слова) современных людей является общественный транспорт.

Очень сложное поле для общения представляют собой всевозможные торговые помещения и магазины.

Хотя для комфортного общения достаточно соблюдения элементарных правил вежливости: здороваться, обращаться на «вы», все свои просьбы снабжать волшебным словом «пожалуйста», не проявлять резкого недовольства, но проявлять терпение.

Учитель: начнём с игры « Составим правила вежливости».

Разделимся на 2 команды. Раздаю листы с текстом.

Задание заполнить страницу «Интеллектуальная».

Оценка за 1 правило - 0,5 балла. Время 3 минуты.

На листах написаны слова , обозначающие конкретное место и слова с которыми вы пишите правила поведения.

1 лист.

Транспорт.

Написать правила поведения со словом «нельзя».

Образец : В автобус нельзя входить, если люди не вышли из автобуса.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

В гостях.

Написать правила поведения со словом «надо».

Образец : В гостях надо вести себя сдержанно.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

2 лист.

Улица.

Написать правила поведения со словом «надо».

Образец : Встретив на улице знакомого с его знакомым ,надо поздороваться со всеми.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Театр.

Написать правила поведения со словом «нельзя».

Образец : Пробираться в театре на своё место в ряду нельзя спиной к сидящим.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Передайте другой команде лист ,прочитайте ,подсчитайте очки .


2-й слайд . глава «Вежливость».

Учитель: Игра «Составь пословицу о вежливости ».

Условие: Кто быстрее.

Раздаю конверты с написанными на карточках фразами.

Задание составить из данных фраз пословицы о вежливости.

Без рассуждения/ не твори суждения.

Доброе слово человеку,/ что дождь в засуху.

Ласковое слово/ и кошке приятно.

В гостях/ что поставят,/ то и кушай,/ а хозяина слушай.

В чужом доме /не указывают.

Добро, сделанное в тайне,/ оплатится явно.

Спорить спорь,/ а браниться грех.

От вежливых слов/ язык не отсохнет.

Худое слово/ и сладким мёдом/ не запьёшь.

Каждой команде объяснить смысл пословицы: От вежливых слов язык не отсохнет.( Какие слова вежливые?)

3-й слайд глава «Правильно ли это»?

Учитель . Раздаю сигнальные карточки со словами «вежливо», «невежливо».Выбираю заранее учеников выразительно читать стихи . После каждого прочтения (*) дети поднимают карточку со словом «вежливо» , « невежливо» и высказывают своё суждение « вежлив ли такой человек?». Предлагаю вашему вниманию прослушать стихотворения .

"Перестарался".( С. Погорельский )

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

он в полночный тихий час

поднял мать с постели.

- Что с тобой? - вскричала мать.

- Заболел, сыночек?

-Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи!» *

«Рано или поздно» (А. Усачёв)

Кто приходит в гости поздно -
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.

Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости! *

Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине - халат,
Или в доме вовсе спят.

И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано. *

Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или - рано или поздно -
В гости звать не станут вас!


«О рукопожатии». (А.Усачёв)

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший -младшим руку.
Женщины - мужчинам,
Девочки - мальчишкам.. .
Но при этом руку
Не трясите слишком!

И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.*
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме.. .
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

"Добрые слова". (О. Дриз)

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром!- я кричу.

Добрый день! -кричу я вслед

Всем идущим на обед!

"Добрый вечер!" - так встречаю. Всех, домой спешащих к чаю.*

4-й слайд. глава « Заключительная».

Заключительное слово учителя. На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек -«этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет-это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Вообще же повседневное общение, взаимодействие с другими людьми, должно базироваться на простых принципах:

осознанность разумом, соответствие помыслов и поступков;

не доставлять неудобства окружающим;

всегда быть готовым помочь;

проявлять дружелюбие;

не стараться обратить на себя внимание с помощью различных вычурных способов и средств.

Следования этим принципам (которые в прежние времена именовались правилами приличия) достаточно, чтобы соблюдать нормы повседневного этикета повсюду. Итак, мы прочитали последнюю главу журнала о правилах хорошего тона . Хорошо, если вы их усвоили, но не случится особой беды, если вы где-то когда-то сделаете что-то не так -ведь вы живой человек! Главное в этих правилах, их основа - это забота об окружающих вас людях.

Литература: Правила хорошего тона. И.М.Лом., ТОО « Ариэль»,1993 г.

Источник: moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html

Этикет. Александр Багрицкий.

Приложения:

презентация , карточки со словами.

(приложение)

1 лист.

Транспорт.

Написать правила поведения со словом «нельзя».

Образец : В автобус нельзя входить, если люди не вышли из автобуса.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


В гостях.

Написать правила поведения со словом «надо».

Образец : В гостях надо вести себя сдержанно.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


2 лист.

Улица.

Написать правила поведения со словом «надо».

Образец : Встретив на улице знакомого с его знакомым ,надо поздороваться со всеми.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Театр.

Написать правила поведения со словом «нельзя».

Образец : Пробираться в театре на своё место в ряду нельзя спиной к сидящим.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022