Классный час Блокада Ленинграда

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час: Блокада Ленинграда

Цель: продолжить работу по патриотическому воспитанию, познакомить учащихся с

творчеством советских поэтов

Форма: классный час

Материалы к классному часу:

Ленинградская блокада - одна из величайших трагедий мирового масштаба, показала, какими сильными могут быть терпение и выносливость русских людей.

60 лет назад жители и защитники города одержали героическую и справедливую победу. Победу над голодом, холодом, над страхом и болью, варварством и насилием.

Наш священный долг - хранить память об этом великом подвиге, чтить те дни как историю доблести, высокого патриотизма и силы духа.

Для нашей Родины снятие блокады Ленинграда стало важнейшей вехой на пути к освобождению Европы от фашистских захватчиков, на пути к миру.

900 голодных и невыносимо тяжелых дней ленинградцы мужественно и достойно сдерживали вражеский натиск.

По последним данным историков, жертвами блокады Ленинграда стали 800 тысяч человек. Два миллиона воинов погибли при защите города.

Будет холодно - перетерпим!

Будет голодно - туже завяжем ремни!

Будет трудно - выдержим!

Выдержим - победим!

Как это было:

1941год.

22 июня. Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР. В Ленинграде

введено военное положение.

23 июня. В 1 час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За

годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.

26 июня .По радио начал работать метроном. Его мирное тиканье означало, что

радиоточка в исправности. А включена она должна быть постоянно - на

случай воздушной тревоги.

23 июля. Введено круглосуточное дежурство на крышах и чердаках.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…


Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах заснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешенных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей!

Ольга Берггольц

27 августа. Прервано железнодорожное сообщение со страной. В город пришел

последний поезд.

2 сентября. Первое снижение норм продажи хлеба населению.

Рабочие - 600 гр.

Служащие - 400 гр.

Дети и инвалиды - 300 гр.

4 сентября. В городе разорвался первый вражеский снаряд. Из 900 дней блокады

артиллерийским обстрелам город подвергался 617 дней.

16 сентября 1941 года. 206-я школа: три зажигательные бомбы сброшены во двор школы. Потушены силами учеников и учителей.

13 октября. 206-я школа: сброшено 17 «зажигалок». Угроза пожара ликвидирована.

6 ноября. В сад школы сброшена фугасная бомба. Меры приняты. Всего на здание 206-й школы осенью 1941 г. сброшено 52 зажигательные бомбы. Все они потушены учениками и учителями.

(Из журнала дежурного Куйбышевского РОНО)

8 сентября. Пал Шлиссельбург. Замкнулось кольцо блокады.

10 сентября. В командование Ленинградским фронтом вступил генерал армии Г.К.

Жуков.

13 октября. На металлическом заводе построен бронепоезд. Прямо из цеха он ушел на

фронт.

« Мне, старику, не раз предлагали уехать из Ленинграда. Но я об этом и слышать не хотел: знал, что буду полезен здесь. В нетопленных школах, обессиленные от голода, мы, учителя, в суровые дни блокады продолжали свою работу, а когда надо было - шли и строили оборонительные рубежи, дежурили в группах самозащиты МПВО.

Мой скромный труд отмечен высокой правительственной наградой. Недавно мне вручили медаль «За оборону Ленинграда». Это для меня двойная радость : такой же награды удостоен и сой сын Николай, принимавший участие а защите Ленинграда».

Н.Т. Воронов, учитель.

23 октября. На Ладожском озере из-за осенних штормов прервано судоходство.

13 ноября. Четвертое снижение норм выдачи хлеба.

Рабочие - 300 гр.

Остальные - 150 гр.

И летели листовки с неба

На пороги обмерзших квартир:

«Будет хлеб! Вы хотите хлеба?

Будет мир! Вам ведь снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили -

Нет страшнее пытки такой!

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене крепостной.

Но тогда летели снаряды,

Бомбы здания рвали в куски,

И без крика падали рядом

Дети, матери, старики.

А живые? Живые жили,

И вставали, и шли за водой,

Но ворота они не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света,

День, который похож на ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь!

Умирали - и говорили:

  • Наши дети увидят свет! -

Но ворот они не открыли,

На колени не встали, нет!

Вот в осенней уже позолоте

Город наш величав и хорош.

Петр построил его на болоте,

А прочнее земли не найдешь!

Елена Рывина

Так мы живем

Двенадцатый час. Город тих и пустынен. Безлюдны прямые улицы, замерли просторные площади. Ни огонька - темно. Холодный ветер налетает порывами, разметая колючую снежную пыль. Звучат раскатистые залпы. На низких облаках вспыхивают, как зарницы, отблески выстрелов. Это бьют по врагу с фортов и кораблей. Порою совсем близко раздается разрыв. Немцы обстреливают город. В подъездах домом зябко ежатся дежурные. На перекрестках, у мостов - патрули. Звучит суровый оклик: «Стой! Кто идет?»

Это ночь в ноябре 1941 года в Ленинграде.

Мы живем в осажденном городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. Что означат эта дистанция, мы знаем по разрывам снарядов на улицах. Полями сражений стали места гуляний и отдыха. Где звенели наши праздничные песни - гремят орудия. Окопы вырыты за жилыми домами. Баррикады перерезали улицы. Батареи установлены на окраинах.

Война пришла в город. Бульвары и сады изрыты щелями. Окна первых этажей забраны щитами. У входа - ящики с песком, бочки с водой.

Плакаты на улицах зовут: «Ленинградцы, учитесь гасить зажигательные бомбы!» Закрашен золотой купол Исаакия. Не отблескивает шпиль Адмиралтейства.

Осада сложила наш быт. Он прост и суров. Мы ложимся, готовые встать по звуку сирены. Работаем под грохот канонады. Девушки - вожатые ведут трамвайные поезда под артиллерийским обстрелом. Домохозяйки гасят зажигательные бомбы. Парикмахеры бреют во время бомбардировок.

Город стал фронтом. На передовые уходили семьями - отец с сыновьями, муж с женой. Уходили бригадами - вместе работали, вместе воевали.

Отцов сменили дочери и сыновья, мужей - жены. Об армии, защищающей Ленинград, говорят как о боевом содружестве своих родных, товарищей по работе, соседей по дому. Надо будет - мы выйдем, встанем рядом.

День начинается военной учебой. На площадях маршируют, разучивают приемы штыкового боя.

В урочный час по улицам проходят школяры. Они занимаются в бомбоубежищах. Ученики постарше начали учебный год в своих классах. Противогазы через плечо у учеников и учителей.

Театры работают днем.

Так мы живем. Стоим у ворот своего города, как у дверей своего дома.

Мы всегда любили город. Любили, как любят воздух, которым дышат. Любовь эта так естественна, что мы не замечали ее, как не замечают биения собственного сердца. Но когда сердце ранят, по силе боли узнаешь глубину любви.

17 ноября. На лед Ладоги вышла первая разведывательная группа с задачей пройти

деревни Кобона.

20 ноября. Пятое снижение норм выдачи хлеба.

Рабочие - 250 гр.

Остальные - 125 гр.

Освобождена Малая Вишера.


В Артиллерийском переулке, очень тихом, несмотря на его громкое название, помещались детские ясли. Внизу, в подвале, - бомбоубежище.

Оно казалось таким надежным, спокойным. Там ничего не было слышно: ни сирены, ни зениток, ни грохота разрывов. Смеются и плачут дети. Вполголоса разговаривают няни.

Прямое попадание разрушило дом. Разгрести груды обломков, отрыть бомбоубежище - сколько на это потребуется времени - часов, дней?

Те, кто был наружи. Немедленно взялись за дело. Орудуя лопатой, ломом, поднимая и отбрасывая кирпичи, прорыли лаз, ведущий в бомбоубежище. Он был такой узкий, и расширить его было невозможно из-за опасения обвала.

Но щель, недоступная для взрослых, оказалась доступной для детей.

Коля Ермолаев и Ира Смирнова - им не было еще и по 12 лет - ползком на животе пробрались в засыпанное бомбоубежище. Вползли и выползли обратно, волоча за собой по земле, по обломкам, закутанных в одеяла малюток. Они вытащили всех. Они спасли и взрослых, доставляя им воду и еду, пока бомбоубежище не отрыли.

( Из дневника Л. Агафоновой)

22 - 23 ноября. По Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием.

1 декабря. По Дороге жизни перевезено уже 800 т муки.

9 декабря. Освобожден город Тихвин.

16 декабря. Освободили Большую Вишеру.

23 декабря. Создана специальная комиссия для организации новогодних елок.

25 декабря. Повышены нормы выдачи хлеба.

Рабочие - 350 гр.

Остальные - 200 гр.

21 января. На станцию Жихарево прибыл специальный поезд, доставивший 40

московских автобусов: они тоже будут работать по Дороге жизни.

24 января. Новая прибавка хлеба.

Рабочие - 400 гр.

Служащие - 300 гр.

Дети - 250 гр.

11 февраля. В третий раз увеличены нормы выдачи хлеба.

Рабочие - 500 гр.

Служащие - 400 гр.

Дети - 300 гр.


АРМИЯ

Мне скажут Армия… Я вспомню день - зимой,

Январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой -

Они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен, хоть и недалек.

И подошел к ним человек в шинели,

Взглянул - и вынул хлебный свой паек,

Трехсотграммовый, весь обледенелый,

И разломил, и детям дал чужим,

И постоял, пока они поели.

И мать рукою, серою, как дым,

Дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице…

Не ведал мир движенья благодарней!

Мы знали ВСЁ о жизни наших армий,

Стоявших с нами в городе, в кольце.

… Они расстались. Мать пошла направо,

боец вперед - по снегу и по льду.

Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,

От голода качаясь на ходу.

Он шел на фронт, мучительно палим

Стыдом отца, мужчины и солдата:

Огромный город умирал за ним

В седых лучах январского заката.

Он шел на фронт, одолевая бред,

Все время помня, нет, не помня - зная,

Что женщина глядит ему вослед,

Благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

Что слишком тяжелеет автомат,

Добрел до фронта и пополз в засаду

На истребленье вражеских солдат…

Ольга Берггольц

Война закончилась, оставляя память. В память о всех павших в годы блокады был воздвигнут православный храм в г. Ленинграде. Прежде на этом месте находилась церковь Равноапостольной Марии Магдалины, а также кладбище, бывшее в дни блокады местом массовых захоронений. Для вечного поминовения погибших в годы блокады и молитвоздравии тех, кто пережил эту трагедию, создана Молитвенная книга храма. В нее вписаны имена участников блокады. На каждый кирпич храма при его строительстве были нанесены имена людей, погибших в блокаду.



Блокада, блокада… Я снова и снова

Туда возвращаюсь в период суровый,

Когда окруженный фашистской ордою

Наш город сражался подобно герою,

И я каждый день умирал, но не сдался,

Я выжил, я тоже с врагами сражался,

Гася зажигалки над крышею дома

Под небом, грохочущим и незнакомым.

Сражался, сжимая на детской ладошке

Осьмушку хлеба последнюю крошку,

Сражался, когда вместо доброго чая

Пил воду, из снега ее добывая…

Блокада, блокада… Я снова и снова

Туда возвращаюсь в период суровый,

Аркадий Брозголь









8

© 2010-2022