- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка История славянской письменности
Разработка История славянской письменности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гельплинг .Е. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОКОУ Ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Рыльского района Курской области
Внеклассное мероприятие на тему:
«История возникновения письменности»
Подготовила и провела учитель русского языка
и литературы Е. М. Гельплинг
- 2013 - 2014 уч. год -
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ
Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
Задачи:
- обучающие: обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;
-развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;
-воспитательные: пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход занятия
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.
Учебная задача: создание проблемной ситуации.
Назначение ребуса в названии темы - прогнозирование названия раздела, мобилизация внимания детей, создание эмоционального настроя, располагающего к работе.
На доске:
И 100 '3 Я письменности
-
Вступительное слово учителя.
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существует и в наше время. Как же они обходились без письменности. У каждого народа есть свои сигналы - символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.
Отгадайте, что обозначают эти символы?
а) символ Олимпийских игр;
б) символ медицины;
в) сигнал опасности;
г) движение по кругу;
д) стоянка запрещена
В прошлом веке люди слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.
Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.
Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань - семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него были было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход). И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра он снарядил корабль для отплытия на Крит на корабле были разные паруса: одни чёрные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которым корабль вернётся из плавания, будет сигналом победы или гибели.
И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но …его корабль шёл под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль, и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.
-
Сообщение темы и целей занятия.
Cегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы - моими ассистентами. Наше путешествие рассчитано на 3 экскурсии. В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия.
По ходу путешествия мы будем составлять план, который поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию, а также отмечать на колодце времени основные этапы возникновения и развития письменности.
Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют - доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20-30 тысяч назад.
-
Вступительная беседа
-Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом?
-Так почему возникла необходимость появления письменности? (Для сохранения информации.)
Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний - это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.
-Какие письменные источники вы знаете? (Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.)
Итак: Письменные памятники - это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.
Учитель: Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма.
-
Работа по теме занятия
-
«Предметное письмо».
У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.
Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел.
Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…
-Как бы вы разгадали смысл послания?
Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Когда-то с него и началась история письменности.
-Удобен ли был такой способ письма? Почему? (Понять письмо можно было по-разному.)
-
Вампумы и кипу
Вампумы - это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.
Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг - значит, просит перемирия, человек весь в черном - траур по умершему. Сигналы на корабле, светофор, маяк…
Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев - шнуры с узелками, которые назывались - кипу (узел).
К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
-Вы можете прочитать, что здесь написано?
Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом.
Еще и ныне индейцы-пастухи в Южной Америке пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предлагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.
3. Пиктография
-А почему на своих первых рисунках люди рисовали животных?
Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», - может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают - растворяются во времени.
-
Работа с пиктограммой
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти;
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре - время ночи,
А волнистые полоски -
Тучи, дождь и непогоду.
-
Появилось письмо - появился вопрос: «Как читать?»
Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо».
«Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.
Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.
В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.
Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», - решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку, и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»
-
Рисование письма-рисунка
«Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня - мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают в группах по 4 человека
-
Разгадывание рисунка-пиктограммы
Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.
Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».
-А где употребляется рисуночное письмо в наше время? (на вывесках магазинов, в дорожных знаках …Изображение черепа с костями на трансформаторной будке или аптечном ярлыке, изображение молнии на линии электропередачи предупреждают от опасности.)
-
«Картинопись
Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги - это серии цветных картинок.
-
Иероглифическое письмо
-
Клинопись.
Чёрные, кривые, от рождения немые,
станут в ряд - сразу заговорят.
В 863 в жизни славян произошло важное событие. Два учёных монаха, Кирилл и Мефодий, (из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники)
по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Первыми же были переведены «Апостол и Евангелие».
Этот алфавит назывался «глаголица», от слова глагол, что обозначает "речь", "слово". В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали ее на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.
Позднее, в Болгарии, их ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.
Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.
. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.
Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».
Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.
Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».
В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.
Указом Наркома просвещения упразднились буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая.
И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Викторина.
В каком городе родились создатели славянской письменности - святые братья Мефодий и Кирилл?
В каком году была создана славянская азбука.
Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?
Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»
Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?
Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?
Какие из книг были переведены первыми с греческого языка братьями Мефодием и Кириллом?
В IX веке у славян появились две азбуки - кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для нашего русского алфавита?
Как называется самая древняя из датированных книг, написанная на кириллице?
Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?
Ещё немного о разных сигналах. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии.
Рисунок.
А у австралийских аборигенов (аборигены - это коренное население страны, в данном случае Австралии) есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым».
В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана - тамтама.
Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвёртом, пятом холме и т.д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.
В наше время жители одного из островов Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко.
Во время войны остров был захвачен фашистами. И партизаны, боровшиеся с захватчиками, передавали друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.
Один из африканских народов - эве - создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу: «Куда иголка, туда и нитка». В русском языке тоже есть эта пословица. Её смысл: «Куда ты, туда и я». Похожим рисунком эве обозначают пословицу: «Иголка сшивает большие полотнища». Это пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи. Русская пословица выражает эту мысль так: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал».
Одна из пословиц эве означает, что мир очень велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу». У нас эту мысль выражают словами: «Нельзя объять необъятное».
Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.
Днем и ночью трудились испуганные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что их было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма - иероглифы. Слово иероглиф обозначает «священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, т.к. слово нар - по-египетски «рыба». Мер на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца - так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном.
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иероглифы родились в глубокой древности. Так писали три с половиной тысячи лет назад китайцы на панцирях черепахи и костях.
Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой посередине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.
Иероглифы для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он единовременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.
Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими.
Заключение.
Язык есть важнейшее средство человеческого общения.
Наша речь характеризует нас как личность. И от того, как мы умеем говорить, писать будет зависеть в жизни очень многое, потому что хороший язык - это путь к успеху.
Наш урок посвящался Его Величеству Языку. Сегодня мы постарались с вами приоткрыть завесу в его Царство и взглянуть (прикоснуться!) к истокам возникновения письменности на Земле.
Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом?
-Так почему возникла необходимость появления письменности? (Для сохранения информации.)
Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний - это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.
-Какие письменные источники вы знаете? (Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.)
Итак: Письменные памятники - это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.
Учитель: Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма.