Сценарий внеурочного мероприятия на тему Свобода конкуренции для будущего России

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

На тему « Свобода конкуренции для будущего России»




Подготовила: Камерцель Г.Н.








Цель: раскрыть причины возникновения конкуренции при развитии рыночных отношений; ознакомиться с положительными и отрицательными функциями конкуренции.

Задачи:

  • расширить знания о рыночной экономике;

  • актуализировать проблему недобросовестной конкуренции;

  • ознакомиться с действующим законодательством, регулирующим вопросы конкуренции, монополии и рекламы.

Оборудование:

  • мульти медийный комплекс;

Ход мероприятия

Эпиграф и тема классного часа появятся после пролога.

Пролог.

Классный руководитель: Совсем скоро вы начнете свой самостоятельный путь в жизни. Получите профессию и станете перед выбором места работы или начнете свое самостоятельное дело и станете успешными бизнесменами. Потому очень важно быть грамотным знатоком в вопросах эффективного функционирования рынка, знать о том, как важно формировать в России благоприятную конкурентную среду, которая позволит развиваться экономике России в нужном направлении

На экране слайд № 1: "Свобода конкуренции для будущего России"

На экране слайд № 2: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». Дэвид Сарнофф.

Ведущий 1: Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремлением превзойти других. Конкурентная борьба - это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Модель совершенной конкуренции и ее теоретические основы были предложены Адамом Смитом, шотландским экономистом, одним из основоположников современной экономической теории.

Ведущий 2: История развития конкуренции и ее становление очень объемна. И даже существует притча. Вот послушайте…

На экране слайд № 3: «Притча о лягушках».

Однажды две лягушки попали в кувшин с молоком. Одна склеила лапки и потонула, а другая барахтлась и сбила кусочек масла. И не стала утопать, а села на него и выпрыгнула.

Потом всё в тот же самый несчастливый кувшин опять упали лягушки. Среди них была пара лягушек, которые терпеть друг друга не могли. До такой степени, что, оказавшись в кувшине, они тут же начали толкаться, а потом сцепились по-настоящему. И тем самым довольно быстро сбили здоровенный кусок масла. Правда, по ходу дела утонуло несколько мелких лягушат, находившихся с ними в кувшине - но кто их считает? А те две лягушки, вылезши на масло, продолжали потасовку, и в конце концов одна вышвырнула другую из кувшина, а потом и сама выпрыгнула, чтобы окончательно расправиться с мерзавкой. Кувшин от таких потрясений упал на бок и разбился. Тут лягушки, посмоторев на лужу обрата и блестящее масло, и прикинув все обстоятельства, решили отложить разборку до лучших времён. Взяли масло, утащили. И продали по хорошей цене.

Так лягушки разбогатели, вышли в Жабы и накупили себе бриллиантовых бородавок. Когда же их спрашивали, как это они так поднялись, обе Жабы говорили - "Конкуренция! О, эта живительная конкуренция!" Злые языки, разумеется, говорили о "сговоре", "взаимном пиаре" и так далее. Чего только не говорили злые языки.
Но жабы только ухмылялись - они-то знали правду. Что никакого сговора не было, взаимного пиара тоже, а только одна чистая злость. Ну и жадность, которая её вовремя победила. И только оставшись наедине, зыркали друг на друга с ненавистью в очах и каждая думала про другую: "Всё это, конечно, хорошо... Но как жаль, что я тогда не утопила эту гадину..."

Ведущий 1: Да, веселая история ничего не скажешь.

Конкуренция: Здравствуйте. Что это вы тут обо мне судачите?! На самом деле конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

На экране слайд № 4: Конкуренция - экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли.

Ведущий 2: Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, как наши лягушки из притчи, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления:

На экране слайд № 5: «Отрицательные черты конкуренции»

- является одной из причин безработицы;

- прямо или опосредствованно влияет на неравномерное распределение доходов между разными группами населения;

- приводит к разорению мелких товаропроизводителей и способствует концентрации производства, отсюда - значительному обогащению крупных собственников, что может порождать монополию со всеми ее негативными последствиями.

На экране слайд № 6

Сценарий внеурочного мероприятия на тему Свобода конкуренции для будущего России

Конкуренция: И все таки я играю большую роль в развитии потенциала страны. У меня очень много важных и нужных функций. Вот они!

На экране слайд № 7: «Функции конкуренции».

- способствует распределению ресурсов;

- способствует взаимодействию спроса и предложения;

- формирует рыночные цены;

- стимулирует снижение расходов производства и внедрение новых видов продукции;

- обеспечивает суверенитет потребителя, гарантируя защиту от диктата производителей.

Ведущий 1: Монополия - это плохо? Нужно же с этим как-то бороться!

На экране слайд № 8: «Монополия»

Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции - регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

Ведущий 2: Да, монополист имеет преимущество и о хорошей, здоровой конкуренции речь идти не может

На экране слайд № 9: «Преимущества монополиста»

  • Позиция монополиста позволяет ему диктовать рынку цену своей продукции.

  • Монополия реализует свою продукцию по цене, которая заведомо превышает равновесную цену при свободной конкуренции, и производит всегда меньше, чем фирма в условиях такой конкуренции.

  • Монополия ведет к потерям количества товара и накладывает на покупателя дополнительное бремя в виде более высоких цен.

Ведущий 1: Очень знакомое слово «Монополия». Я слышал, есть такая игра, в нее играют даже взрослые.

На экране слайд № 10: «Взрослые игры…»

Придумал игру «Монополия» Чарльз Дэрроу, который предложил свою идею компании «Parker Brothers» в 1935г. Это была игра THE MONOPOLY. После чего началось стремительное завоевание «Монополией» всего мира. Эта интеллектуальная игра обучает торговле недвижимостью и обращению с накопленным капиталом. Настольная игра монополия продается более чем в 80 странах мира и переведена на 26 языков.

Сценарий внеурочного мероприятия на тему Свобода конкуренции для будущего России

Ведущий 2: Да, ты прав. Такая игра действительно есть. Придумал игру «Монополия» Чарльз Дэрроу, который предложил свою идею компании «Parker Brothers» в 1935г. Это была игра THE MONOPOLY. После чего началось стремительное завоевание «Монополией» всего мира. Эта интеллектуальная игра обучает торговле недвижимостью и обращению с накопленным капиталом. Настольная игра монополия продается более чем в 80 странах мира и переведена на 26 языков.

Ведущий 1: Игры - это хорошо, но вернемся к монополиям. Если это плохо, то как быть! Успешные бизнесмены могут создать монополию в любое время и никто за этим не проследит?

Закон (голос из-за сцены): А кто сказал, что этот вопрос никак не регулируется?

Ведущий 2: Кто это?

Закон (голос из-за сцены): Я - Закон. Отсутствие Ваших знаний о наличии законодательства, не говорит о том, что его нет. Вот он я, Федеральный закон «О защите конкуренции», был принят 26.07.2006 года. Здесь определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и меры по предупреждению и пресечению

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Но для определенных предприятий монополия предписана самим законом. Это естественные монополии


На экране слайд № 11: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

Закон определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в России и направленный на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В частности, статьей 7 закона о естественных монополиях к полномочиям антимонопольного органа был отнесен контроль за сделками с участием субъектов естественных монополий. Помимо указанного, закон о естественных монополиях имеет прямую взаимосвязь с законом о защите конкуренции в части антимонопольного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в виде предупреждения и пресечения злоупотреблений такими хозяйствующими субъектами своим доминирующим (монопольным) положением и обеспечения недискриминационного доступа к их услугам.

Сценарий внеурочного мероприятия на тему Свобода конкуренции для будущего России

На экране слайд № 12: «Естественные монополии»

В нескольких отраслях конкуренция затруднительна или просто неприменима: эти отрасли называются «естественными монополиями». Большинство из них так называемые предприятия общественного пользования -- электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи -- могут быть классифицированы таким образом. Естественным монополиям обычно государством предоставляются привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которое оно предоставило. В современной интерпретации естественные монополии сродни монополиям в сфере инфраструктуры.

Ведущий 1: Как же поступить, чтобы конкуренция порождала только хорошее и положительно влияла на развитие экономики?

Конкуренция: Один из вариантов это добросовестная реклама. Но и здесь, к сожалению, находятся незаконопослушные субъекты…

Закон (голос из-за сцены): И здесь я снова с вами! Есть закон, регулирующий отношения в сфере распространения рекламы от 13.03.2006 года «О рекламе». Он регулирует развитие рынков на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. И те, кто его нарушает, привлекаются к ответственности.

На экране слайд № 13: «Добросовестная реклама способствует добросовестной конкуренции»

Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года:

развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы

Ведущий 2: Что же бывает с теми, кто нарушает закон и в целях наживы использует недобросовестную рекламу?

Закон (голос из-за сцены): А вот что…

На экране слайд № 14: «Недобросовестная реклама»

Ведущий 1: 100 тысяч рублей составил штраф за очередную ненадлежащую рекламу биологически активной добавки (БАД) в отношении ООО «Центр инновационных технологий «Формула здоровья» за рекламу в газете "Аргументы и факты" биодобавки «Геминекс».
Ранее Комиссия ФАС России пришла к выводу, что реклама позиционирует эту биодобавку как обладающую лечебными свойствами при заболевании гипертонией. К тому же в рекламе сообщается недостоверная информация об отсутствии противопоказаний при его применении.
В этой рекламе установлено нарушение двух норм закона о рекламе:

1. пункт 2 часть 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» гласит, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

2. пункт 1 часть 1 статьи 25 гласит, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Вывод: реклама недобросовестная.

Ведущий 2: В телерекламе кваса использовался слоган: «Нет коланизации! Квас - здоровье нации!».

В рекламном ролике глава семьи, изображенный в грубо-карикатурном образе «разнузданной западной рок-звезды», демонстрировал бутылку, на этикетке которой был изображен стилизованный американский флаг с надписью КОЛА. Видеоряд сопровождался сигналом тревоги: «ВНИМАНИЕ - КОЛАНИЗАЦИЯ» с мигающими буквами «КОЛА» и утверждением: «Ежедневная КОЛАнизация создает в семье нездоровые ситуации!». Сравнение кваса с другими напитками осуществляется не по потребительским характеристикам продукции, а выражается в эмоционально-негативном отношении к «коласодержащими» напиткам и позитивном отношении к рекламируемому квасу, что противоречит правилам корректности, соответственно, реклама является недобросовестной.

На экране слайд № 15: «Нарушение законодательства о рекламе»

Ведущий 1: Подвергся проверке также рекламный ролик «Останкинского мясоперерабатывающего завода» с выражением «Папа может!» … Сюжет ролика таков: сын во время завтрака просит отца взять его с собой на работу на мясоперерабатывающий комбинат, отец соглашается, далее отец показан за рулем грузовика, движущегося по дороге и выполняющего рискованные маневры. Эксперты решили, что реклама ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий завод» нарушает требования закона «О рекламе», поскольку в ней показан ребёнок в опасной ситуации. Опасность заключается в манере вождения транспортного средства папой этого ребёнка. Эксперты обратились с запросом в МВД РФ с просьбой дать оценку: не нарушает ли персонаж «папа» правила дорожного движения? Ответ пришёл положительный - нарушает, причём три раза. Такая «справка» и позволила квалифицировать данную рекламу как ненадлежащую.

Ведущий 1: Это хороший образец, тем, кто пытается обойти закон. Мы живем в атмосфере конфликтов. Рынок и конкуренция связаны неразрывными нитями. Без конкуренции нет рынка.

Ведущий 2: Общий баланс последствий конкуренции несомненно позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта».

Ведущий 1: Конкуренция позволяет достичь оптимума, хотя равновесие остается зыбким, достигается через перелив капитала в прибыльные отрасли.

Ведущий 2: Вот поэтому: «Свободная конкуренция - наше будущее»

На экране слайд № 16: «Свободная конкуренция - наше будущее»


© 2010-2022