Воспитательский час Мы Россияне

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мы - граждане России»

Цель: расширить представления воспитанников, кто на самом деле является гражданином России. Понимать значение об общечеловеческих ценностях : любовь, верность, служение своей родине, своему народу.

Задачи:

формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству,

обогащение представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия "гражданин";

воспитание уважительного отношения к людям.

Планируемый результат: осознание ценности жизни, защита прав и свободы человека, отношение к близким, пожилым людям, маленьким детям. Отношение детей к злу, жестокости, бесправию, несправедливости.

Информация к размышлению:

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.»

Н.С. Тургенев.

Оборудование: книжная выставка "Конвенция о правах ребенка", "Конституция Российской Федерации", "Декларация прав человека"; компьютер, проектор, проекционная доска, презентация "Мы - граждане России"; словарные слова: гражданин, Норд-Ост, Беслан; высказывания: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись" Н.С. Тургенев, "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан" Н. Некрасов.

Ход занятия

I. Организационный момент:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия " Мы - граждане России!" Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой "гражданин", что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе, играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль - являются гражданами своей страны. Мы с вами - граждане великой России!

II. Основная часть:

1. Обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово "гражданин"?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

2. Актуализация знаний

- Понятие " гражданин" имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле "гражданин" - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.

- Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

- Что относится к основным обязанностям гражданина России?

соблюдать Конституцию и законы России;

уважать права и свободы других людей;

защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании, образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объеме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

- А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: " Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".

3. Знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

- Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

4. А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия " гражданин"?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение "гражданин", сколько его духовно-нравственный смысл.

Вспомним строки Н. Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а в годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам " загадочную русскую душу".

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины-террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним. (показ ролика)

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова, Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль называет настоящими героями. А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург с мировым именем сказал так: " Я не герой, таких как я, сотни".

После "Норд-Оста" Рошалю была вручена премия "Национальный герой". Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс. операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004 г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

В зале стоял детский плач. "Заткните их, или я их сам успокою" - сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. "Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место " - ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: "Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть, в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь!" Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей. (показ ролика)

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни мирных жителей, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей, при освобождении погибли 10 Российских военных. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

5. Размышление.

- Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? (ответы детей)

- Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего Отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

- Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

- Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как? (ответы детей)

6. Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

7. Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина?

Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных "хрущебах", а другие строят особняки-дворцы. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы. Невозможно любить помойки, понимать тяжелое положение стариков и огромную разницу в доходах.

Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать ребенок, во всем зависящий от взрослых? Оказывается много!

8. Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края - он сажает деревья и цветы. Он помогает содержать в порядке свой двор и облагораживает его, никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом. Бережет государственное имущество.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

9. Обобщение:

- Ребята, подумайте, как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

(Уважать законы, быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным, уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки и т.д.)

- Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем занятии?

Итог занятия:

Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что "Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись".

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверена, что вы станете настоящими гражданами России.







Биография :Доктор Рошаль
Родился 27 апреля 1933 года в г. Ливны Орловской области. В 1957 году окончил 2-й МОЛГМИ по специальности «педиатр», в 1961-м - клиническую ординатуру по детской хирургии. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1970-м - докторскую. С 1970 года по настоящее время - главный внештатный детский пульмонолог министерства здравоохранения Московской области. В 1981 году избран руководителем отделения неотложной детской хирургии и травмы НИИ педиатрии РАМН. В 1982 году присвоено звание профессора. С 2003 года является директором НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. С 1980 года регулярно выезжает в различные регионы страны и мира для выполнения гуманитарной миссии и оказания медицинской помощи, в том числе при техногенных и природных катастрофах, войнах, терактах, военно-политических конфликтах. В 1995 году, оказывая помощь детям во время первой чеченской войны, был захвачен сепаратистами и удерживался в плену несколько часов. В 2002 году выступил посредником в переговорах с террористами во время захвата московского Театрального центра на Дубровке. Оказывал медицинскую помощь заложникам и сумел освободить детей. Два года спустя вновь выступил посредником в переговорах с террористами во время захвата школы в Беслане, оказывал медицинскую помощь раненым детям и взрослым. Имеет государственные награды и знаки отличия, а также гражданские награды и титулы. С 2005 года был членом Общественной палаты РФ. В 2007 году официально номинировался на Нобелевскую премию мира. Лауреат премии Людвига Нобеля. Президент Национальной медицинской палаты страны. Автор 215 научных работ и книг.

© 2010-2022