Статья Как хорошо уметь читать

Почему современные дети перестали читать. Нужно ли вообще чтение? Может ли заменить компьютер книгу? Такие вопросы встают все чаще не только перед учителями, но и перед родителями. Не претендуя на оригинальность, в статье я попыталась обратить внимание на самые распростаненные причины проблемы и пути их решения.  Главная роль, на мой взгляд, здесь принадлежит не школе, не учителю, а родителям. Именно они с самых малых лет должны прививать детям любовь к чтению на своем собственном примере, забот...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!

«Книга - источник знаний», - гласит русская пословица. Именно за информацией обращались к книге мы и наши родители, просиживая часами в читальных залах библиотеки, когда готовились к семинарским занятиям, писали рефераты, курсовые и дипломные работы. Мы читали книги, выписывали необходимое, конспектировали. Современные технологии облегчили доступ к информации. Сегодня практически каждый подросток может найти ответ на интересующий вопрос, не выходя из дома, задав его в поисковике сети Интернет. Да и выписывать ему ничего не придется. Легким движением руки он скопирует текст, вставит его в новый документ и распечатает, при этом не факт, что информация будет предварительно прочитана и из неё удалено ненужное. Пользы от такой работы, конечно, не будет. А вот вред налицо. Попробую объяснить.

Читая, человек запоминает орфографический облик слова, синтаксический облик предложения. И речь его, благодаря зрительной памяти, развивается, обогащается. А если он еще и выписки делает, то присоединяется моторная память. Содействие разных каналов восприятия информации - один из путей повышения грамотности. Безусловно, это очень длительный процесс, но ведь капля и камень точит.

Обратимся еще к одной пословице: «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает». В ней, на мой взгляд, раскрывается еще одна причина обращения человека к печатному слову. Это касается, прежде всего, произведений художественной литературы, которая требует от читателя осмысления, переживания, работы ума и чувств. Проживая вместе с героями произведений события их жизни, читатель воспитывает самого себя, сравнивает свои поступки с поступками персонажей, ищет примеры и идеалы, пытается разобраться в своих чувствах, лучше понимает других людей. Часто современные школьники предпочитают посмотреть кинофильм вместо чтения книги, при этом не понимая, что лишают себя возможности общения с первоисточником. Кинофильм - это интерпретация режиссера и актеров, даже если она очень удачная. Книга - совсем другое дело! Каждый автор обладает своим неповторимым стилем, только ему присущими оборотами речи, набором изобразительно-выразительных средств. И встретиться со всем этим богатством можно только в подлиннике.

Литературу называют учебником жизни. Это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Русский писатель Петр Андреевич Павленко так высказался о чтении: «Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».

Кто же поможет ребенку в полной мере осознать необходимость чтения? Не претендуя на оригинальность, отвечу, что это родители. Именно они имеют уникальную возможность уже с первых шагов жизни своего дитя знакомить его с волшебным миром литературы. Думаю, большинство родителей так и делают. Пока ребенок не овладел навыками самостоятельного чтения, мама откладывает в сторону все дела, садится у его кроватки и читает вслух. Но почему-то, переступив порог школы, дорогое дитя с каждым годом все реже и реже самостоятельно берет книгу в руки.

Что случилось? Дело в том, что часто необходимость чтения не подкрепляется житейским опытом ребенка, он попросту не видит примера в семье. Загруженные работой и ведением домашнего хозяйства родители сами не читают, ссылаясь на усталость и нехватку времени. А ведь чтобы прочитать пятнадцать-двадцать страниц достаточно получаса. И если мама перед сном ненадолго будет брать в руки книгу, со временем ребенок воспримет эту норму. Психологи советуют применять семейное чтение как терапевтический прием, например, во время болезни. Можно также попросить ребенка почитать младшим детям или бабушке.

Безусловно, большое значение имеет и выбор предмета чтения. Привить интерес могут помочь склонности и предпочтения ребенка. А кто, как не родители, знают их лучше всего? Сегодня издательский дом De Agostini предлагает большое количество интересных коллекционных проектов, которые сопровождаются небольшими познавательными журналами. Собирание коллекции может стать одним из шагов в приобщении к чтению.

И, конечно, у ребенка обязательно должна быть небольшая библиотечка. Пусть в ней окажутся любимые книги, прочитанные уже однажды им самим или родителями. Хорошо, если на полку попадет книга «с историей», которая передается в семье от поколения к поколению. А рядом с ней та, что буквально вчера принесли из магазина, потому что ребенок выбрал ее сам. Чтобы собранные книги не стояли мертвым грузом, опять понадобиться мудрый совет родителя: «Помнишь, ты хотел перечитать эту книгу!» или «Интересно было бы узнать твое мнение по поводу написанного!»

Приобщение ребенка к чтению требует от родителей усилий и времени. Главное здесь - не сойти с дистанции, поощрять и поддерживать.

Статья Как хорошо уметь читать

© 2010-2022