- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Учить учиться
Внеклассное мероприятие Учить учиться
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Легошина О.Е. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 167»
Россия, г. Нижний Новгород
Формирования межкультурной коммуникации школьников во внеурочной работе
Учить учиться
Легошина Ольга Евгеньевна,
зам.директора по ВР, учитель химии и ОБЖ,
номинация:
основное общее и среднее (полное) общее образование
Учить учиться
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь», - утверждали древние греки.
Цель: воспитание учащихся школьного возраста в духе терпимости, формирование толерантности, формирование толерантности как важного качества современной личности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-
Изучить интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
-
Воспитать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
-
Обучить учеников взаимодействию при решении проблем в коллективе;
-
Воспитать у учеников умение жить в обществе и считаться с общественным мнением;
-
Воспитать умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия;
-
Создать условию для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
-
Развивать умение действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных жизненных ситуациях.
Актуальность данного мероприятия. Создание нормальных, толерантных отношений среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Особенно эта задача актуальна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру.
Ход внеклассного мероприятия.
Вступительное слово.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проводимом мероприятие и замотивировать их на работу, необходимо создать позитивный настрой в классе. Для достижения этого в начале рассказываю притчи, сказки, либо просмотра мультфильма или отрывка из художественного фильма и т.п., соответствующих теме мероприятия.
Притча «Мальчик и гвозди»
Жил-был один вспыльчивый и несдержанный мальчик. Родители очень переживали, что он ни с кем не ладит из-за своего нрава. Однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в ворота.
В первый день в воротах было несколько десятков гвоздей. Это было малоприятное занятие, да еще и руки были все в ссадинах. Через неделю он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в ворота гвоздей становилось все меньше. Мальчик понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
Наконец настал день, когда он ни разу не потерял самообладания и не забил ни одного гвоздя. Он с радостью поведал своему отцу об этом. Отец выслушал его, похвалил, и дал новое задание: каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он должен вытащить из ворот по одному гвоздю.
Прошли дни, и сын сообщил отцу, что в воротах не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к воротам и сказал:
- Посмотри, сколько в воротах дыр - следов забитых тобой гвоздей. Ворота никогда не будут такими, как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, обижаешь его, унижаешь, у него в душе остаются такие же шрамы, как следы от гвоздей. И неважно, сколько раз ты потом извинишься - шрамы останутся.
Данное мероприятие посвящено ситуациям для работы среди русских школьников и представителей народов Кавказа.
Ситуация 1. В 5б классе готовили постановку спектакля. Роль рыцаря взялся исполнить Арсен. Но когда выяснилось, что по ходу действия мальчику нужно встать на колено перед «избранницей» - Юлей, он выразил протест и даже готов был отказаться от роли, на которую сам прежде напросился. Педагог и учащиеся были в недоумении. Как бы вы объяснили поведение Арсена?
Выберите подходящий вариант ответа.
-
Учитель, видимо, слишком грубо потребовал от мальчика выполнения ролевых действий.
-
Возможно, Арсен хотел встать на колени пред другой девочкой.
-
Мальчик был «не в настроении», надо войти в его положение и перенести репетицию на другой день.
-
Стоять на коленях перед девочкой, по мнению Арсена, оскорбительно для мужчины.
Объяснение ответов.
Вариант 1. Ответ неверен. Мальчик выразил свой протест прежде, чем дети стали работать над ролью, к тому же в тексте не указывается на некорректное поведение педагога. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор.
Вариант 2. Если бы Арсен не хотел играть в паре с Юлей, он бы высказал свой протест раньше. Ищите точное объяснение.
Вариант 3. Нельзя, конечно, исключить возможности простого каприза. Однако мальчик пошел на крайнюю меру - решил отказаться от роли, которую сам выбрал. Найдите более подходящее объяснение.
Вариант 4. Лучшее объяснение. В культуре Северного Кавказа не приветствуется публичная демонстрация своих чувств перед женщиной. А коленопреклонение рассматривается как принижение статуса мужчины. Арсен воспринял ролевые действия слишком личностно и расценил их как унижение.
Ситуация 2. Подросток Тахсурман со своими родителями прибыл на постоянное место проживания в город Нижний Новгород из дагестанского села. Мальчик продолжил своё обучение в 8б классе. Его посадили за парту с русской девочкой Машей. В общении с Машей Тахсурман вел себя обходительно: делился ластиком, карандашом, угощал фруктами, никогда не дёргал за косы. Маше нравилось поведение Тахсурмана, его опрятный вид. В классе была традиция убирать кабинет парами учащихся, сидящих за одной партой. Когда подошла очередь убирать класс Маше и Тахсурману, мальчик вдруг отказался не только убирать кабинет, но и принести воду. Маша недоумевала, почему Тахсурман не желает ей помочь. Девочка, которой пришлось мыть полы в одиночестве, обратилась к классному руководителю за разъяснениями. Как педагог объяснил поведение Тахсурмана?
Выберите подходящий вариант ответа.
-
Тахсурман - ленивый мальчик, он не любит работать.
-
Он боялся продемонстрировать свою привязанность к Маше и поэтому не стал помогать ей.
-
Он спешил на футбольное поле, где его давно ждали друзья.
-
Он считает, что уборка и стирка - не мужское дело.
Объяснение ответов.
Вариант 1. Такой вывод может показаться обоснованным. Однако в данной истории не было ни единого намёка на наличие этого качества у Тахсурмана. Попробуйте дать другой ответ.
Вариант 2. Это предположение могло бы быть верным, однако нам неизвестно, питал ли Тахсурман какие-то особые чувства к Маше. Сделайте другой выбор.
Вариант 3. У нас нет указаний на договоренность о встрече с каким-либо приятелем. Вернитесь к предложенной ситуации.
Вариант 4. Действительно, такое поведение является типичным для представителей народов Северного Кавказа. По традиции, уборка помещений, принесение воды - это обязанность женщины. Тахсурман даже не мог себе представить, что он, как и все, будет убирать класс, мыть полы, и поэтому отказал Маше в помощи.
Ситуация 3. Во время подготовки школьного вечера, за организацию которого отвечал 10 класс, решено было переодеть всех юношей в женские костюмы. На репетиции Руслан (чеченец по национальности) категорически отказался участвовать в таком шоу. Одноклассники были возмущены. Ребята стали уговаривать Руслана, но юноша стоял на своём, соглашался сделать что-то другое, только не переодеваться. Разгорелся скандал. Мальчик недоумевал, почему все настаивали на том, чтобы он надел женское платье. Как бы вы объяснили поведение одноклассников Руслана?
Выберите подходящий вариант ответа.
-
Они хотели посмеяться над парнем.
-
Ребята очень переживали за успех общего дела, отказ одного из них мог привести к каким-то проблемам.
-
Одноклассники показалось, что Руслан пытается показать своё превосходство над остальными, и решили поставить его на место.
-
Друзья хотели победить застенчивость Руслана и поднять его популярность в школе.
Объяснение ответов.
Вариант 1. Это неверное объяснение. Для современной европейской культуры такое объяснении маловероятно, поскольку в ней нет доминирование мужского начала над женским, как в культуре народов Кавказа. Вернитесь к ситуации.
Вариант 2. Это верное объяснение. Действительно, если в школе идет соревнование между классами и учащиеся заинтересованы в успехе мероприятия, то чей-то отказ может быть воспринят как штрейкбрехерство.
Вариант 3. Такое объяснение может иметь место, однако в ситуации нет на это указаний. Более того, говорится, что Руслан предлагал выполнить любые другие поручения, что свидетельствует не о чувстве превосходства, а о стремлении помочь. Сделайте другой выбор.
Вариант 4. Неверное объяснение. Во-первых, представителей народов Северного Кавказа трудно охарактеризовать как застенчивых, напротив, они обычно отличаются стремлением к самопрезентации. Во-вторых, в ситуации нет указаний на то, что по личностным качествам Руслан чем-то выделялся среди сверстников.
Ситуация 4. В день рождения Андрея собрались друзья. Последними пришли школьная подруга Андрея Катя и Руслан, недавно приехавший в Нижний Новгород из Ингушетии. Руслана посадили вместе с Катей на свободные места в конце стола. Руслан хмурился весь вечер, несмотря на то, что хозяева, как ни в чем не бывало, общались с ним и старались его развлечь. В следующий раз Руслан не захотел идти в гости к Андрею? Почему Руслана посадили на столь «непрестижное» место? Как бы вы это объяснили?
Выберите подходящий вариант ответа.
-
Место в конце стола в России считается самым почетным.
-
В России в конце стола сажают опоздавших в наказание за непунктуальность.
-
Парня хотели обидеть, посадив за столом рядом с девушкой.
-
В современной молодежной компании нет смысла говорить о твоем месте за столом. Тут работают совершенно иные приоритеты. Впрочем, встречают гостей, как водится, «по одежке». Смотрят, например, на то, как человек умеет себя держать в компании, какой у него телефон и т.п.
Объяснение ответов.
Вариант 1. Данный ответ неверен: такого правила в русской культуре нет и не было. Попробуйте найти другой вариант ответа.
Вариант 2. Это не так. Русские сами часто опаздывают и поэтому весьма снисходительны к опозданиям других. Более того, Руслану оказывали внимание и всячески пытались развлечь. Найдите правильное объяснение.
Вариант 3. Данный ответ с точки зрения кавказца может показаться правильным. Место за столом на Кавказе традиционно соответствует статусу гостя. Посадив мужчину рядом с женщиной, хозяева как бы распространяют на него ее «низкий» статус. В нашем же рассказе нет указаний на то, что хозяева пользовались каким-либо принципом при посадке гостей. Поэтому этот вариант отпадает.
Вариант 4. В молодежной компании не существует правил этикета, характерных для традиционных застолий. Места за праздничным столом здесь не делятся на более и менее почетные, в том числе на места для мужчин и женщин. Главное не то, где гость сидит, а то, какое внимание ему оказывается хозяином и гостями. Поэтому Катя и Руслан, пришедшие в гости к Андрею последними, оказались рядом и в конце стола.
Заключение:
Использование техники повышения межкультурной сензитивности на своих мероприятиях, я добилась формированию добрых отношений между различными этническими группами и улучшился психологический климат в классе.
Результатом такого мероприятия считаю создание команды и изменение нетолерантных паттернов общения и взаимодействия на более толерантные, что выражается в готовности конструктивно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Список используемой литературы:
1. Тысячная С.В. Тренинг межэтнической толерантности - Пятигорск, ПГЛУ, 2007.
2. Практикум для внеклассной работы с учащимися 5-8 класов - Юнисеф, 2009.
3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г.Тренинг этнической толерантности для школьников - М.:Привет, 2004 .
4. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог в школе. Книга 2 - РУДН, 2004 г.