Материал классного часа по теме Язычество древних славян

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Язычество древних славян

Сценарий.

Ведущий: Мы, живущие в конце 20 века, верили на всем его протяжении в торжество разума, в свою власть над природой. Человек с помощью науки и техники создает новый, искусственный мир. Но вот мир обращается против своего создателя, против Природы. Отказавшись от одного бога, человек создал нового - технику, благодаря которой сам себя возвысил до положения бога. Вдруг к исходу века люди задумались над собственным образом жизни, над истоками нашего образа мышления.

Древние люди не противопоставляли себя Природе, а считали себя ее частью. В их сознании преобладали представления о мире, в котором звери были равны богам, боги- людям, а люди- зверям. Люди верили, что есть какие- то могущественные силы, от которых зависят и результаты всего, что человек делает, и сама его судьба. По- разному представляли люди себе эти силы. Они наделяли чудесными свойствами растения, животных, явления природы, воду, землю, населяли окружающий мир воображаемыми духами - добрыми и злыми. Познавая и преобразуя природу, они сами создавали богов. Это были истоки религиозного сознания. Боги олицетворяли стихии природы: солнце, огонь, воду, ветер. Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников, а возрождение природы и хозяйственная жизнь рода или общины представлялись взаимосвязанными.

Но со временем такие верования и культы сменились мировыми религиями - исламом, христианством, буддизмом. А все предшествующие религии в христианской литературе стали обозначать словом " язычество".

Языческие верования были вытеснены официальной религией в область культуры и сохранились в народных обычаях и праздниках, приметах и суевериях.

1й ведущий: " Прекрасный водяной демон".

В рассказе И.С. Тургенева " Бежин луг" есть эпизод о невеселом Гавриле.

" Пошел Гаврила как- то в лес по орехи, да и заблудился; ходил, ходил - не может найти дороги; а ночь уж на дворе. Присел он под дерево; дождусь, мол, утра, - присел и задремал. Вдруг слышит, кто- то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама, помирает со смеху, смеется... А месяц светит сильно, все видно. Вот она зовет его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке... Гаврила так и обмер, а она знай хохочет, да его все к себе этак рукой зовет. Уже Гаврила было и встал, послушался было русалки, да господь надоумил: положил - таки на себя крест. А трудно было на себя крест класть, рука как каменная, не ворочается. Вот как положил он крест, русалочка смеяться перестала, да как заплачет... Плачет она, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Гаврила ее спрашивает: " Чего ты, лесное зелье, плачешь ? " А русалка говорит: " Не креститься бы тебе, человече, жить бы тебе со мной на весели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней". Тут она пропала. А Гавриле тотчас и понятно стало, как ему из лесу выйти.

... А только с тех пор он все невеселый ходит."

Кто же такие русалки ?


Русалки в славянской мифологии- существа, как правило, вредоносные, в которые превращаются умершие девушки, некрещеные дети.

Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелеными волосами, иногда рыбьими хвостами. В одну из недель - русалью - выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в Четверг - русальчин велик день. В русалью неделю нельзя было купаться, выходя из деревни, брали полынь, которой русалки якобы боятся. Такой образ русалки сложился в 19 - начале 20 века. Но некоторые обряды, связанные с русалками, их одежда, внешний вид имеют более древние истоки.

Классический образ русалки известен не на всей территории расселения восточнославянских народов. Он характерен прежде всего для восточной и центральной Украины. Также распространен в Белоруссии, в русских областях к югу от Москвы.

В земледельческом календаре каждое лето был такой период, когда дожди особенно необходимы. В представлении язычников Зеленая Вода соединялась с водой небесной. А водяные божества способны были обеспечить дождь Почитание воды и источников должно было спасать от засухи. И земледелец старался расположить к себе божество реки - водяного. Лучший способ задобрить его - принести жертву. Именно в земледельческих областях, как того требовала традиция, в жертву водяному приносились земные девушки, становившиеся красавицами - русалками.

В более позднее время центральная часть обряда - ритуальное утопление - изменилась. Место живой девушки заняло изображение - чучело. Когда древний ритуал приобрел скрытые или отвлеченные формы, с русалками стали связывать души покойников, умерших неестественной смертью, души утонувших людей.

Чтобы задобрить водяного, красивую девушку выдавали за него замуж. Венок, распущенные волосы, белая рубаха - это убранство невесты. Девушка становилась сначала невестой, затем женой водяного.

Волшебная ночь.


"... Сидит Петро в шинке, горюет. " Полно горевать тебе, казак!" - загремело что-то басом под ним. Оглянулся: Басаврюк! У! Какая образина. Волосы - щетина, очи - как у вола ! " Знаю, чего недостает тебе : вот чего! "Тут брякнул он с бесовской усмешкой кожаным, висевшим у него возле пояса, кошельком. Вздрогнул Петро. "Ге-ге-ге! Да как горит! - заревел он, пересыпал на руку червонцы. " А ведь и дела только одного потребую за целую гору таких цацек ". - Давай его! На все готов", - закричал Петро. Хлопнули по рукам. " Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору : завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай! Я тебя буду ждать о полночи в Медвежьем овраге"...

Что же это за волшебная ночь ?


Николай Васильевич Гоголь в повести " Вечер накануне Ивана Купала" описал украинское народное предание о поисках клада в ночь на Ивана Купала. Летний календарный праздник отмечается 24 июня, точнее, в ночь на 24 июня. Это самая короткая ночь в году и самый длинный день, " день летнего солнцестояния". Праздник Ивана Купала связывают с культом солнца Ярилы - подателя жизни и плодородия. Купала более позднее название, которое появилось у славян, когда праздник был приурочен, как и у других народов, ко дню Иоана Крестителя. Ивановская ночь считалась чудодейственной. Деревья в эту ночь разговаривают и даже переходят с места на место. Днем или вечером под Ивана Купала собирали травы целебные и чародейные, для ворожбы. Эта же ночь считалась временем разгула демонических сил. Сибиряки верили, что в ночь на Ивана буйствовала нечистая сила : колдуньи пробирались в хлевы, доили коров, оборачивались собаками, свиньями, пугали людей. В русском месяцеслове 24 июня отмечено как " проказы нежети " (домовых, водяных, леших, русалок) .

Ночь сама по себе считалась временем повышенной активности нечистой силы, а ивановская особенно . По поверьям восточных славян, в ивановскую ночь расцветает чудесным огненным цветком папоротник. И счастливец, который сумеет достать цветок и устоять против всех призраков, которые будут ему представляться, откроет клад.

Шабаш ведьм и колдунов !

Вавилония - классическая страна колдовства. Чрезвычайно была развита в Вавилонии система мантики - различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты - гадатели, к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Они толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен но воде и др.

Лысая гора - гора над Киевом, где киевские ведьмы собирались на свои шабаши.

" Лысая гора" - широко распространенное наименование ритуальных возвышенностей, место культа, место сборищ, игрищ и приношения жертв. Возможно " лысыми" эти горы были названы потому, что их верхняя часть расчищалась под "требище " - место потребления жертв, ритуального пира. Иногда жертвенный обряд принимал жестокие формы: в жертву приносили живых людей, в основном детей.

Аркона - балтийско - славянский город, на острове Рулне ( Руген). Это культовый центр славянского божества Свентовита ( Святовита ), где находился храм с четырехглавым идолом. Святилище было разрушено датчанами в 1168 году. Символический цвет бога - красный : его храм был увенчан красной кровлей, в капище был красный занавес. При храме находился белый священный конь.

Славянские " боги ".


Ладо - бог веселья, благополучия и брака, от него зависело счастье семьи, рождение детей. Ему приносили жертвы вступающие в брак. Одновременно он был богом весны и любви.

Домашний леший - домовой дух.

Дух дома представлялся в виде человека, часто похожего на хозяина дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью. От него зависело благополучие дома, здоровье скота. Мог превращаться в змею, кошку, собаку, корову, лягушку и др.

Лешие .

Леший хозяин леса и зверей, одетый в звериную шкуру, иногда изображают его с рогами и копытами. Может пугать людей смехом, увести ребенка , сбить с пути .

Чур. Чуром называлось славянское божество, которое охраняло земельные границы. На меже в древности стояли деревянные столбики - изображения Чура. Эти изображения и места , где они стояли, считались священными.

Перун - бог грозы и грома, покровитель военной дружины и князя.






кроссворд


"Язычество древних славян."


По горизонтали : 1. Место обитания Кикиморы. 3. Злой дух. 8. Бог войны балтийских славян. 10 . Место жертвоприношений, где стояли идолы . 11. Воплощение весны и плодородия. 12. Женское божество, живущее в воде. 15. Дух дома. 16. Одно из названий солнечного божества. 19. Счастье, удача, даруемые божеством людям. 20. Восточнославянское название рая.

По вертикали : 2. Соломенное чучело, воплощение смерти. 4. Злой дух, одно из названий чертенят. 5. Название низших демонологических существ и духов. 6. Участник и исполнитель ритуальных игрищ. 7. Мертвец, нападающий на людей и животных. 9. Бог грозы. 13. Бог огня. 14. Погребальное сооружение древних руссов. 17. Мифологическое существо, связанное со смертью. 18. Дерево, которое нейтрализует нечистую силу.



3.

4.

5.



1.

2.







9.

6.

7.


8.



10.







11.



12.

13.

14.









15.

17.

18.


16.






19.


20.











Ответы:


По горизонтали: 1. Дом. 3. Сатана. 8. Руевит. 10. Капище. 11. Кострома. 12. Русалка. 15. Домовой. 16. Хорс. 19. Доля. 20. Вырий.

По вертикали: 2. Марена. 4. Анчутка. 5. Нечисть. 6.Скоморох. 7. Упырь. 9. Громовик. 13.Сварог. 14. Ладья. 17. Мавка. 18. Осина.

© 2010-2022