Программа профориентации 5 класса СКОШ

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области «Качканарская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Согласовано

Заместитель директора:

____________/__________/

«__»_______2015 г.


Утверждаю

Директор школы:

___________/_________/

Приказ от «__»_______2015г.

№___




ПРОГРАММА

профессиональной ориентации

учащихся 5-6 класса

Составители:

Мельникова Елена Юрьевна,

учитель высшей категории







г. Качканар

2015 г.

Пояснительная записка

Данная программа рассматривается как часть программы профориентации 1-9 классы. В предлагаемой программе профориентация рассматривается как система психолого-педагогических, социальных и медицинских мероприятий, помогающих выработать представления об основных рабочих профессиях и выбрать профессию с учётом индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а также с учетом потребностей современного общества.

В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы 5 класса в коррекционном учреждении для детей с нарушением интеллекта, входит:

- профессиональное просвещение учащихся;

- психологическое изучение и классификация профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

- профессиональные пробы;

- практическая проверка результатов всей профориентационной работы.

Основной целью предлагаемой программы является актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством воспитания трудолюбия и активизации специально - организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширение границ самопознания.

Задачи:

1. Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

2. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.

3. Всестороннее изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

4. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

5. Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.

6. Решать некоторые личностные проблемы учащихся, такие, как: факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

7. Формировать у детей ключевые компетентности в рамках образовательной программы.

В Программе 5-6 классов представлен раздел «Труд»

В рамках овладения элементарными операциями труда решаются задачи формирования представлений о его процессах, о правилах и умениях при работе с колющими и режущими предметами, умений читать и понимать инструкции, пересказывать последовательность технологических операций, способности технологически мыслить при выполнении различных работ.

В связи с этим приоритетными направлениями работы педагогов (классного руководителя класса) являются:

1) формирование знаний о правилах и нормах этики в трудовых взаимоотношениях, о правах и обязанностях при выполнении трудовых поручений;

2) развитие способности активно участвовать в полезных делах класса, школы, выполнять взятые на себя обязательства,

3) профессиональное просвещение учащихся;

4) организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;

5) развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся;

6) организация и проведение ознакомительных экскурсий в специальные профессиональные учебные заведения города и области, в городской Центр занятости населения.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

1) формирование знаний о формах и методах работы с информацией, умение находить и выбирать нужную информацию, связанную с трудовой деятельностью;

2) формирование социально-необходимых знаний и навыков, необходимых для правильного профессионального выбора воспитанников;

3) налаживание и поддержание сотрудничества с городским центром занятости населения, с отдельными образовательными учебными заведениями города и области;

4) оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Главные аспекты работы педагога-психолога:

1) формирование самоконтроля при выполнении разных работ;

2) закрепление навыков сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, участвовать в совместном принятии решения;

3) формирование адекватной оценки своего участия в трудовой деятельности, продукта труда;

4) знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;

5) развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией;

Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта:

5-6 класс - 2 часа в месяц (17 занятий в год);

Продолжительность одного занятия может варьироваться от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися).

Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог - ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии.

Контроль над исполнением Программы осуществляется классным руководителем.

Исполнители Программы - классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог - несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприяти.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

5 - 6 класс

Основные задачи:

  • формировать у обучающихся знание норм и этики трудовых взаимоотношений;

  • расширять и закреплять представления о важности и необходимости трудовой деятельности для человека;

  • оказывать содействие формированию адекватной самооценки своей деятельности и продукта труда, самоконтролю учащихся в процессе трудовой деятельности;

  • создавать условия для осознания школьниками своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с трудовой деятельностью.

Тема занятия

Кол-во

часов

Специалисты, отвечающие за проведение мероприятий

Методические рекомендации для специалистов

1


«Бытовые приборы и техника безопасности».

1. Инструктаж: Правила работы с электроприборами (обогреватель, утюг, пылесос, холодильник, телевизор, электрочайник).

2. Практикум: Работа с утюгом.

3. Практикум: Уборка помещения пылесосом.

4. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности при пользовании электроприборами.

4

Классный руководитель, учителя домоводства, труда, завхоз школы.

Ознакомить учащихся с правилами пользования основными бытовыми приборами, приемами техники безопасности, пожарной безопасности при работе с электроприборами.

Закреплять и проверять полученные знания и практические навыки целесообразно в ходе практических занятий, конкретной трудовой деятельности. Стараться не разделять правила работы и саму работу с приборами.

Для проверки усвоения знаний и умений можно использовать не только тренинги, но и тестирование, анкетирование.



2

«Умение работать самостоятельно, планировать и анализировать свою деятельность».

1. Правила работы по инструкции.

2. Практическое занятие: Дежурство по кабинету.

3. Поэтапное изготовление поделки.

4. Сюжетно-ролевая игра: «Сервируем стол к …».

4

Классный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог, учителя домоводства, биологии.

Обучать детей читать и понимать инструкцию к работе. Составлять план поэтапности в работе, следовать ему и инструкции, анализировать полученный результат и свою деятельность.

Побуждать детей самостоятельно планировать и организовывать свою работу, работу группы, которой ты руководишь. Уметь принимать решения в проблемной ситуации. Находить способы взаимодействия со всеми участниками трудового процесса.

Проецировать жизненные ситуации для проверки полученных трудовых и бытовых навыков. Полученный продукт труда должен стимулировать учащихся к самостоятельности и творчеству в работе.

3

«Мои трудовые навыки».

1. Инструктаж: Правила работы с хозяйственным инвентарем

2. Конкурс «Лучший дежурный по классу».

3. Операция «Помоги книге».

4. Практикум: Уборка территории школьного двора».

4


Классный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель домоводства, библиотекарь, завхоз.

В ходе данных занятий проверяются и закрепляются конкретные трудовые навыки и умения по выполнению хорошо изученных и часто повторяемых операций. Механическая, подчас автоматическая работа провоцирует «ситуацию успеха», стимулирует положительное отношение к выполняемой работе.

Операция «Помоги книге», генеральная уборка класса, зала, территории пришкольного участка, участие в творческих конкурсах и т.п. развивает воображение и стремление к познанию окружающего мира.

4

«Город мастеров».

1. Беседа «Какие профессии я знаю».

2. Круглый стол: «Требования профессии к человеку».

3. Экскурс в профессию: повар, медсестра, секретарь, уборщица (профессии рядом с нами).

4. Участие в полезных делах: помощь ветеранам и подшефным, работа на пришкольном участке, высадка растений и т.п.

5.Праздник-презентация профессий «Город мастеров».

5

Классный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог, учителя труда и домоводства.

Основной раздел перед изучением конкретных профессий и чисто профессиональной подготовкой учащихся. Здесь закладываются основы предпрофессиональной подготовки, начало самоопределения человека в профессии.

Основной упор в среднем звене по-прежнему делается на практическую направленность работы. Такие формы, как: беседа, круглый стол, презентация, участие в конкретных полезных делах и конкурсах - позволяют выявить заинтересованность каждого ребенка определенной профессией, увидеть способности и возможности каждого в профессиональной сфере.

И дети, в свою очередь, могут совершить «профессиональные пробы» в различных сферах, выбрать приоритеты.

Праздник-презентация профессий «Город мастеров» не только приурочен к 1 мая - празднику мира и труда-, но и подводит своеобразный итог профессиональной подготовке учащихся за год.


РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

5 - 6 КЛАСС /17 часов в год/

Условия деятельности

Содержание деятельности

Часы

1. Организационные:

Работу проводят классный руководитель, учителя домоводства и труда, завхоз.

2. Информационные:

Знакомство с устройством и спецификой работы некоторых бытовых приборов, правилами ТБ и ППБ при их эксплуатации.

Инструкции по эксплуатации отдельных приборов.

3. Мотивационные:

Стремление учащихся узнать новое о бытовых приборах, научиться их грамотно эксплуатировать.

4.Научно - методические:

Правила работы с электроприборами, бытовой техникой.

Инструктажи по ТБ и ППБ при работе с бытовыми электроприборами.

Уроки-практикумы, тренинги.

5. Материально - технические:

Бытовые приборы, инструкции по их эксплуатации.

Бытовые приборы и техника безопасности.

Знакомство учащихся с правилами пользования основными бытовыми приборами, приемами техники безопасности, пожарной безопасности при работе с электроприборами.

Закреплять и проверять полученные знания и практические навыки целесообразно в ходе практических занятий, конкретной трудовой деятельности. Стараться не разделять правила работы и саму работу с приборами.

Для проверки усвоения знаний и умений можно использовать не только тренинги, но и тестирование, анкетирование.

4

1. Организационные:

Классный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог, учителя труда и домоводства предлагают школьникам задания и поручения для самостоятельной трудовой деятельности.

2. Информационные:

Знакомство с нормами и этикой трудовых отношений, система инструкций по работам.

3. Мотивационные:

Стремление учащихся проявить себя в порученном деле, показать свои умения и навыки.

4.Научно - методические:

Составление учащимися плана-графика работ.

Заполнения табеля выполненных поручений.

Ассоциативная игра «Я дежурный», «Я накрываю стол» и т.п.

Рассказ повара (медсестры, уборщицы) о своей работе.

5. Материально - технические:

Грамоты за работу учащимся, благодарственные письма партнерам.

Умение работать самостоятельно, планировать и анализировать свою деятельность.

Внимание в работе по теме должно быть сосредоточено на самостоятельной деятельности учащихся под руководством старших. Необходимо создавать ситуации, когда ребенок вынужден сам планировать этапы деятельности, искать способы выполнения поручения, привлекать к работе партнеров и помощников.

Важным стимулом может стать прогноз будущего результата или продукта деятельности.

Проблемные ситуации следует создавать по типу моделей из реальной жизни: так учащиеся смогут на практике проверить свои знания и полученные навыки, скорректировать трудовое поведение в конкретной ситуации.

4

1. Организационные:

Работу организует классный руководитель совместно с педагогом-организатором, учителями домоводства и биологии, социальным педагогом, библиотекарем и завхозом.

2. Информационные:

Чтение и выполнение работы по инструкции. Знакомство со справочными материалами.

3. Мотивационные:

Проверка трудовой компетентности учащегося в конкретной жизненной ситуации.

4.Научно - методические:

Операция по ремонту учебников «Помоги книге».

Конкурс «Лучший дежурный по классу».

Составление плана оформления зала, классной комнаты и т.п.

5. Материально - технические:

Хозяйственный инвентарь и моющие средства, канцелярские принадлежности, клей, скотч, бумага для ремонта книг.

Мои трудовые навыки.

В ходе данных занятий проверяются и закрепляются конкретные трудовые навыки и умения по выполнению хорошо изученных и часто повторяемых операций.

Механическая, подчас автоматическая работа провоцирует «ситуацию успеха», стимулирует положительное отношение к выполняемой работе.

Операция «Помоги книге», генеральная уборка класса, зала, территории пришкольного участка, участие в творческих конкурсах и т.п. развивает воображение и стремление к познанию окружающего мира.

Немаловажен и конечный результат работы: прибранная территория, оформленный к празднику зал, подклеенная книга - повышают уверенность учащегося в себе, собственных силах, поднимают самооценку, которая у наших детей чаще заниженная.

4

1. Организационные:

Учителя труда и домоводства совместно с педагогом организатором при активной поддержке классного руководителя и педагога-психолога.

2. Информационные:

Понимание значимости профессии в жизни человека.

Просмотр видеофильмов о профессиях, людях труда и их изделиях.

Посещение рабочих мест работников школы.

3. Мотивационные:

Стремление учащихся узнать больше о профессиях, их специфике и социальной значимости.

4.Научно - методические:

Беседа-тестирование: «Какие профессии я знаю».

Ролевая игра - соревнование: «Я бы в … пошел».

Общешкольный праздник «Город мастеров».

5. Материально - технические:

Наглядный и раздаточный материал по профессиям.

Игровые наборы «Юный парикмахер», «Я доктор».

Хозяйственно-бытовой инвентарь и моющие средства.

Грамоты за работу учащимся, благодарственные письма.

Город мастеров.

Итоговый раздел перед изучением конкретных профессий и чисто профессиональной подготовкой учащихся. Здесь закладываются основы предпрофессиональной подготовки, начало самоопределения человека в профессии.

Основной упор в среднем звене по-прежнему делается на практическую направленность работы. Такие формы, как: беседа, круглый стол, презентация, участие в конкретных полезных делах и конкурсах - позволяют выявить заинтересованность каждого ребенка определенной профессией, увидеть способности и возможности каждого в профессиональной сфере.

И дети, в свою очередь, могут совершить «профессиональные пробы» в различных сферах, выбрать приоритеты.

Праздник-презентация профессий «Город мастеров» не только приурочен к 1 мая - празднику мира и труда, - но и подводит своеобразный итог профессиональной подготовке учащихся за предшествующие годы.

1. Беседа «Какие профессии я знаю».

2. Круглый стол: «Требования профессии к человеку».

3. Экскурс в профессию: повар, медсестра, секретарь, уборщица (профессии рядом с нами).

4. Участие в полезных делах: помощь ветеранам и подшефным, работа на пришкольном участке, высадка растений и т.п.

5.Праздник-презентация профессий «Город мастеров».

5







Всего:

17

Результативность работы по программе

Реализация Программы позволяет:

- повысить статус трудового воспитания

- через работу по трудовому и профессиональному воспитанию учащихся корректировать представления об окружающем мире и форму поведения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- всесторонне изучать индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» будущей профессии;

- начать формировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;

- начать корректировать некоторые личностные особенности учащихся и оказать им помощь в правильном выборе будущей профессии.


Выводы

Благодаря своевременным и комплексным мероприятиям возможно оказание помощи школьникам с интеллектуальным недоразвитием в выборе профессии и создание системы профориентационной работы в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта.

В процессе проведения мероприятий по профориентации, сочетающихся с отработанной системой трудового обучения в коррекционном учреждении, мы сможем добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации.

Данная программа способствует созданию доверительных отношений между учащимися и педагогами, сплочению ученического коллектива, развитию адаптационных механизмов, влияющих на успешность вхождения в новый трудовой коллектив и достижению поставленной цели - актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специальной организационной деятельности, получение информации о мире профессий и расширении границ самопознания.


Литература

1. Битянова М.Р. Технология решения. Мы строим парк. Психологическая игра-проект для учащихся 3-5-х классов. // Школьный психолог №10 2001 год.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. Воронковой В.В. - М., 1994.

3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М., Владос, 2003.

4. Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Программа диагностики готовности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональному самоопределению. - М., 2005.

5. Кабина Е., Радзик Т. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. // Школьный психолог № 48 2003 год.

6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.

7. Программно-методическое обеспечение для X-XII классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Программы и методические рекомендации для учителя. - М., 2004.

8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М., 1991.

9. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. - Пермь, 1989.

10. Пряжников Н.С. Игра «Профконсультация» // Школьный психолог №№ 6,7 2004 год.

11. Пряжников Н.С. Угадай профессию // Школьный психолог №18 2000 год.

12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Профконсультация: планирование жизненного пути.// Школьный психолог №2 2002 год.





© 2010-2022