- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конкурс -эрудитов «Мир вокруг меня и я в нем»
Конкурс -эрудитов «Мир вокруг меня и я в нем»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данько Л.И. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сценарий
конкурса эрудитов
«Мир вокруг меня и я в нем»
Ход мероприятия:
Звучат фанфары.
1 Ведущий: Добрый вечер!
Как много в мире неизвестного
Ребята! это не беда!
Как много в мире интересного
Все новое узнать нам хочется всегда
2 Ведущий: Много каверзных вопросов Задают нам малыши
Пристают к взрослым с просьбой «Расскажи» да « Покажи»
-
Ведущий: Почему гроза бывает?
-
Ведущий: Почему грибы растут?
-
Ведущий: С деревьев листья опадают?
-
Ведущий: Облака куда плывут?
1 Ведущий: Дать хочу один совет:
Откройте книгу просто И вы найдете там ответ На тысячу вопросов!
2 Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы проверить себя, что мы знаем. А
может, узнаем чего-то новенького.
1 Ведущий: А может у кого то, после сегодняшней встречи, появится интерес и
желание узнать побольше о мире, который нас окружает.
2 Ведущий: Итак, начнем!
Я попрошу команд «Умников и умниц» занять свои места.
(Из каждого отряда выходят участники в количестве 5 человек)
1 Ведущий: 1-й этап нашей интеллектуальной игры мы назвали «Зарядка для ума».
А это значит, он будет забавным и сказочным. Вспомним сказки и рассказки.
Откройте 1-й конверт. Прочитайте и скажите, из какой сказки эти высказывания.
1отряд: « ...И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок, цвету алого - красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать...».
( С. Аксаков «Аленький цветок»)
2 отряд: «...В долгом времени, аль в вскоре
Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу ворошить...»
(П.П. Ершов «Конек-горбунок»).
3 отряд: «...Тут я подъехал: лопочут ушами, сами ни с места; я взял одного.
Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои. -Ничего!..».
(Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).
4 отряд: «...Не цветы ей нужны, а золото. Обещала наша королева целую
корзину золота тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Вот и послали меня в лес...».
С.Маршак «Двенадцать месяцев»).
5 отряд: «...Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах...»
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
6 отряд: «...Вот идет он к синему морю.
Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют...»
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
7 отряд: «...Лети, лети лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг Возвращайся, сделав круг...».
(В. Катаев «Цветик-семицветик»).
// этап « Экологический».
Ведущая: Вам предстоит ответить на следующие вопросы:
1 отряд: - Какая бабочка в Крыму считается самой большой и нуждается в особой защите?
( «Мертвая голова», занесена в « Красную книгу»).
2 отряд: - Кого мы называем «легкими» Черного моря?
( Мидии).
3 отряд: - Какие дельфины обитают в Черном море?
(Афалина, белобочка, азовка).
4 отряд: - Назовите реликтовые растения Крыма.
(Можевельник, фисташка, бук, сосна, земляничник).
5 отряд: - Где ухо у кузнечика?
(На ноге).
6 отряд: - Почему животный и растительный мир в море распространяется
до глубины 200 метров?
(Потому что ниже находится сероводород).
7 отряд: - Какая медуза служит детским садом для мальков? И какой рыбы?
(Корнерот для ставриды)
/// этап «История крылатых слов и выражений»
1 отряд: « Уйти несолоно хлебавши».
Какой первоначальный смысл фразы?
(В древности соль стоила дорого, потому, что ее возили издалека. На званном обеде боярин обходя своих гостей с солонкой, мог и позабыть кому-то предложить соль. Естественно «обнесенный» гость чувствовал себя не совсем уютно.)
2 отряд: «Разводить антимонии».
Что означает это выражение? И откуда оно пошло?
(Антимония - латинский аналог сурьмы. На ее основе в средневековье изготавливали лекарственные препараты. Вещество трудно разводить в воде, и во время этого длительного процесса аптекари, чтобы как то скрасить время, рассказывали друг другу разные истории и анекдоты. Означает пустую трату времени.)
3 отряд: «Толочь воду в ступе».
Каков смысл и происхождение этого выражения?
(Толочь воду в ступе иногда заставляли в древних монастырях Византии. Это было наказанием (епитимией) за допущенные прегрешения. Работа с точки зрения производительности труда совершенно бессмысленная, вырабатывала послушание, рассудительность и смирение - главные достоинства инока).
4 отряд: « Не выносить сор из избы».
(Деревенская пословица - сор выносить не велит, конечно, не учит этим приказанием нечистоплотности и неряшливости, не советует жить грязно. В переносном смысле означает: не носи домашних счетов в люди, не сплетничай, не баламуть, семейные дрязги разберутся дома. В прямом смысле у крестьян никогда сор не выносился из избы и не выметался на улицу. Сор сметался в кучу под лавку, в печной или стряпной угол, а когда затапливали печь, то его сжигали.)
5 отряд: «На воре шапка горит».
(Украл что то вор тихо и незаметно и, конечно, скрыл все концы в воду. Искали и обыскали - ничего не нашли. Обратились к знахарю. На площади где собрались люди, знахарь крикнул в толпу:
« - Погляди-ка, православные! На воре - то шапка горит!» Не успели прослушать и опомниться от зловещего окрика, как вор уже и схватился за голову.)
6 отряд: «Деньги не пахнут».
Какой смысл выражения?
(Сказавший эти слова человек считал, что не имеет значения то, каким путем добыты эти деньги - лишь бы их было побольше.
В книге «Крылатые слова» Н.С. и М.Г. Ашукины пишут: «Выражение возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 г.г. н.э.), сказанных им, как передает историк Светаний, по следующему поводу. Когда сын императора Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес деньги, поступившие от налога, к носу своего отпрыска и спросил: «Пахнут ли они?» Тит помотал головой, а Веспасиан тут же заметил: «И все - таки они с уборной».
Впрочем, с точки зрения христианства, набиравшего силу в те годы деньги не только пахнут, но и кусаются...).
7 отряд: «С тобой каши не сваришь».
Объясните смысл и происхождение этого выражения.
(Каша, не только название традиционного народного русского блюда, но и давнее народное именование празднеств, в частности, так, когда-то назывался свадебный пир. Если сватовство не кончалось сговором, то отпадала необходимость «варить кашу». То есть не сделаешь общего дела.)
IV этап «Эрудит - круиз»
1 отряд: - Какое растение очищает кровь?
(Анютины глазки)
- Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки?
( Из ели)
- Какая птица «вьет» гнездо на рыбных косточках?
(Зимородок)
2 отряд: - Дерево растет на Кавказе. Древесина твердая, от нее отскакивает даже топор. Нож его не берет. В воде сразу идет ко дну. Из него изготавливают детали для машин. Его научное название самшит, а какое народное?
(Железное дерево)
- Это небольшое лесное растение с белыми цветами и красными
ягодами улучшает кровь, содержит витамины.
(Земляника)
- Какое растение употребляют при воспалительных процессах, при
заболеваниях горла, при ожогах, про которое говорят, что оно от 9!
болезней?
(Зверобой)
3 отряд: - Древесина, какого дерева не гниет в воде, а побывав в ней, становится крепче? (г. Санкт- Петербург построен на сваях из этого дерева).
(Лиственница)
- Какая птица может измерять температуру клювом?
(Австралийская курица)
- Какой рыбе лучше на зубы не попадаться?
(Акуле)
4 отряд: - Своей яркой окраской жучок предупреждает: «не тронь меня, я не съедобный», - и птицы его не трогают. Что это за жучок?
( Божья коровка)
- Назовите птицу-санитара леса.
(Дятел)
- В каком произведении С.Михалков описал человека большого
роста?
( « Дядя Степа»)
5 отряд: - Чем человек размышляет?
(Умом)
- У кого на рогах глаза, а на спине дом?
(У улитки)
- Как звали мальчика из деревни Простоквашино?
(Дядя Федор)
6 отряд: - Кто путешествовал в Страну чудес?
(Алиса)
- Какая перелетная птица не строит своего гнезда?
(Кукушка)
- Назовите сани, что везут сами?
(Автомобиль)
7 отряд: - Какая птица спасла Рим?
( Гусь)
- Какое лекарство (при правильной дозировке) успокаивает и людей
и животных?
(Валерьяна)
- Промежуток времени в 60 мин.
(Час)
V этап «Этика, эстетика»
1 отряд: - продемонстрировать поведение и одежду, предполагаемую в
школе.
-
отряд: - продемонстрировать поведение и одежду на спортплощадке.
-
отряд: - продемонстрировать поведение и одежду на дискотеке.
-
отряд: - продемонстрировать поведение и одежду на дне рождения.
-
отряд: - продемонстрировать поведение и одежду в столовой.
-
отряд: - продемонстрировать поведение и одежду в театре,
7 отряд: - продемонстрировать поведение и одежду в кинотеатре, и т.д.