Обмен опытом по теме Школьные стрессы

Мы  каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на  наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, повышают вероятность апатии и депрессии. Мы осознаем губительное действие стрессов, но не всегда можем объяснить, что это такое, а между тем  проблема школьных стрессов на сегодняшний день является одной из самых актуальных.                 Понятие «школьный стресс»  появилось давно, пожалуй, с появления первых школ, и  с ним дети сталкиваются с первых дней пребывания в учебном завед...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обмен опытом по теме Школьные стрессы

«Факторы, вызывающие стресс

в школе».

Учитель русского языка и литературы Антонова И.В.

Мы каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, повышают вероятность апатии и депрессии. Мы осознаем губительное действие стрессов, но не всегда можем объяснить, что это такое, а между тем проблема школьных стрессов на сегодняшний день является одной из самых актуальных.

Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй, с появления первых школ, и с ним дети сталкиваются с первых дней пребывания в учебном заведении. Вместе с учащимися 9 Б класса я подготовила проект «Школьные стрессы». Мы исследовали факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся. Им были предложены анкеты, различного рода вопросы по теме и тесты.

Нами были опрошены учащиеся 9 классов, так как большинство из них заканчивают школу и прошли все ее ступени.

Так, на вопрос «Подвержены ли вы стрессу?» 51,7% опрошенных набрали от 24 - 36 очков. Это означает, что они в высшей степени подвержены стрессу, у них даже могут появиться симптомы болезней, вызываемых перенапряжением, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. Самое главное для них сейчас - научиться успокаиваться и расслабляться. Это необходимо им, и в не меньшей степени - их близким.

24,1% анкетируемых набрали 18-24 балла. Это люди спокойные, мало уязвимые для стресса. Если учащиеся набрали немногим более 18 очков, то, вероятно, им можно посоветовать быть терпимее к окружающим.

24,1% анкетируемых набрали 12 - 18 очков. Они - воплощение спокойствия и невозмутимости. Однако их пассивность тоже может стать причиной стресса. Они, наверное, очень раздражают ею близких. Побольше инициативы и уверенности в себе! Им стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

Таким образом, из приведенных данных следует, что 75,8% обучающихся подвержены стрессам.

В школе дети испытывают положительные стрессы, которые вызывает удовлетворение: от хорошей работы на уроке - 12 чел., оценки «хорошо» и «отлично» -Обмен опытом по теме Школьные стрессы12 чел., похвала учителя - 14 чел, а также победа в олимпиаде - 9 чел., встреча с любимым учителем - 10 чел, вызов к доске- 7 чел., домашнее задание- 4 чел. Эти радостные события приносят хорошее настроение, уверенность в своих силах, повышают устойчивость организма к заболеваниям.

Наиболее сильными отрицательными стрессорами для большинства уч-ся являются экзамены, зачеты (13 чел), отрицательные оценки (7чел), порицание (6 чел), непонимание учебного материала(3 чел). Для многих уч-ся стрессоры - вызов к директору, завучу, конфликт с одноклассниками.

НОбмен опытом по теме Школьные стрессыа вопрос «Почему школьники готовятся не ко всем урокам?» девятиклассники ответили следующим образом: не хватает времени (курсы, кружки), не понимаю учебный материал; не знаю, как справиться с заданием, боюсь предмет, думаю, что не спросят, не хочу. Итак, 62% учащихся готовятся не ко всем урокам по уважительным причинам, и для них эта неподготовленность является дисгармоничным состоянием, т.е. стрессом, так как влечет за собой неудовлетворительные оценки, порицание учителей, и как следствие - проблемы дома с родителями, т.е. ожидание стресса и сам стресс.

На вопрос «Что ты испытываешь перед экзаменом и во время него?» самыми популярными были следующие ответы:

-волнение;

-страх, что не сдам;

-неуверенность в себе;

-спокойствие.

Симптомами стрессов детей являются утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боли в животе, что тоже является показателем стресса на телесном уровне. Если ребенку не удастся преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с таким проявлением как истерика, повышенное упрямство, мышечное подергивание.

Итак, учащиеся на протяжении обучения в школе испытывают стрессы, чаще отрицательные, что приводит к утомлению, головной боли, страху, что негативно влияет на качество развития и здоровье уч-ся;

* многие учащиеся испытывают апатию, депрессию, упадок сил (его называют синдромом физического и психоэмоционального выгорания);

* часть учащихся пишет о том, что им совершенно неинтересно на уроке, так как нет реального дела, нет мотивации, нет творческого начала;

*школьник, переживая огромное количество стрессов, приобретает букет различных заболеваний, которые ослабляют его организм.

3. Как вести себя со стрессами?

Мы не сможем жить без стрессов, поскольку нас всегда окружают серьезные проблемы, раздражители, в ответ на которые человек запускает специальную реакцию, помогающую приспособиться к меняющимся условиям среды. Но важно научиться восстанавливать энергию сразу после стресса. Для этого необходимо знать:

1. признаки и симптомы, которые указывают на серьезные последствия пережитых стрессов;

2. нужно уметь определить род стрессора, с которым вы встретились, чтобы правильно определить свои действия;

3. необходимо знать способы снятия стрессов, чтобы помочь и себе в трудной ситуации, и тому, кто оказался рядом.

Причины стрессов чаще всего нам неподвластны: мы не можем уменьшить нагрузку в школе, отказаться от экзаменов, к развитию стрессов приводят и неудачи в учебном заведении, и ссоры со сверстниками, и недостаток любви. Но стресс - это наши личные ощущения, эмоции, т.е. стресс порождается нами же, нашей реакцией на происходящее, а значит, необходимо изменить отношение к событиям, людям, чтобы уменьшить воздействие стрессоров (особенно отрицательных) на свой организм и сберечь свое здоровье.

Что можно сделать в нашей школе, чтобы стрессовых ситуаций было как можно меньше?

Ввести специальные занятия-тренинги для учителей, которые дадут возможность овладеть методами и приемами снятия стрессов, самоуправления психическими процессами, что поможет перестраиваться в соответствии с изменением внешних условий и требований.

Учителя в свою очередь помогут овладеть такими приемами учащимся. Проводимые 3-х минутки-тренинги в конце урока (или начале) помогут школьникам преодолевать стрессы, снимать напряжение, а также будут способствовать установлению взаимопонимания между учителем и учеником.

Неплохо, если в классах будут «живые уголки». Это тоже создаёт благоприятную атмосферу для общения.

Не помешает, если на переменах будет звучать хорошая музыка, снимающая напряжение после урока, а вместо звонка на урок будет зазывать приятная мелодия.

Полученная информация, а также знания способов снижения воздействия отрицательных стрессов помогут сберечь своё здоровье.


© 2010-2022