- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по воспитательной работе
Программа по воспитательной работе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кравченко Н.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8.
Программа по воспитательной работе
«Мозаика».
Учитель начальных классов 1 категории
Кравченко Наталья Владимировна
2015 г.
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Модернизация российской системы образования, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни обусловили необходимость формирования и развития активной, творческой, духовно - нравственной личности, способной реагировать на смену обстоятельств.
Для достижения максимального результата необходимо взаимодействие обучения и воспитания. В начальной школе, где классный руководитель - учитель предметник, преподающий большую часть предметов, проводящий с детьми большую часть учебного времени, это взаимодействие осуществить проще. Для достижения наиболее эффективного результата была разработана данная программа.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность воспитательной программы заключается в:
-
использовании метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;
-
возможности адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
-
наличии заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
-
согласии многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
-
формировать основы морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
-
формировать основы нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-
формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно - оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
-
Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
-
активная жизненная позиция школьника;
-
приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-
патриотическое и гражданское самосознание;
-
уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-
соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и песням;
-
эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-
представление о семье как о высшей ценности гражданского общества,
-
воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.
Программа имеет практическую ценность, устраняя пассивность ребёнка, формируя творца.
Программа состоит из 4-х блоков:
-
блок: «Мы - школьники».
-
блок: «Познай себя».
-
блок: «Я среди людей».
-
блок: «Я и мир вокруг».
Сроки реализации программы: 2015- -2019 ГОДЫ.
Исполнители основных мероприятий программы: ученический коллектив 1 Г класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», родительский комитет класса, учителя, работающие в классе.
Источники финансирования:
Благотворительные средства родителей.
Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:
-
принцип открытости: учащиеся участвуют в планировании жизни класса совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
-
принцип деятельности: учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;
-
принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
-
принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
-
принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
-
принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.
Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:
1. Духовно-нравственное:
-
эстетическое;
-
этическое;
-
экологическое;
-
толерантность;
-
гражданское и патриотическое.
-
Спортивно-оздоровительное воспитание:
-
-
физическое воспитание;
-
навыки здорового образа жизни;
-
профилактика вредных привычек.
-
Художественно-эстетическое.
-
Интеллектуальное воспитание.
-
Семья:
-
собрание родителей;
-
родительский комитет;
-
индивидуальная работа с родителями;
-
совместные досуговые мероприятия.
Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:
-
Работа с коллективом воспитанников.
Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.
-
Работа с родителями.
Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.
Д. Работа с социально-психологической службой школы.
Формы работы с коллективом воспитанников:
-
классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;
-
проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
-
просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
-
экскурсии по городу и Пермскому краю;
-
тестирование, анкетирование;
-
работа с музеями
-
спортивно-оздоровительные мероприятия
-
участие в акциях благотворительной направленности;
-
тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
-
проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
-
беседы;
-
контроль успеваемости и посещаемости уроков;
-
вовлечение в коллективные дела класса и школы.
Формы работы с родителями:
-
организационные и тематические родительские собрания;
-
лекторий для родителей;
-
День открытых дверей;
-
проведение совместных мероприятий (выставки, экскурсии, конкурсы);
-
анкетирование и тестирование родителей;
-
индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, врачей-специалистов, психолога);
-
совместные с родителями праздники, собрания.
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
-
беседы;
-
консультации для классного руководителя и родителей;
-
посещение занятий;
-
проведение совместных классных часов.
Формы работы с психологом школы:
-
диагностика и анкетирование;
-
индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по BP и социальным педагогом школы:
-
курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, учащихся, находящихся под опекой;
-
оказание социальной и материальной помощи;
-
контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска».
Совет профилактики;
-
рейд в семьи учащихся, находящихся на учете в «Группе риска»,
-
индивидуальные консультации.
В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте.
Список литературы:
-
Воспитательные программы «Воспитание социально-компетентностной личности» (авт. С. В. Кирдянкина), «Одарённые дети» (авт. С. В. Кирдян- кина), «Колокол желаний», «Счастливое детство» (авт. Филатова И. В.).
-
Программа факультативного курса «Школа и нравственное воспитание личности» (авт. JI. И. Лаврентьева, Н. И. Куликова, Э Г. Ерина).
-
Программа курса «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, т. А. Филлипова, А. Г. Макеева, Москва: «Нестле» «Олма-пресс», 2004.
-
Я - гражданин России! О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва, Москва: «Вако», 2006.
-
Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Под ред.Н. Б. Шумаковой, М: «Просвещение», 2006.
-
Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
-
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
-
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
-
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
-
Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
-
Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
-
Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
Планирование воспитательной работы.
1 блок: «Мы - школьники».
Цель:
Развитие умения общаться и сотрудничать.
Задачи:
-
Изучить индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности.
-
Начать работу над формированием коллектива.
-
Учить учиться.
-
Развивать творческие способности через участие в мероприятиях различного уровня.
Ожидаемый результат: создание сплочённого коллектива с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом учения.
Направление
Вид деятельности
Сроки
Ответственные
Духовно- нравственное
Диагностики:
1.Уровень воспитанности.
2.Уровень комфортности.
3.Уровень удовлетворённости.
4.Уровень адаптации.
Классные часы по культуре поведения:
1. Я - школьник. Что это значит?
2. Я среди людей.
3. Кто я и как я выгляжу?
4. Они такие же, как мы. (Кого мы называем инвалидами?)
5.Человек и его имя.
6. Я - личность. Мои роли.
КВН к Дню Защитника Отечества.
Конкурсы рисунков:
1. «Наши бабушки и деды».
2.Экологического плаката.
3. «День Победы».
Посещение музеев.
октябрь
декабрь
февраль
февраль
1 раз в месяц
февраль
в течение года
в течение года
кл. руководитель, родители, актив класса
Художественно - эстетическое
Посещение театра, цирка, выставок.
Конкурсы рисунков:
1. «В каждом рисунке солнце».
2.Рисунки на асфальте.
Викторина «В гостях у сказки».
Новогодний праздник.
в течение года
в течение года
декабрь
декабрь
кл. руководитель, родители, актив класса
Интеллектуальное
Праздники:
1.День Знаний.
2.Умники и умницы.
3.Прощание с 1 классом.
Экскурсии и запись в библиотеку.
Игра «Крестики - нолики».
сентябрь
май
в течение года
кл. руководитель, родители, актив класса
Спортивно- оздоровительное
Сбор и проверка медицинской документации.
День Здоровья.
Беседы, игры, практические занятия по правилам дорожного движения и пожарной безопасности.
Классные часы по здоровому питанию:
1.Если хочешь быть здоров.
2.Роль правильного питания для здоровья организма.
3.Самые полезные продукты.
4.Как правильно есть.
Игра «Весёлые старты»
в течение года
раз в четверть
по 2 раза в месяц
февраль
кл. руководитель
кл. руководитель, родители, актив класса
кл. руководитель
учителя физкультуры
Семья
Праздник.
День Именинника.
Изготовление подарков к праздникам.
Родительские собрания на темы:
1.Организационное собрание (сбор данных о детях и их семьях).
2. «Наши дети: их особенности. Взаимоотношения в коллективе».
3. «Темперамент или плохое поведение» (диагностика темперамента).
4. Итоговое родительское собрание.
в течение года
1 раз в четверть
кл. руководитель, родители, актив класса
кл. руководитель
2 блок: «Познай себя».
Цель:
Формирование адекватной самооценки, желания само реализоваться, ответственности за свои поступки.
Задачи:
1. Изучать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности.
2. Пробудить интерес ребёнка к самому себе.
3. Развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Ожидаемый результат: воспитание личности с адекватной самооценкой, стремящейся к самосовершенствованию, ответственной за свои поступки.
Направление
Вид деятельности
Сроки
Ответственные
Духовно- нравственное
Диагностики:
1.Уровень воспитанности.
2.Уровень комфортности.
3.Уровень удовлетворённости.
4.Индивидуальные особенности личности.
Классные часы по культуре поведения:
1.Я и мои роли.
2.Отношение к старшим.
3.Отношение к учителю.
4.Плохо одному.
5.Товарищи и друзья.
6.Вежливость и этикет.
Праздник «23 + 8».
Конкурсы рисунков:
1. «От внуков с любовью».
2. Экологического плаката.
3. Поздравительные открытки к Дню Победы.
Посещение музеев.
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
1 раз в месяц
февраль
в течение года
в течение года
кл. руководитель, родители, актив класса
Художественно - эстетическое
Посещение театра, цирка, выставок.
Конкурс поделок из природного материала.
Конкурсы рисунков:
1. «Зимняя сказка».
2. «Наша школа».
Викторина «В стране Литературии».
Конкурсы стихов, сказок.
Новогодний праздник.
в течение года
сентябрь - октябрь
декабрь
ноябрь
март
в течение года
кл. руководитель, родители, актив класса
Интеллектуальное
Праздники:
1.День Знаний.
2.Умники и умницы.
Экскурсии в библиотеки.
Интеллектуальные игры.
сентябрь
май
в течение года
кл. руководитель, родители, актив класса
Спортивно- оздоровительное
Сбор и проверка медицинской документации.
День Здоровья.
Беседы, игры, практические занятия по правилам дорожного движения и пожарной безопасности.
Классные часы по здоровому питанию:
1.На вкус и цвет товарищей нет.
2.Что нужно есть, чтобы стать сильнее.
3.Где найти витамины весной?
4.Овощи, ягоды, фрукты - самые полезные продукты.
Игра «Весёлые старты»
в течение года
1 раз в четверть
по 2 раза в месяц
февраль
кл. руководитель
кл. руководитель, родители, актив класса
кл. руководитель
учителя физкультуры
Семья
Праздник.
День Именинника.
Изготовление подарков к праздникам.
Родительские собрания на темы:
1.Организационное собрание.
2. «1-е результаты. 1-е отметки. Что дальше?».
3. «Индивидуальные особенности личности. Их влияние на успеваемость.»
4. Итоговое родительское собрание. Планы на будущее.
в течение года
1 раз в четверть
кл. руководитель, родители, актив класса
кл. руководитель
3 блок: «Я - среди людей».
Цель: Воспитание толерантности к себе и к окружающим. Задачи:
-
Развивать систему представлений о самом себе
-
Учить взаимодействию с другими людьми.
Ожидаемый результат: воспитание личности, сознающей свою личную и социальную ответственность, умеющую самостоятельно принимать моральные решения.
Направление
Вид деятельности
Сроки
Ответственные
Духовно- нравственное
Классные часы по культуре поведения:
1. Азбука этики.
2. Я - личность.
3. Устав - основной закон школы.
4. Человек и его имя.
5. Я и мои друзья.
6. Верность слову.
7. Речевой этикет.
8. Умение общаться.
9. Отзывчивость и доброта.
Месячник пожилого человека:
1. Беседа «Пожилые люди - что мы об этом знаем?»
2. Выставка рисунков «Бабушка с дедушкой рядышком».
Праздник:
День учителя.
Семейный очаг.
КВН к Дню защитника Отечества.
Урок мужества.
Посещение музеев.
1 раз в месяц
октябрь
октябрь
ноябрь - декабрь
февраль
май
в течение года
кл. руководитель, родители, актив класса
Художественно - эстетическое
Посещение театра, цирка, выставок.
Конкурс рисунков «Наша школа».
Конкурс новогодних газет.
Неделя детской книги. Посещение библиотеки.
Конкурс «А ну-ка девочки!»
Праздники:
1.Новогодний праздник.
2. Масленица.
3. День смеха
в течение года
октябрь
декабрь
март
март
декабрь
февраль
апрель
кл. руководитель, родители, актив класса
кл. руководитель
кл. руководитель, родители
кл. руководитель, родители, актив класса
Интеллектуальное
Праздники:
1.День Знаний.
2.Умники и умницы.
Экскурсии в библиотеки.
Интеллектуальные игры.
Марафон знаний
сентябрь
май
в течение года
в течение года
февраль
кл. руководитель, родители, актив класса
кл. руководитель
Спортивно- оздоровительное
Сбор и проверка медицинской документации.
День Здоровья.
Беседы, игры, практические занятия по правилам дорожного движения и пожарной безопасности.
Классные часы по здоровому питанию:
1.Что значит правильное питание?
2. Что нужно есть в разное время года?
3. Как правильно питаться, если занимаешься спортом?
4. Где и как готовят пищу?
5. Как правильно накрыть стол?
6. Где взять витамины весной?
Игра «Весёлые старты».
в течение года
1 раз в четверть
в течение года
1 раз в месяц
февраль
кл. руководитель
кл. руководитель, родители, актив класса
учителя физкультуры
Семья
Праздник.
День Именинника.
Изготовление подарков к праздникам.
День открытых дверей.
Родительские собрания на темы:
1.Организационное собрание (особенности 3-го года обучения).
2. Итоги четверти. Способы повышения успеваемости.
3. Взаимоотношения в классе. Положительные эмоции и их значение.
4. Итоги года. Планы на будущее.
в течение года
1 раз в четверть
кл. руководитель, родители, актив класса
кл. руководитель
4 блок: «Я и мир вокруг».
Цель: Воспитание и развитие целостной личности. Задачи:
-
Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения и навыки.
-
Развивать и совершенствовать эмоциональную и волевую сферу.
-
Воспитывать у учащихся духовно-нравственное самосознание.
Ожидаемый результат: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.
Направление
Вид деятельности
Сроки
Ответственные
Духовно- нравственное
Классные часы по культуре поведения:
1. Культура поведения и такт.
2. Культура общения.
3. Человек и его имя.
4. Моя малая Родина.
5.Чувство, настроение, характер.
6. Поступки человека и его характер.
7. Нравственные отношения в коллективе.
8. Мода и школьная одежда.
9. Человек в природе и его здоровье.
Праздник - концерт к Дню пожилого человека.
Беседа, изготовление подарков к Дню инвалидов.
Беседы:
1.Что такое конституция?
2. Ваши права и обязанности.
Посещение музеев.
1 раз в месяц
октябрь
декабрь
декабрь - февраль
в течение года
кл. руководитель, актив класса
Художественно - эстетическое
Посещение театра, цирка, выставок, библиотек.
Участие в конкурсах рисунков и выставках.
Создание классной газеты.
в течение года
кл. руководитель, родители, актив класса
Спортивно- оздоровительное
Сбор и проверка медицинской документации.
День Здоровья.
Беседы, игры, практические занятия по правилам дорожного движения и пожарной безопасности.
Классные часы по здоровому питанию:
1.Польза молочных продуктов
2.Блюда из зерна.
3.Какую пищу можно найти в лесу?
4. Польза продуктов из рыбы.
5. Дары моря.
6.«Кулинарное путешествие по России».
7.Что можно приготовить, если выбор ограничен?
8.Как правильно вести себя за столом?
Спортивные соревнования.
в течение года
1 раз в четверть
по 1 разу в четверть
1 раз в месяц
в течение года
кл. руководитель
кл. руководитель, родители, актив класса
учителя физкультуры
Интеллектуальное
Серия викторин «50 вопросов»
Предметные олимпиады.
Праздник
«День Знаний»
«Прощание с начальной школой»
в течение года
декабрь - апрель
сентябрь
май
кл. руководитель, родители, актив класса
Семья
Праздник.
День Именинника.
Изготовление подарков к праздникам.
Родительские собрания на темы:
1.Организационное собрание (особенности 4-го года обучения).
2. «Наши дети. Их индивидуальные особенности. Взаимоотношения в классе».
3. «Успехи детей. Подготовка к 5-му классу».
4. Итоговое собрание.
в течение года
1 раз в четверть
кл. руководитель, родители, актив класса