Классный час Память, пронесённая сквозь годы

Воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, поддержка преемственности поколений, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны, формирование  нравственного отношения к историческому героическому прошлому Родины, культуре ее народов, чувства гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа – приоритетные воспитательные задачи современной школы.В нашей гимназии проводится всесторонняя работа по патриотическому...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Классный час на тему

«Память, пронесённая сквозь годы»

Воспитатель Белая Т.В.

2013-2014 уч. год



Цель:

Развитие познавательного интереса учащихся, воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, поддержка преемственности поколений, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны; развитие опыта нравственного поведения личности

Задачи:

Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому Родины, культуре ее народов.

Формировать чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа.

Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в детской среде.

Воспитывать у детей неприятие агрессии, насилия и войны.

Ход мероприятия

Учитель:

Прошло 68 лет после победы. Теперь уже не только для детей наших, но и для нас война стала страничкой далёкой истории. Но разве нельзя её приблизить? Из уст в уста, из поколения в поколение народ передаёт воспоминания о подвигах, храбрости и бесстрашии тех, кто кровью своей утверждал мир, жизнь на земле. Как передать детям живую память сердца? Как лучше влиять на их чувства, чтобы раскрылись перед подрастающим поколением во всей красе и силе моральные источники коллективного подвига народа в Великой Отечественной войне?

Воспитание патриотических чувств начинается с пробуждения у юного человека способности гордиться красотой гражданского подвига.

Чтец1 :

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

(Слайд 2 «Голос Левитана», видео «Военная хроника»)

Чтец 2:

Чёрное небо в багровом огне,

Пот на глаза накатил пелену.

Что я могу рассказать о войне

Мальчикам, думающим про войну?

Мальчикам, думающим, что война-

Это знамён полыхающий шёлк,

Мальчикам, думающим, что она-

Это горнист, поднимающий полк.

Я говорю, что война-это путь,

Путь без привала и ночью , и днём.

Я говорю. Что война- это грудь,

Сжатая жёстким ружейным ремнём.

Я говорю им о том, что война-

Это шинели расплавленный жгут,

Я говорю им о том, что она-

Это лучи, что безжалостно жгут.

Это мосты у бойцов на плечах,

Это завалы из каменных груд,

Это дозоры в бессонных ночах,

Это лопаты. грызущие грунт.

Если ж претензии будут ко мне,

Цель я преследую только одну.

Надо внушать уваженье к войне

Мальчикам, думающим про войну!





























Чтец 3:

Из каждых 100 ребят 17-20 лет, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

Чтец4:

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Чтец 5:

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Чтец 6:

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Чтец 7:

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

Чтец 8:

Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.

( Слайд 11-12 « Памятник Хрусталёву»)

Чтец 9:

В боях за Крым и в обороне Севастополя некоторое время участвовал и 11-й отдельный штурмовой авиаполк. В тридцати километрах северо-восточнее Севастополя, в Бельбекской долине, располагался поселок Мало-Садовое. Советская разведка обнаружила здесь большое количество танков, бронетранспортеров и живой силы врага.

5 ноября на штурмовку этих сил из района Байдарских ворот вылетело 20 самолетов 11-го авиаполка. Они шли двумя группами. Первую вел старший лейтенант Алексей Покалюхин, вторую - капитан Николай Хрусталев.

Самолеты вышли на цель и по команде ведущих начали штурмовку. Внизу вспыхнуло пламя. Загорелись два бронепоезда, взорвался бензозаправщик. Самолеты сделали разворот и нанесли второй удар. Но в это время в воздухе появилось восемь «мессершмиттов». Разделившись на четверки, они начали атаковать.

Чтец 10:

Несмотря на то, что советские летчики имели количественный перевес, бой этот для них был неравным. 11-й полк хотя и назывался штурмовым, однако был вооружен не грозными ИЛ-2, а истребителями И-15.

Когда капитана Хрусталева атаковали два вражеских самолета, друзья поспешили ему на помощь. Используя удачный момент, лейтенант Владимир Фомин сбил один из них. Но второй успел дать очередь по машине капитана. Кабина тотчас наполнилась едким дымом. Самолет терял высоту. У летчика была еще возможность спастись на парашюте. Но кругом лежала территория, захваченная врагом, и приземление означало плен. Задыхаясь от дыма, он сделал последнее усилие, перевел свой горящий самолет в крутое пике и на глазах однополчан врезался в скопление вражеской техники. Раздался взрыв, и клубы черного дыма поднялись над ущельем. Так героически погиб летчик Николай Титович Хрусталев

Чтец 11:

Есть мужество, доступное немногим,-

Все понимать и обо всем молчать,

И даже в дружбе оставаться строгим,

А если боль - о боли не кричать.

И, как металл, лететь в сражений гущу,

Чтоб в дальность цели, как в мишень,

войти,-

Железу, как известно, не присущи

Лирические отступы в пути.

Вычерчивая линию красиво,

Чтобы над целью вырасти в дыму,

Снаряд в пути не делает извивов

И в гости не заходит ни к кому.

Так ты пойдешь, немедленно и гордо,

Как полководец, сквозь железо лет

И станешь безошибочным и твердым -

Но тут уже кончается поэт.

( Слайд 13-14 « Амет-Хан Султан»)

Чтец 12:

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,

Как стать железом - мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Как трудно в сапогах шагать в июле.

Но ты - солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти - тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(Слайд «Братское захоронение в с. Танковое»)

Учитель:

В течение 15 лет в школе проводится большая работа по поиску данных о солдатах, захороненных на кладбище в с. Танковое, которые погибли во время освобождения Бахчисарайского района в апреле 1944 года. Совместно с военно-учётным столом Куйбышевского поселкового совета были разосланы письма в военкоматы, и результаты проделанной работы прилагаются. Проводятся дальнейшие поиски данных о погибших солдатах.

(Слайды 15-20 )

Чтец 13:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них на рыдают, -

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче,

На братских могилах не ставят крестов...

Но разве от этого легче?!

Чтец 14:

На белой холстине гречихи - «пантера»,

Катки утонули в земле и траве.

Взлетев на хребет ей - вот мужества мера!-

Привстал над землёю сгоревший КВ.

В этом последнем предсмертном движеньи

Душа экипажа его видна.

И пушка стволом как предостереженье-

К закату багровому обращена.

(Слайд «Фамилии солдат, похороненных на братском кладбище с. Танковое Бахчисарайского района»)

И. Д. Пономарев 1 января 1924 г., ефрейтор, погиб в 1944 г., похоронен -

с. Танковое.

М. Т. Снигирев 1 января 1906 г. мл. сержант, погиб в 1944 г., похоронен - с. Танковое.

Т. Н.Голубев Рядовой, погиб 5 мая 1944 г., похоронен - с. Танковое.

М.И.Попов, 1914 г. р. Харьковская область, Ольховатский район, с. Варваровка. Призван Ольховатским РВК. Ефрейтор. Погиб 14.05.1944 г. Похоронен в с. Танковое Бахчисарайского района.

И.В.Поротников, 1905 г. р. Свердловская область, Буткинский район, с. Калиновка. Призван Буткинским РВК. Младший сержант. Умер в 370 ОМСБ 18.04.1944 г. Похоронен в с. Танковое Бахчисарайского района.

В.Е.Пятков, 1924 г. р. г. Грозный, Ст. Промыслы. Призван Грозненским ГВК. Сержант. Умер от ран 25.04-1.05.1944 г. в 429 ОМСБ.

Е.Я.Пучков, 1904 г. р. Тамбовская область, Аржакинский (Ржаксинский) район, с. Первичакино. Призван Аржакинским РВК. Ефрейтор. Умер от ран 27.04-4.05.1944 г. в 429 ОМСБ.

И.И.Андронов - данные не найдены

М.Ф.Буденко - данные не найдены

Н.С.Ганюков - данные не найдены

В.Д.Кузнецов - данные не найдены

А.П.Кособрюхов - данные не найдены

Г.Н.Сташенко - данные не найдены

Чтец 15:

Журавли, уходящие в небо,-

Это души погибших солдат,

Души тех, кто принёс нам победу,

А теперь над землёю парят.

Только крылья у них потемнели:

Подпалила война, обожгла.

В высь подняться тогда не успели,

Так внезапно настигла она.

Кров родимый, гнездовье родное-

Всё разрушил фашистский сапог.

Но вот волю, свободу, святое

Раздавить, растоптать он не смог.

До сих пор они в небе летают,

Клич призывный они издают.

Наш покой на Земле охраняют,

Мир планеты для нас берегут.

Журавли, уходящие в небо,-

Это души погибших солдат…

Учитель:

Как и вся школа, наш класс принял участи е в создании проектов на тему «Война в истории моей семьи». Вниманию зрителей мы представляем проекты Якубова А. и Миронова И.

Чтец16, 17:

Проекты «Война в истории моей семьи»

На фоне слайда № 26 звучит песня «Обелиск» в исполнении Куртвелиева Н.

( Слайды 27-44 «Обелиски»)

Чтец 18:

Зима сорок первого года -

Тебе ли нам цену не знать!

И зря у нас вышло из моды

Об этой цене вспоминать.

А все же, когда непогода

Забыть не дает о войне,

Зима сорок первого года,

Как совесть, заходит ко мне.

Хоть шоры на память наденьте!

А все же поделишь порой

Друзей - на залегших в Ташкенте

И в снежных полях под Москвой.

Что самое главное - выжить

На этой смертельной войне, -

Той шутки бесстыжей не выжечь,

Как видно, из памяти мне.

Кто жил с ней и выжил, не буду

За давностью лет называть...

Но шутки самой не забуду,

Не стоит ее забывать.

Не чтобы ославить кого-то,

А чтобы изведать до дна,

Зима сорок первого года

Нам верною меркой дана.

Пожалуй, и нынче полезно,

Не выпустив память из рук,

Той меркой, прямой и железной,

Проверить кого-нибудь вдруг!

Чтец 19:

Двадцатый век, сорок четвёртый год.

Весна, апрель, освобожденье Крыма.

Победу празднует измученный народ.

Кругом разруха, кровь и запах дыма…

Вот раненый лежит, от боли кто-то взвыл.

Здесь звуки радости со звуками печали,

А при дороге вырос целый ряд могил,

Деревья ветви опустили, птицы замолчали.

Война совсем не шутка, жизнь её цена.

С чумой фашистской наши деды воевали.

За мир и Родину, свободу, за тебя

Красивыми такими, молодыми погибали.

Проходит время. Двадцать первый век.

В горячих точках вновь звучит набат.

Ты не спеши.

Остановись!

Подумай, человек!

Зачем стоит здесь бронзовый солдат.

Чтец 20:

Пусть у каждой могилы солдата останавливается путник, тормозят машины. Пусть люди склоняют головы и предаются раздумьям. О больших и сложных задачах, которые ставит перед нами сегодняшняя жизнь. И которые надо решить так же достойно, как решали свои боевые задачи захороненные здесь герои…

Песня «Шёл солдат…» в исполнении учащихся (Слайды 45-60)

(Слайды 60-64 «Книга памяти»)

Чтец 21:

Все мы от мала до велика хотим жить в мире. Наши дети рисуют белого голубя с оливковой веткой в клюве. Это они придумали песню «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо…» Они не хотят войны. Войны не хочет никто.

Мы хорошо знаем, что такое война. На протяжении многих веков нашему народу не раз приходилось с оружием в руках отстаивать свободу и независимость своей Родины. Мы хорошо знаем, что мир далеко не спокоен. Поэтому мы бдительны. Наши воины постоянно готовы к подвигу во имя Отчизны, во имя Свободы и Счастья людей.

Чтец 22:

Но нельзя совершить подвига, не уважая подвигов, уже совершённых. Всё новые и новые памятники сооружаются в нашей стране, ширится волна всеобщего движения молодёжи за сохранения навечно имён воинов, погибших геройской смертью в годы Великой Отечественной войны. Нам дорога слава отцов, слава и память тех, кто отдал жизнь за наше счастье.

Учитель:

Объявляется минута молчания в память погибших в Великой Отечественной войне.





















© 2010-2022