Внеклассное занятие Загадки Золушки

Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения, культуру поведения. Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися значения слов «ХОРОШО» и «ПЛОХО», развитие умения отличать плохое от хорошего. Оборудование: презентация. Форма занятия: сюжетно - ролевая игра. Участники:  учащиеся начальной школы.   Ход занятия I. Вступительное слово учителя. С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие Загадки Золушки


Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися значения слов «ХОРОШО» и «ПЛОХО», развитие умения отличать плохое от хорошего.

Оборудование: презентация.

Форма занятия: сюжетно - ролевая игра.

Участники: учащиеся начальной школы.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы.

«Называться человеком легко, быть им трудно.»
«Человек - это то, что он сам из себя сделал.»
«Без добрых дел, нет доброго имени.»

Ребята, как вы понимаете эти пословицы?

(высказывания детей)

II. Введение в тему.

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком. И сегодня я пригласила вас на необычное мероприятие. С самого раннего детства вы слышали интересные сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу - царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками. Герои сказок могут совершать плохие и хорошие поступки, но всегда Добро побеждает Зло.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок, чтобы разобраться какими качествами характера должен обладать хороший человек. Поможет нам в путешествии героиня сказки Ш. Перро

Загадка

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда и как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

Вам всем знакома Золушка и её нелёгкая судьба. Какие черты в её характере вам больше всего понравились?

Да - это добрая, трудолюбивая девочка, которая всегда готова помочь любому, кто нуждается в помощи. Вот и сегодня она любезно согласилась помочь нам. Побывав в разных сказках, она приготовила для нас разные задания и загадки.

Вот первое задание:

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В луже от копытца…

- О какой сказке идёт речь?

В класс входит девочка и плачет.

Учитель: Ой, ребята, посмотрите, какая-то девочка плачет. Давайте спросим, что с ней случилось, и можем ли мы ей чем-либо помочь.

Здравствуй, девица! Как тебя зовут и что с тобой случилось?

Алёнушка: Здравствуйте, ребята! Зовут меня Алёнушка. Жила я со своим братцем Иванушкой, горя не знали, беды не чаяли. И захотелось злой Бабе-Яге похитить моего братца. Сказала, что придёт сегодня и заберёт его, если не выполню я три её желания. Вот и срок подошел, да боюсь не справиться мне, и помочь-то мне некому. Как же мне не плакать?

Учитель: Не плачь, Алёнушка. Ребята, поможем девочке?

Дети: Да, поможем!

( входит Баба-Яга, грязная, лохматая)

Баба-Яга: Фу, фу, фу! Что-то здесь человеческим духом пахнет! Ну что, Алёнушка, отдавай мне своего Иванушку!

Алёнушка: Нет, Баба-Яга, уговор дороже всего! Исполню я все твои желания, мне ребята помогут.

Баба-Яга: Эти что ли? Пусть помогают, они ещё слишком малы и ничего не знают и не умеют. Если я вас похвалю и скажу, что вы молодцы, то оставлю вашего Ивашку! Итак, моё первое желание: а ну-ка попросите меня хорошенько!

( дети просят Бабу-Ягу оставить Иванушку, используя "волшебное" слово " Пожалуйста")

Баба-Яга: Разве так просить нужно? Надо сказать: "А ну, старая карга, оставь

Ивашку в покое!"

Учитель: Ребята, разве так можно просить?

Баба-Яга: Ну ладно, первое желание выполнили, но хвалить я вас не буду! А вот моё второе желание: Есть у меня сказочный фотоальбом. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались. Я буду вам показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Дети играют с Бабой Ягой в игру.

Баба-Яга: Справились вы с моим заданием. Ну, вот теперь и третье моё желание: ужас, как я люблю, когда мне стихи рассказывают.

Алёнушка: Ой, ребята, я от страха все стихи забыла, помогите, пожалуйста.

Учитель: Ребята, давайте расскажем Бабе-Яге стихотворения о хороших и плохих поступках.

( дети рассказывают стихи)

1 ученик:

Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

2 ученик:

Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

3 ученик:

Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!

4 ученик:

Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!

5 ученик:

Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!

6 ученик:

Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

7 ученик:

Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Баба-Яга: Ой. Ой, ой! И думаете, что вы молодцы!?

( зажимает испуганно рот)

Учитель: Ну вот, Баба-Яга, мы выполнили твои желания, ты сказала "Молодцы!". Значит, не тронь Иванушку!

Баба-Яга: Вот если скажете мне, какая я красивая, тогда точно не трону!

Учитель: Ребята, как вы считаете, Баба-Яга красивая?

Дети: Нет!

Учитель: А какая она? Давайте, сравним её с Алёнушкой.

( сравнительно - описательный рассказ с использованием прилагательных: красивая - не красивая; чистая - грязная; аккуратная - не аккуратная; добрая - злая и т. д.)

Баба-Яга (заплакав): И вовсе я не такая! Я плохая только потому, что не знаю, как быть хорошей. Вот вы меня научите, а я потом всех остальных научу: и Кощея, и Лешего, и Змея Горыныча!

Учитель: Ребята, давайте расскажем Бабе-Яге, что ей нужно сделать, чтобы стала хорошей!

( дети высказывают свои пожелания; Баба-Яга заходит за ширму, умывается, причёсывается и выходит)

Баба-Яга: Ой, спасибо вам ребята, научили вы меня, как стать доброй, красивой. Вы, наверное, волшебники.

Учитель: Нет, Баба-Яга, мы не волшебники, просто мы знаем "волшебные" слова.

(Алёнушка и Баба-Яга, поблагодарив детей, уходят)
Учитель: А теперь ребята, давайте послушаем ещё одну сказку, которую приготовила нам Золушка. Сказка «Чья помощь лучше», посмотрев выступление, решите, кто из героев поступает хорошо, а кто плохо.

Сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у него три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего богатства…

Однажды купец созвал дочерей и сказал:

-Сегодня я прошёлся по нашему терему и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?

Старшая дочь сказала:

-Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!

Средняя дочь сказала:

-А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь терем!

-А ты что включишь? - спросил купец у младшей дочери.

-Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.

-Ну что же, - сказал купец, - теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.

Вопросы к сказке:

  1. От чего купец пришёл в ужас?

  2. Что он решил сделать?

  3. О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?

  4. Какой вывод сделал купец после разговора с дочерьми и почему?

А какой вывод делаете вы?

Учитель: Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы всегда в подобных ситуациях будете поступать так, как младшая дочь купца.

Золушка, подбирая для вас задания из сказок, побывала во всех уголках сказочного мира, не пропустила ни одного домика. Запомнился ей один теремок, который стоит в поле. А вы, знаете, кто в нём живет?

(мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк...)

В одном теремке, а такие разные животные? Почему же такое могло произойти? Дело в том, что все обитатели этого домика уважают чувства и интересы друг друга, принимают друг друга таковыми, какие они есть - это все называется толерантностью.

Так и среди людей нашей страны живут рядом люди разных национальностей.

В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Израиле... Поэтому много людей - мирных жителей этих стран - оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных - наш долг.

Эти люди - мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги - желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.
Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.

На доску вывешиваются по очереди плакаты с названиями терминов "милосердие", "благотворить", "добро", дается устное пояснение.


Милосердие - это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.
Добро - все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, - все одинаковы.
Китайская пословица говорит: "Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит". Подумайте над значением этих слов. Делайте добро! Это принесет больше счастья, больше удовлетворения!

Ну, вот быстро пролетело время нашего занятия. Мы с вами пообщались с героями сказок. И я надеюсь, что это занятие не пройдёт даром, что с сегодняшнего дня вы будете проявлять доброту, милосердие и терпимость друг к другу.

А так же вы видели, что "волшебные" слова помогли нам с вами совершить настоящее волшебство. Баба-Яга стала доброй, а Алёнушка с Иванушкой по-прежнему будут жить вместе. И мы с вами, ребята, должны всегда помнить, что только вежливым поведением и хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому, что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Ведь недаром же говорят: "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость".



© 2010-2022