Изучение особенностей межличностного общения учащихся с УО специальных школ

Социальная среда выступает для ребёнка той действительностью, в которой общаясь и сотрудничая с другими людьми, он овладевает человеческой культурой и готовится  к самостоятельной жизни. В своём большинстве дети воспитываются в благоприятной социальной ситуации развития личности. Но в нашей стране ежегодно выявляются дети, нуждающиеся в заботе и опеке со стороны государства (дети-сироты, дети чьи родители лишены родительских прав, дети оставленные родителями сразу после рождения). Немалую часть ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение особенностей межличностного общения учащихся с УО специальных школ.

Социальная среда выступает для ребёнка той действительностью, в которой общаясь и сотрудничая с другими людьми, он овладевает человеческой культурой и готовится к самостоятельной жизни. В своём большинстве дети воспитываются в благоприятной социальной ситуации развития личности. Но в нашей стране ежегодно выявляются дети, нуждающиеся в заботе и опеке со стороны государства (дети-сироты, дети чьи родители лишены родительских прав, дети оставленные родителями сразу после рождения). Немалую часть из их числа составляют дети с аномалиями развития. Несмотря на попытки создания детских учреждений по типу семейного детского дома, общины - основным типом остаются традиционные школы-интернаты и детские дома.

Специфическая социальная среда создаёт специфическую социальную ситуацию развития личности, влияет на межличностное взаимодействие, социальным аспектом которого выступает общение. Специфичность этой социальной действительности состоит в том, что в отличии от полноценной семьи, в которой ребёнок, осуществляя коммуникацию, общаясь получает возможность делиться с родителями своими переживаниями, удовлетворять потребность в ласке, признании, выражать многочисленные проявления своего внутреннего мира, в своей индивидуальности и неповторимости, в интернате он не находит ожидаемого отклика на свои потребности в контактах со взрослыми и детьми. Причина этого кроется в том, что в условиях интерната ребёнку приходится довольствоваться поверхностным общением и взаимодействием. Это искажает развитие личности ребёнка, оказывает неправильное представление ребёнка о жизненных ценностях, неумении ребёнка в будущем строить отношения с людьми, и даже построении отношений в своей будущей семье, между супругами. Так же выпускники испытывают большие трудности при воспитании собственных детей, в связи с тем, что у них отсутствует собственный опыт семейного воспитания и общения с родителями.

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственноотсталых детей и социальной адаптации выпускников в обществе.

Проблема социализации ребёнка с нарушением умственного развития - одна наиболее актуальных проблем современного общества. По мнению О.К. Агавеляна, активная деятельность таких детей «в социальной среде прямо пропорциональна навыкам, знаниям и умениям, приобретённым за время обучения»» Ряд учёных (О.К. Агавенян, Ю.Г. Гапонова, Д.Е. Горелов, Н.П. Долгобродова, Ж.И. Намазбаева, Г. Ноймюллер - отмечают трудности адаптации выпускников специальных школ на рабочем месте, в социальном коллективе. Процесс адаптации и социализации выпускников специальных школ , по мнению Д.Е. Горелова, проходит медленно и болезненно. Многие выпускники вынуждены менять не только места работы, но и характер профессиональной деятельности, а порою даже место жительства. По одним оценкам (Д.Е. Горелов), это результат недостатков профориентационной работы, однако на практеке дело в другом, отмечаются трудности в общении у выпускников специальных школ с сотрудниками учреждений. Трудности в отношениях вызываются изменением социальной ситуации развития личности человека с нарушениями в развитии интеллекта, изменением уровня и характера предъявляемых к нему требований. О.К. Агавеняном выделена следующая зависимость: «выпускники, работающие вместе с родственниками или под постоянным контролем, со стороны взрослых, лучше адаптируются и включаются в производственные коллективы; с годами необходимость в контроле ослабевает». Возникновение трудности вызываются не только сменой ведущей деятельности (с учебной на трудовую), но и изменением сложившимся ритмом жизни, изменением круга общения.

Большую важность имеет фактор поддержки близким человеком. Если подросток воспитанник интерната, то его шансы получить требуемую поддержку малы. Трудности такого порядка определяются недостаточной сформированностью речевой коммуникации. Проблема несформированности коммуникативных навыков и умений ими пользоваться выступает с особой остротой, а значит требует пристального изучения причин, вызывающих неумение общаться, с целью оптимизации совместной деятельности.

Так же доминирующим фактором быстрой социальной адаптации в обществе выпускников специальных школ является владение речевой коммуникацией и умение обобщать сказанное. Обобщение у детей с задержкой психического развития становится возможным при развитии коммуникативных способностей и навыков. У умственно отсталых детей нарушено обобщение, снижен и своеобразен объём освоенных словесных значений, отмечается пониженная речевая активность. Ситуация развития личности умственно отсталого ребёнка складывается не в его пользу: без словесного обобщения невозможно развитие мышления, а дифицитарность развития мышления, в свою очередь тормозит развитие остальных психических процессов развития и как результат личность ребенка не развита полноценно либо развита спонтанно. Тем не менее спонтанное развитие личности умственно отсталого ребёнка не прекращается. И задача педагогов специальных школ, школ-интернатов, детских домов состоит в том, чтобы направлять его в сторону положительных изменений. Важную роль в этом процессе играют

сформированность коммуникативных умений, развитие речевой коммуникации. Коррекционное воздействие осуществляется в рамках коммуникативно-информационных и коммуникативно-регуляторных аспектов речевой коммуникации. Взрослый субъект речевой коммуникации выступает в роли эталона и источника информации в этом процессе.

В ситуации семейного воспитания инициатива речевой коммуникации ребёнка направлена на взрослого, у воспитанников детских домов, школ-интернатов общение ориентировано на сверстников. И парадокс состоит в том, что экспрессивно-мимические средства общения дети предпочитают речевые, лишённые эмоционального и мимического фона. При нагрузке на педагога в группе от 10 до 20 человек, у детей возникает острая необходимость недостаточного внимания, ласки, тактильного общения. Опыт сравнительных анализов изучения детей воспитывающихся в семье и школах-интернатах, детских домах показывает, что главным условием полноценного развития ребёнка является соответствующее его природе продуктивное общение со взрослыми. В основе такого общения лежит система личностных связей, эмоциональная привязанность, внимание и доброжелательность, передача опыта, культуры и ценностей, семейных традиций и прочих знаний и умений от взрослого к ребёнку.

При воспитании детей недостаток эмоциональной привязанности, внимания и доброжелательности со стороны взрослых, с возрастом у ребёнка приводит к неумению правильно выражать свои эмоции, использовать речь, нарушению в поведении и стиле общения в обществе. С одной стороны ребёнок стремится к общению, но неумение правильно использовать вышеперечисленное он становится агрессивным или отчуждённым. Это выражается в нервозности, поверхности и поспешности контактов. Испытывая потребность в общении, внимании и заботе, ребёнок не умеет выразить своё внутреннее состояние в связи с несформированностью коммуникативных навыков. Неправильно формирующийся опыт общения, непонимание ребёнка окружающими, приводит его к занятию негативной позиции по отношению к другим людям.

Педагог-психолог Лютова Е.Н.

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6 г.Нижнеудинск»

© 2010-2022