Статья Формирование духовно-нравственных ценностей посредством приобщения гимназистов к театральному искусству

«Формирование духовно-нравственных ценностей посредством приобщения гимназистов к театральному искусству» Антонова Анна Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе  МБОУ «Гимназия №24» город Ульяновск Изменения, происходящие в мире в последнее время, требуют новых подходов в воспитании духовно-нравственной сферы гимназистов. Особое внимание, на наши взгляд, продолжает заслуживать деятельностное воспитание и стремление доказать подросткам, что смысл человеческого существования заключ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование духовно-нравственных ценностей посредством приобщения гимназистов к театральному искусству»

Антонова Анна Юрьевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Гимназия №24»

город Ульяновск

Изменения, происходящие в мире в последнее время, требуют новых подходов в воспитании духовно-нравственной сферы гимназистов. Особое внимание, на наши взгляд, продолжает заслуживать деятельностное воспитание и стремление доказать подросткам, что смысл человеческого существования заключается в поиске культурных, духовных и интеллектуальных мостов к вечным ценностям. Подростковый период отличает более острое восприятие действительности. В таком возрасте на помощь классному руководителю и организатору воспитательного процесса в гимназии может стать театр - хранитель истинных чувств, эмоций и желаний.

Не один год в МБОУ «Гимназия №24» существует проект «Театр как образ жизни». История проекта началась в 2012-2013 учебный год, когда после проведенного школьного тура Всероссийского конкурса сочинений «Можно ли жить без искусства?» в Москву были приглашены победительница и руководитель. Организаторы конкурса (генеральный директор Государственного центрального музея театрального искусства им. А.А.Бахрушина Родионова Д.В. и актер театра и кино Л.Ярмольник) просили ребят во втором туре конкурса написать совместный трактат о пользе искусства для современного школьника. Была выпушена книга с сочинениями ребят. Московские коллеги попросили на местах в своих городах организовать кружки друзей Бахрушинского музея. Из Москвы стали присылать книги, связанные с театральным искусством. Весь год шла работа по написанию дневника работы кружка в нашей гимназии; дневник был отправлен в Москву. Летом 2014 года в столицу были приглашены руководители Бахрушинскх кружков со всей России. По итогам семинара каждый участник должен был представить новый проект по развитию данного направления в своих школах и гимназиях. Так появился проект - программа по развитию духовно-нравственного здоровья по теме «Театр как образ жизни». В составе группы - 8 - 9 классы. Итогом работы над проектом должно стать открытие музея театрального искусства на базе гимназии.

В числе творческих и культуроведческих работ у участников проекта - походы в театры города Ульяновска (2-3 раза в четверть), встречи с деятелями театра (актерами и режиссерами); в гимназии организованы конкурсы детского творчества: поделки «Театральная маска», рисунки «Школьный музей театрального искусства. Каким я его себе представляю?», дети пишут лекции для проведения тематических экскурсий (уже готовы лекции к выставке под названием «Предметы N»), конкурс сочинений и эссе «Мои впечатления от…». Хотелось бы привести цитату из сочинения восьмиклассницы: «Во втором акте спектакля «Коварство и любовь» была фраза, которую я помню до сих пор. Она правдиво и жизненна. «Букашка нежится в капле воды, и жизнь ей кажется прекрасной ровно до того момента, как она не узнает про океан, и ей хочется туда, прямо в большие просторы, нежиться в волнах бескрайности…» (…) Также хочу заметить, что в наше время единицы молодого поколения стремятся к искусству. Вы просто не представляете, как много теряете. Сколько упускаете новых чувств. Я лишь прошу вас попробовать. Уверяю, вы найдете то, что будет вам по душе и что будет делать вас счастливым»).

Особым событием, которое объединило вновь Москву и Ульяновск в области театрального искусства, стало открытие единственного представительства в России - филиала Бахрушинского музея. Торжественное подписание двустороннего соглашения состоялось осенью 2014 года в 30-летний юбилей музея - заповедника «Родина В.И. Ленина» и 5-летия проекта «Воспитай патриота». И уже 23 декабря 2014 года в бывшем Доме актера (доме - мастерской архитектора Ф. О. Ливчака) был открыт филиал московского музея театрального искусства. Участники проекта «Театр как образ жизни» побывали на открытии, пообщались с московскими друзьями. После мероприятия гимназисты писали эссе «Мои впечатления от …». Вот несколько строк из сочинения: «Должна заметить, что в новом ульяновском музее потрясающая атмосфера. Нет ничего, что утяжелило бы разум. Факты, интересные воспоминания, примечания - все это изложено языком, понятным молодежи. Кратко, но информационно объемно, как любит новое поколение, спешащих все время людей. Все новое впитывалось, как в губку. Я считаю, что это весомое достижение - заинтересовать молодежь. Завораживающий дизайн помещения удивляет. А тот, кто придумал театральную будку для суфлера посреди одного из залов музея, - гений. Сначала это озадачивает, потом впечатляет и заставляет улыбаться, потому что это весело и креативно, и снова все это так нравится молодому ценителю театрального искусства… Думаю, всем, кто там побывал впервые, захочется вновь испытать ответную любовь музея».

Какие перспективы у проекта (кроме открытия музея театрального искусства в гимназии)? Из московского музея театрального искусства участники ульяновского проекта получили во втором полугодии 2014-2015 учебного года новое творческое задание - написание сочинения «Что достойно музея?». Конкурс будет проведен среди 8 классов в третьей четверти (лучшие работы будут направлены в музей им. А.А.Бахрушина и победителей снова пригласят в Москву в период весенних каникул).

Проект «Театр как образ жизни» уникален тем, что позволяет развить духовно-нравственные ценности не на уровне «декларирования» (то есть ценности осмысленные, провозглашенные, но еще не присвоенные). Таким образом, «ценности условно можно разделить на две категории: декларированные и присвоенные. Последние отличаются тем, что человек не только соглашается с их необходимостью, но и руководствуется ими в реальных жизненных ситуациях, учитывает при принятии конкретных решений. Здесь даже возникает парадокс: чем глубже, прочнее происходит присвоение ценности, тем меньше необходимости в ее осознании» [1].

Для уяснения вопроса о принятии духовно-нравственных ценностей, уместны следующие вопросы:

  1. Что такое духовно-нравственные ценности?

  2. Какие ценности усваиваю лично я, участвуя в проекте «Театр как образ жизни»?

  3. Те ценности, о которых говорит педагог - куратор проекта, или те ценности, которые я усваиваю при просмотре и обсуждении спектакля, общаясь с известными деятелями театральной жизни нашего города, принимаются мною сразу или они становятся мне понятны через некоторое время? (временной отрезок желательно указать, например, день, неделя, ценность станет понятна спустя несколько лет, когда сам испытаю те же чувства, о которых шла речь).

  4. Ценности, зачастую были мне знакомы и лично значимыми, нежели присвоены в процессе какого-то дела, мероприятия?

  5. В какой степени на формирование той или иной ценности повлиял педагог или одноклассник, партнер по проекту?

Таким образом, вполне уместно полагать, что проект «Театр как образ жизни» отличает деятельностно-ценностная концепция воспитания.

Литература:

  1. Аверьянов, П.Г. А как же ценности?/Воспитательные инновации: сборник научных и методических работ/научный редактор С.Д.Поляков. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-100с. ISBN978-5-7432-0642-1



© 2010-2022