Семья как носитель духовности

    Восстановление духовных основ жизни сегодня - это проблема и семьи, и общества в целом; семья не в состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает в настоящее время Россия. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности.Семья – это непреходящая ценность, она всегда будет актуальна, как маленькое «государство в государстве» и не потеряет своего значения в первую очередь для каждого человека....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья-носитель духовности

Введение
Семья - сложное социально-культурное явление. Специфика и уникальность её в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Христианство освятило и возвысило до степени Таинства брачные отношения мужчины и женщины, усмотрело образ и подобие сверхъестественных отношений Христа и церкви. Брак является священнодействием, в котором посредством видимых знаков преподается верующим невидимая благодать Святого Духа. Христианство утверждает, что брак свят и поэтому нерасторжим, как в живом человеке единство тела и души. не расторжимо. Если отношения людей не основаны на узах брака и родства, то это не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнёрством.
Общество покоиться на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье. Из словаря русского языка С.И.Ожегова «Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. «Хранитель - человек, который хранит, оберегает кого-нибудь, бережет что-нибудь». Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создаёт больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

Проблема: Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, крайне обострили проблему семейных взаимоотношений. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.
Восстановление духовных основ жизни сегодня - это проблема и семьи, и общества в целом; семья не в состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает в настоящее время Россия. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности. В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях. Указанные социально-экономические причины фактически привели к кризису семейных ценностей, потере духовности. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются связующими звеньями семейных отношений, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.
Актуальность исследования проблем, связанных с семейными ценностями, вытекает из существенного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека. Семья - это непреходящая ценность, она всегда будет актуальна, как маленькое «государство в государстве» и не потеряет своего значения в первую очередь для каждого человека.
Цель: Показать роль семьи как хранителя и носителя духовности.
Задачи:

  1. Выяснить значение слова «семья», ее сущность.

  2. Изучить духовные основы православной русской семьи.

  3. Значение православных святых, покровителях семьи.

  4. Проанализировать резервы укрепления семьи в современном обществе.

Понятие слова «семья», ее сущность
Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе. Это-социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение, восходя к значению территориальной общности. Согласно Ляпунову семья подобно братия, восходит к обозначению территориальной общности, родственного сябёр. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которая в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2 - экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3 - духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Сущность и смысл семьи, таким, образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или деторождении, как считают некоторые социологи, а в продолжении рода в самом широком смысле слова. (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Духовные основы традиционной русской семьи
В народном сознании древнерусского человека род (семья, родственники, племя), народ, Родина не просто одним морфологическим корнем, а отражали специфику миропонимания, идею развития общества. Не случайно в славяно-русской мифологии одним из главных божеств был Род - родоначальник жизни, дух предков, покровитель семьи. Люди, вступая в брак, вступают в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задаёт ему ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в тоже время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода - это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говориться, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее. Уже сам процесс создания семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. По русской традиции обряды, предшествовавшие созданию семьи, сопровождающие заключение брака, ограниченно заключали в себе светские и церковные ритуалы. Рождение новой семьи церковь скрепляла венчанием. Оно означало, что создается не просто гражданская ячейка, но и возникает духовный союз, несущий в себе высокие обязанности не только по отношению к друг другу, но и г Богу. Через венчание молодожены принимали в свою семью самого Христа в соответствии с евангельской заповедью « …Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). Религиозно-нравственное значение венчания состояло в том, что именем Христа утверждалась богоучрежденность брака, его нерасторжимость, ибо «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6). Желанием жить по вере молодая семья вносит определенную упорядоченность в отношения, обретает высший духовный смысл своего союза, а он в православной традиции состоит в любви. Назначением православной семьи является дальнейшее развитие любви, возвышение ее, преображение с ее помощью души, ибо Бог есть любовь. А чтобы приблизиться к нему, вести достойный его образ жизни, необходимо уподобится ему в любви. Апостол Павел в послании к колоссянам писал: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. (Кол 3.14). Только высшая евангельская любовь может внести непреходящую гармонию в семейные отношения.
Особо следует обратить внимание на такую норму духовно-психологического общения в русской семье, как институт крестных отцов и матерей. В семьях русского Севера крестную мать называли «божатка» (мать, данная от бога при крещении). Крестные родители принимали на себя ответственность за нравственное становление крестных детей, помогая им в трудных жизненных коллизиях. В крестные чаще выбирали сородичей, тем самым еще более укрепляя родовые связи. Но крестными становились и ближайшие друзья, уважаемые соседи, тем самым, расширяя границы рода.
Вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и души.
Таким образом, семейные и родовые отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности - одного из главных признаков жизни православных христиан. Церковь как бы проецировала родственные отношения на всех единоверцах. Все дети единого Бога - братья и сестры во Христе. Православная семья и род, таким образом, давали идеал соединения людей в своем наивысшем духовном проявлении. Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Высший смысл в свете христианской концепции жизни воспринимается как служение Богу, следование евангельским заповедям. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, "малой церковью".

Православные святые - покровители семьи
Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Высший смысл в свете христианской концепции жизни воспринимается как служение Богу, следование евангельским заповедям. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, «малой церковью».
Святыми покровителям семейного благополучия считается благочестивая пара - Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица. В христианстве они выступают как идеальная супружеская чета, как наиболее полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует чудо. Иоаким и Анна отличались праведной жизнью и добрыми делами, но главной их скорбью была бездетность. В то время у израильтян считалось, что если у семьи нет ребенка, значит люди сильно прогневали Бога своими грехами. Но однажды, как повествует предание, Господь услышал молитвы супругов и послал архангела Гавриила возвестить Анне, что она родит девочку. И, действительно, вскоре Анна родила дочь, которую назвала Марией, как повелел ей Ангел. 21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник - великое утешение для бездетных супругов. Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.
Еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании благополучной семейной жизни, - это Покров Пресвятой Богородицы. Происхождение праздника связывают с событиями 910 года. Церковное предание повествует о том, что на Константинополь напали сарацины, и многие жители на коленях и со слезами молились, чтобы миновала беда. Когда полчища врагов уже были готовы ворваться в город, произошло чудо: Святой Юродивый Андрей увидел, что сама Божья Матерь спустилась с небес по ступеням и, встав на колени, молилась со слезами на глазах о спасении народов.
Вскоре после этого на Руси был принят праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С Покрова дня - 14 октября - начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы Господь послал им хороших женихов. Они считали, что белый покров, это тот самый омофор, которым Небесная царица, покрывает землю и защищает.
По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году. Святые Петр и Феврония Муромские стали в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности. Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия. История их жизни довольно долго существовала в устных преданиях муромской земли. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слились в народной памяти с легендами и притчами этого края. В 16 веке эта история была записана, благодаря чему мы сегодня можем восстановить некоторые подробности их жизни. Согласно Житию святых, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему было открыто, что излечить его сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она исцелила князя, но тот не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме. Идеальная жизнь этой семейной пары заслужили любовь народа. Они явили образ христианского супружества. Князь Петр и его супруга Февронья-ярчайшие личности Древней Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Сегодня многие россияне молятся Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах люди просят Бога об искренней любви, о семейном согласии, разрешении семейных проблем, исцеления болезней.

День Петра́ и Февро́нии (Феврония Русальница) - народно-православный праздник. Отмечается 25 июня (8 июля) . День покровительствовал семье и любви. Первый покос. Согласно календарю народных праздников, соотносящемуся с православным, в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника - «Дня семьи, любви и верности». Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева - Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника.

Выводы

Любовь, семья, дети! Что в мире может быть драгоценнее! Из вышеизложенного следует, что необходимо сближение церкви и государства. Оно должно проявляться в восстановлении тех социально-нравственных, духовных приоритетов, которые изначально выделяли среди других русскую цивилизацию. Среди них отношение к человеку как высшему творению Божию, ничем не заменимой самоценности, отношение к семье как важнейшей социокультурной ячейке общества, придание высокого нравственного статуса таким категориям, как совесть, честность, трудолюбие, доброта, милосердие и т.п.
Исторический опыт многих народов свидетельствует, что сохранение памяти о предках, почитание старших в роду является цементирующим основанием семьи. И в наших условиях не требуется больших финансовых вложений, чтобы вызвать интерес в обществе к восстановлению этого основания. Эпизодическое обращение средств массовой информации к некоторым дворянским, купеческим династиям прошлой России не решает проблемы. Необходимо восстановить родовую память не выборочно, а практически у всех россиян. Восстановление родовых, семейных традиций ни в коей мере не означает возврата к примитивному домашнему производству или обязательному продлению рабочей династии. Цель состоит в том, чтобы вернуть изначальную ценность честному труду на семейном поприще, на службе ли, производстве, сделать потребность в труде одним из главных мотивов жизнедеятельности. Отношение к труду как добродетели может изменить нравственную атмосферу и во многих молодых семьях. Если в такой атмосфере будут формировать характеры детей, то общество в конечном итоге будет нацелено на созидание. А рвачество, делячество, эгоцентризм вновь станут расцениваться как патология, а не норма жизни.
Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей между поколениями. Чтобы между родителями и детьми не возникла душевно-духовная «дистанция», нужно не допускать ее между отцом, матерью, с одной стороны, и их родителями с другой. Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия, нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Не потому ли, что «старые и малые» более свободны от соображений житейской выгоды, отношения между ними белее искренни и духовны. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком изобилии представлено в нашей повседневности.
Благодаря семье крепнет и развивается государство! Во все времена по положению семьи в обществе судили о развитии страны. Это потому, что счастливые семьи - залог процветания и благосостояния граждан. Чувства, на которые опирается хорошая семья хороших людей, это как бы строительные кирпичики счастья. Многие браки в наше время совершаются по корыстному расчету. И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Желанием жить по вере молодая семья вносит определенную упорядоченность в свои внутренние отношения, обретает высший духовный смысл своего союза, а он в православной традиции состоит в любви. Назначением православной семьи является дальнейшее развитие любви, возвышение ее, преображение с ее помощью души, ибо Бог есть любовь.

В соответствии с Российской конституцией наши граждане имеют право выбора между атеизмом и вероисповеданием, а следовательно, и духовным образованием. Поэтому курсы, факультативы, воскресные школы основных в стране конфессий, и в первую очередь православной- настоятельная потребность времени. Сотрудничество школы и церкви (такой опыт уже есть), церкви и учреждений культуры может дать значительные результаты в воспитании молодежи и школьников. Это, в конечном итоге, не может не сказаться на преодолении бездуховности, восстановлении высших традиционных ценностей, которые и составляют прочный фундамент семьи.

Таким образом, проблемы современной семьи, порожденные преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы в единстве церкви и государства на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры.

Список литературы

1. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

2. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск: Мордовское книжное изд-во. 1995.

3. Даль В.И.; Д155; Толковый словарь русского языка. Современное написание. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.-992с.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.

4. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995.

5. Бестужев-Лада И.В. Женщина нового века. //Наука и религия. 1996. № 3.

6. Социально-политический журнал. 1993. № 4.

7. Спаси и сохрани. Православный медико-просветительский центр "Жизнь".

М., 1996.




Интернет-ресурсы:
wikipedia.ru

5) Святое Евангелие.

М.: Сретенский монастырь; «Новая Книга», «Ковчег», 1998. 680 с.

6)Книга актовых записей.

7)Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа.

Издание Сретенского монастыря 1998



16

© 2010-2022