Разработка классного часа Толерантность

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Толерантность»

.Цель: показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Задачи:

1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;

2.Углубить понимание его значения;

3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.

4. Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

Кл.рук: Начать нашу встречу я бы хотел начать с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей сегодняшней встречи. И так название притчи «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Кл.рук: Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (о дружеских взаимоотношениях в классе, в школе)

У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Не всем, может быть, знакомо это слово - Толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Затем класс делится на две команды и им выдается детская игра «Мозаика», причём у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, т. к. у них не хватает одного звена.

Кл.рук: Что произошло? Почему при выполнении простого задания оказались проигравшие? (Дети комментируют)

Кл.рук: Какая связь между мозаикой и вашими взаимоотношениями? Вспомните работу в группах. Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья были маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.

А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

Какие мы?

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

Кл.рук: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

Кл.рук предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)

Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут).

Кл.рук предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Кл.рук собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга.

Кл.рук: Это очень даже хорошо, что мы не похож и друг на друга, мы становимся интересны друг другу тем самым, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Кл.рук: Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера.

Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Кл.рук: Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Кл.рук делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Кл.рук: Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами.

А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель - получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.

Кл.рук: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Кл.рук: А сейчас я вам предлагаю просмотреть отрывок из фильма «Чучело» в главной роли Кристина Орбакайте. Обратите внимание на главных героев, какие он, как у них проявляется толерантность по отношению друг к другу.

Вопросы к обсуждению после просмотра фильма

«ЧУЧЕЛО»

О чем тебе говорят, просмотренные сюжеты?

С какими наиболее яркими переживаниями ты столкнулся во время просмотра?

Какие чувства испытывает главная героиня?

Если класс и главная героиня не придут к общему решению конфликта что будет?

Каковы основные потребности, надежды, заботы главной героини?

Как окружающие относятся к этому человеку?

Каковы чувства, потребности окружающих?

Чего именно хочет сейчас главная героиня?

Возможно ли решение конфликта?

Какие варианты решения конфликта возможны?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

Каково преимущество толерантного общения?

Работа по группам:

В каждой группе вспомнить по одному примеру толерантного и нетолерантного поведения:

1) в истории России

2) в истории школы или класса

Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях этот качество вам необходимо?

Составляется «Дерево толерантности»

Кл.рук: Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс, наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными.

Затем листочки приклеиваются на дерево.

Источник информации:

  1. edu.tatar.ru/upload/images/files/классный%20час%20ТОЛЕРАНТНОСТЬ.doc

  2. kaninschool.ucoz.ru/master-klass_ne_otsenivayte_lyudey_a_tsenite_ih.pdf

  3. collegy.ucoz.ru/publ/84-1-0-16252


© 2010-2022