Буддийская ступа Жанчип шодон

Тезисы работы Цыбиковой Даримы. Буддийская ступа Жанчип шодон Бурятия – одно из немногих мест, где сохранились уникальные памятники буддийской культуры – ступы – субурганы. Белеющие вдали субурганы – неотъемлемая часть пейзажа этнической Бурятии. Назрела необходимость специального конкретно-исторического исследования роли и значения субурганов. Исследование субурганов актуально именно сегодня, поскольку без изучения глубинных основ любого элемента своих корней невозможно возрождение духовной кул...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тезисы работы Цыбиковой Даримы. Буддийская ступа Жанчип шодон

Бурятия - одно из немногих мест, где сохранились уникальные памятники буддийской культуры - ступы - субурганы. Белеющие вдали субурганы - неотъемлемая часть пейзажа этнической Бурятии.

Назрела необходимость специального конкретно-исторического исследования роли и значения субурганов. Исследование субурганов актуально именно сегодня, поскольку без изучения глубинных основ любого элемента своих корней невозможно возрождение духовной культуры.

Проблема исследования состоит в том, что нет достаточно материала о ступах Бурятии.

Объект исследования - буддизм

Предмет исследования - буддийские ступы, ступа «Жанчип шодон»

География исследования - Еравнинский район, местожительство хори-бурят, одного из крупных племён бурятского этноса.

Цель исследования - выявить роль, структуру, символику буддийских ступ.

Исходя, из поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Показать символику буддийских ступ

  2. Показать роль и историю известных ступ в Еравне

  3. Описать структуру субургана на примере Жанчип - шодон в местности Сагаан Марса

Настоящее исследование основано на статьи газеты «Дүхэриг», на сведения информаторов. Тут особо следует отметить статью Д. Цырендашиева «Субурган в судьбе улуса», в которой представлена суть буддийской ступы. Цыбен Жамцарано затрагивает темы буддийских субурганов. Даётся собственные полевые исследования о структуре субаргана.

«Субурган - это разновидность памятного сооружения, воздвигалась в честь какого-либо события в истории буддизма. В системе буддийской символики рассматривается как вертикальная модель мира. (Жамцарано, 364)

В строении субаргана присутствует символика 5 стихий, первоэлементов: земля, вода, огонь, дерево, железо. Нижняя часть в виде четырёхугольника символизирует землю. Над четырёхугольником стоящая трапецивидная основная часть означает воду. 13 уменьшающихся наверх ступенек означает огонь, дающий просветление. Наверху мы видим 13 кругов, которые символизируют ступени знаний, и человек становится всё просветлёнее. 13 хурдэ заканчиваются зонтообразной крышей, которая является символикой ветра. Над символом ветра прикрепляют Огонь, Солнце и Луну - символ вечного движения. Что касается дерева, то в основание кладут кедровое дерево - сорогшон.

Преобладают при раскраске ступы цвета пяти элементов: белого железа, красного огня, синей воды, зелёного дерева. «Раскраска и поддержание в чистоте ступ считается благой заслугой». (Дондог лама).

Ступы на земле еравнинской.

«Первые субурганы на территории Еравны появились после 1860 гг, но в 1930-ые гг. почти все субурганы были разрушены» (Ж.Цыбиков). В последние годы появилось множество ступ. На каждом субургане имеется надпись: чему и кому он посвящён и на чьи средства он сооружён.

На прекрасной Эгитуйской долине вокруг дацана белеют ступы. Эти ступы посвящены, например декану факультета Жуд Зодбын ламхай, Хамба ламе Цыбикову Мунко, Эрдэнин Соржо и многим другим.

В буддийском мире был знаменит Зодбын ламхай. Зодбын ламхай, родом из Голбайн хальбинов, открыл в 1880 году факультет Жуд. Много лет руководил Эгитуйским дацаном. Пытался переместить Эгитуйский дацан, который находится почти на западной границе Еравны, в местечко Шэндалай в Голубае. Это было благородным стремлением поставить дацан в самом центре Еравны. Об этом свидетельствуют архивные данные: «в 1896 году ширетуй Зодбоев, Сандан лама начали переговоры о перенесении Эгитуйского дацана в местечко Шэндалай», «Переписка между Верхнеудинским земским исправником, Хоринской степной думой и доверенными Еравнинских бурят в 1896 году о перенесение дацана в район Еравнинских озер» из фонда Эгитуйского дацана (Ф285.,оп.2). В 1897 году часть бурят из западной части Еравны отправили прошение Богдо-Гэгэну, чтобы оставить дацан на месте. Прошение было удовлетворено.

Говоря о субурганах Еравнинского района, нельзя пройти мимо субургана, посвященному Эрдэнийн-соржо. В 2002 г. в сентябре около села Улхасаа поднялся субурган, названный «Бадма Сэсэг» т.е. Лотос. Это второй субурган в честь Эрдэнийн-соржо. Первый находится в Эгитуйской долине. Эрдэнийн-соржо знаменит тем, что привез статую Зандан-Жуу в Эгитуйский дацан, пройдя все пути трудности из Китая. Субурган «Лотос» посвящен детству Будды. Когда маленький Будда начал делать первые шаги, то на месте, куда он наступал, начали цвести лотосы. Удивленные родители, чтобы увековечить этот удивительный случай, построили субурган названный «Бадма Сэсэг-Лотос». После этого стали строить субурган «Бадма Сэсэг» в честь передовых мыслей, стремлений.

Сагаан Марсын Жанчип шодон

В глухой еравнинской тайге, по старой Московской дороге, недалеко от вершины Уды был полуразрушенный субурган. Этот субурган самый древний субурган, сохранившийся в годы репрессии, когда другие ступы были разрушены.

Летом 2014 года был полностью восстановлен субурган «Жанчип шодон». Все этапы восстановления были мною сфотографированы и сняты на видео моим научным руководителем. Это родовой субурган моего научного руководителя.

Про субурган и о том, что входит в ступу говорят мало, поэтому мы берём смелость приводить здесь сведения, полученные мною во время восстановления ступы.

В верхнее бумба кладут:

1. священные книги

Интересные сведения об этом даёт Ц. Жамсарано «Субурган может издавать звук, если священная книга положена вниз головой »

2. Сделанные из глины фигурки богини Тары или просто пирамидки

3. Девять драгоценностей - золото, серебро, сталь, бронза, медь, перламутр, лазурит, латунь, кораллы. Всё это нужно накрыть сушенными благовонными растениями - санзай.

В нижнее бумба должны входить следующие предметы:

1. Ружье, сабля, нож - все эти оружия должны быть острием направлены друг на друга.

2. Пять видов растений: подсолнух, белый чабрец, еловые ветки, багульник. Эти растения нужно сушить и положить в пять шелковых мешочков.

3. Пять видов злаковых зерен: Ячмень, пшеница, овес, пшено или рис, рожь или зерно. Нужно их хорошо пожарить и положить в пять шелковых мешочков. Ещё надо положить

4. мед,

5. пятицветные хадаки,

6. зелёный чай (целиком),

7. местный аршан

Почему кладут именно эти вещи? Ответим на этот вопрос словами улигера: «Согласно преданию, ночью сюда слетают духи гор. Они умываются, потом раскуривают благовонный санзай, и удобно расположившись на шелку, отведывают поджаренные зерна и ведет неспешный разговор. Перед рассветом, пожелав всяческих благ жителям этой долины, расходятся по своим владениям».

Основанием субургана является сорогшон. «Сорогшон - отесанный с четырех сторон кедровый брус, весь исписанный специальными молитвенными текстами.

С южной стороны купола бумба у любого субургана вделана божница.

Прекрасно стремление родственников Бойбон Цэдэна и людей, живущих в местности Сагаан Марса восстановить «Жанчип шодон». Они ходили к Римбуши багши, и от него узнали, что этот старинный субурган носит имя Жанчип шодон, который призван оделять верующих в него людей силой духа, удачей и просветлением.

Участвуя в строительстве ступы, я узнала, что главное назначение строительства в том, чтобы помогать живым существам, очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления, вследствие чего возрастают заслуга и мудрость.

Узнала много нового о том, что входит в состав предметов, входящих в субарган. Каждый предмет имеет своё символическое значение.

Из всех 8 видов ступ главной остается Ступа Просветления (Жанчип шодон), являющая собой цель буддийского пути - познание собственных мыслей, полное просветление, что означает освобождение человеческого ума от помех и препятствий, раскрытие способностей собственного разума.

Белеющий одиноко на вершине пригорка субарган, столь же естественен для бурятского ландшафта как одиноко растущая сосна или причудливая россыпь камней.

Если мне удалось показать хоть частичку сути буддийской ступы, хотя бы только в одном ракурсе, пусть не на самом эффектном из возможных, я сочту свою задачу выполненной, ибо в любой культуре, как и в любой реальности, нет аспектов, не стоящих внимания.

Использованная литература.

Жамсарано Ц. Путевые дневники 1903 -1907 гг. - Улан - Удэ, БНЦ СО РАН, 2001

Д. Цырендашиев. «Субурган в судьбе улуса»\\ Духэриг. 2.09.2004

ж. Эхо планеты №29 от 06.1991

Фонд Эгитуйского дацана Ф285.,оп.2

Респонденты:

Дондог лама

Ж.Цыбиков

С.Цыбикова

А.Жамаганова

© 2010-2022