Работа классного руководителя по формированию воспитательной среды класса

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А.С. Макаренко


Доклад

«Работа классного руководителя по формированию воспитательной среды класса»
























Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Классный руководитель - это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в классе; классный руководитель - это духовный наставник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры, организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива, создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе, координатор усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.

Главная задача в моей работе как классного руководителя - это создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений - всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом, помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни. Это важно, как в пятом классе, так и на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, родному краю, природе - вот те качества, которые я стараюсь формировать у своих детей. Я как педагог всегда ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть, не попустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию.

Многолетняя работа с учащимися и родителями позволила мне создать некую модель воспитательной системы класса, которая условно называется «Я + мы».

Цель ее - способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации, которая предполагает развитие самостоятельности, способности строить жизнь, достойную человека, основанную на Добре, Истине, Красоте.

Основные принципы:

- Помни: вместе мы - сила;

- Уважай каждого человека;

- Ты отвечаешь за всех, все - за тебя;

- Вдумчиво относись к людям, будь толерантным;

- Сделав, проанализируй.

Данная система предполагает:

1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом. Ощущение себя равноправным членом коллектива школы.

2. Мотивацию учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

3. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.

4. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных условиях.

5. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя.

Внеклассная работа была и остается разносторонней и разноплановой, дети имели и имеют возможность проявить себя в самых разных делах. Я стараюсь вовлечь во внеклассные мероприятия абсолютно всех. Мне это удавалось с детьми выпусков 2007, 2012 годов, так как им всем нравилось участвовать во всевозможных творческих делах. В течение всех лет проводилась работа по выявлению интересов и склонностей учащихся с целью создания условий для их реализации. Практиковалась смена поручений и организация микрогруппы по подготовке коллективных дел.

Основным местом жительства класса является мой кабинет русского языка и литературы. В нем происходят главные события классной жизни. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка - все это делается и поддерживается всеми членами классного коллектива.

Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах, воспитание гражданского долга, патриотизма, правовой культуры, гордости за свой родной край, преданность родному поселку, школе, развитие чувств единения, школьного братства, коллективизма, интереса к героическому прошлому нашего народа осуществляю через классные часы: «Символы России», «Я - житель поселка Октябрьского» (совместно с детской библиотекой) и районным музеем, участие в акциях «Милосердие», организацию экскурсий, походов с целью изучения родного края, классных часов, посвященных юбилею Героя Советского Союза М.И. Конева, «Дети войны»

Решая проблему гражданского воспитания учащихся, прежде всего сосредотачиваю свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. С этой целью провожу цикл бесед «Старинная пословица не мимо молвится», где учащиеся знакомятся с нравственными позициями людей прошлого, развиваю желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Удачно и с каждым классом по-разному проходит классный час «Как здорово, что мы вместе».

Своим воспитанникам даю уроки хороших манер. В работе с детьми использую педагогические технологии и методические приемы для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, формирование ценностной установки на здоровый образ жизни, развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности. С этой целью провожу классные часы о вреде курения, алкоголя, наркотиков с приглашением специалистов, дети участвуют в Днях здоровья, туристических слетах.

Основная цель этой работы - сохранение и укрепление здоровья ребят класса, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Пропаганду здорового образа жизни и профилактике табакокурения и наркомании уделяю большое внимание. Были проведены мероприятия: познавательная ролевая игра «Суд над наркоманией», «Коварная сигарета», «Мифы и правда об алкоголе», беседы с привлечением медицинских работников.

Пытаюсь формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок», учу детей приемам преодоления проблем в общении, провожу классные часы «Как прожить без конфликтов», «Учимся предотвращать и разрешать конфликты», «Карманные деньги», «Мы за чаем не скучаем». Учащиеся класса принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов, клубе «Что? Где? Когда?», спортивных соревнованиях. Созданию благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников, условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии, формированию интеллектуальной культуры, развитию кругозора и любознательности, потребности в образовании способствует система классных часов «Учись учиться», «Самостоятельность, самообразование, самоуправление», привлечение учащихся к занятиям в кружках, участие в олимпиадах, конкурсах, международных играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Лис», чемпионатах.

При реализации задач важное место отвожу регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников. По ситуации провожу индивидуальную работу в виде «Карты успеха».

С переходом в 5 класс или несколько позже у подростка снижается общий интерес к учению. С целью преодоления этих трудностей я строго слежу за успеваемостью каждого ребенка. Каждую четверть составляю подробный отчет ученика, в сравнении с прошлыми результатами, выясняю, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:

- усложнение учебного материала;

- завышенная самооценка;

- заниженная самооценка, комплексы;

- ослабление контроля со стороны родителей;

- преобладание внешних интересов.

После выявления причин неудач с ребенком и его родителями провожу индивидуальную работу. Предлагаю пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день. С учениками провожу занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждаю вопрос, как помогать ребенку дома.

Были проведены познавательные часы: «Учеба - наш главный труд», «Нужны ли знания», «Много знать - хорошо или плохо?».

Не оставляю без внимания и вопросы, способствующие сплочению семьи, укреплению связи школы с семьей. Провожу круглый стол «Вечер трудных вопросов», праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники», походы на природу, соревнования «Мама, папа и я», праздники для пап и мам.

Общаясь с родителями моих учеников, я поняла, что они мои первые помощники, члены классного коллектива. Родители участвовали во многих наших праздниках, присутствовали на уроках, следили за обстановкой в классе, на уроках, на переменах. В результате я пришла к выводу, что только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели.

Для расширения познавательного и культурного кругозора провожу различные мероприятия. Традиционными стали «Татьянин день», «Веселая Масленица», «Рыцарский турнир» ко Дню Защитников Отечества, «Королева весеннего царства», День влюбленных. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Члены классного коллектива посещают музыкальную школу, ДДТ.

Важной задачей классного руководителя является воспитание у учащихся трудолюбия, уважения к труду взрослых, формирование представления о разных профессиях и подготовка к выбору профессии.

С этой целью в школе созданы профильные классы и элективные курсы. Классному руководителю надо помочь ребятам в трудном и важном деле выбора жизненного пути. Поэтому мы ездим в Пермь на ярмарку профессий, встречаемся с работниками Центра занятости, организуем встречи с людьми интересных профессий.

Целенаправленная деятельность классного руководителя по формированию воспитательной среды класса вместе с родителями и учениками способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

- большинство ребят хорошо чувствуют себя в классном коллективе, могут свободно высказать свое мнение;

- учащиеся любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.

Учащиеся принимали активное участие в школьных и районных олимпиадах: Пастухова Лена была призером районных олимпиад по русскому языку и литературе с 9 по 11 класс. В областном туре олимпиады по литературе она заняла 5 место по краю. Не раз занимали призовые места в районном туре олимпиады по математике Нигматьянова Эля и Селезнев Саша. На конкурсе «Грамотей» Коробицина Настя заняла III место по краю. Набиева Эльза и Коробицина Настя были призерами районных олимпиад по русскому языку, литературе, иностранному языку. Эти ученицы были дипломантами всех Всесоюзных Астафьевских чтениях в г. Чусовом. В краевом конкурсе детских музыкальных коллективов в г. Перми Коробицина Настя и Немчанинова Надя заняли I место, на Краевой выставке детского художественного творчества в рамках XV Международного конкурса детского рисунка «Кем быть?» Булатова Нина получила Диплом III степени, Воробьева Вика - благодарность за участие.

В краевом конкурсе художественных работ из растительного материала эти девочки получили Грамоты. В областном конкурсе чтецов «И слово ковало победу» набиева Эльза получила Диплом в номинации «Поэзия». Во всероссийском конкурсе детских музыкальных коллективов в г. Сочи Коробицина Настя, Немчанинова Надя заняли I место.

Во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» Пастухова Наташа заняла I место по району.

Мои ученики принимали активное участие в экологической операции «Нам здесь жить» по уборке территории поселка, митингах «Этих дней не смолкнет слава», в праздниках «День поселка», «Сабантуй», «Веселая Масленица», участвовали в акциях «Поделись радостью», «Скажем наркотикам: Нет!», «Безопасное колесо», «Не разрушая себя».

Если подводить итоги воспитательной работы, то можно сказать, что мои ученики получили и получают уровень знаний в области культуры и этики. Значительно расширился кругозор и уровень знаний по предметам. Набиева Эльза на ЕГЭ - 2014 по русскому языку набрала 98 баллов. Стали проявляться способности, умение верно оценивать жизненные ситуации. В этом году выпустились обаятельные, неугомонные патриоты своего края, целеустремленные, предприимчивые, озорные, честные ребята. Нынешних еще предстоит отвоевывать у уличных авторитетов и выпускать с путевкой в жизнь стойкими, гуманными, культурными людьми, вооруженными знаниями и навыками, необходимыми в жизни.

Мои классы - это классы моего становления как классного руководителя. С ними я пережила и переживаю все трудности и радости формирования дружного коллектива. Во всем и всегда я стараюсь идти по жизни со своими учениками. Сколько счастливых мгновений пережито с ними. Не счесть. Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная, самая важная.

В заключении хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с мин совершить восхождение».

Спасибо.






© 2010-2022