- Преподавателю
- Классному руководителю
- Планирование воспитательной работы Программа воспитательной работы в 5г классе
Планирование воспитательной работы Программа воспитательной работы в 5г классе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стародубова И.С. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение Улетовская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
воспитательной работы 5-9 класса
на 2014 -2019 гг.
Составитель:
Стародубова Ирина Сергеевна классный руководитель 5 г класса.
Паспорт программы.
Срок реализации программы: 2014 - 2019 гг.
Составитель программы: Стародубова Ирина Сергеевна .
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи:
- формирование у обучающихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;
- создание психологически комфортной обстановки в классе;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;
- воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.
Основные направления:
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи виды и формы деятельности.
«Интеллект» - направление используется в целях усиления учебной мотивации учащихся, реализуется результативность учебной деятельности, создаются условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
«Здоровье» - направление ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
«Наша школьная страна» - направление представляет развитие интереса к внеклассным мероприятиям, интереса к общественной жизни класса и школы, жизни села, страны и общества.
«Семья» - данное направление продолжает работу над максимальным сближением интересов родителей и педагогов в развитии личности, над реализацией системы «учитель-ученик-родитель».
Пояснительная записка.
Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко А.С.
На современном этапе необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в правильном направлении, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, которое во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и обучающихся, и классного руководителя.
В реализации программы воспитания мне нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности обучающихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это - классные часы, беседы, викторины, конкурсы, КТД и др.
Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача - помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда. И тогда успех непременно придёт к каждому!
Обоснование программы.
Цель программы: формирование сплочённого коллектива, духовно-нравственное становление толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи воспитательной деятельности:
-
Формировать у обучающихся межличностные отношения, гражданско-патриотическое сознание, навыки самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
-
Воспитывать толерантность, чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
-
Создать условия для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития обучающихся;
-
Создать психологически комфортную обстановку в классе;
-
Повысить социальную активность обучающихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни классного коллектива;
-
Воспитывать общую культуру обучающихся через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с глубокой перестройкой всего организма.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с большим удовольствием и довольно длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и совсем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Обучающиеся в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у подростка в учении и помочь ему преодолеть их.
Это, прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что в подростковом возрасте ребята очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить вне урока и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители.
В этом возрасте необходимо помочь обучающимся осознать главные нравственные нормы и правила. Также большую роль играет значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. И наконец, немаловажным является формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Основные принципы программы воспитания
Принципы, на которых построена программа, реализует идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребенка и приобщение к человеческим ценностям.
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.
2.Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок может выявлять свои способности, узнавать о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению своего «Я».
4.Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5.Принцип сотрудничества. Воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
-
Личностно - ориентированный подход - учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности обучающегося; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности обучающегося.
-
Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
-
Компетентностный подход - формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; обучающиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социальной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
-
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Этапы реализации программы.
Сроки реализации
Этап
Содержание деятельности
Сентябрь 2014
Подготовительный
- изучение личных дел, социального паспорта класса;
- выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы; - составление плана деятельности; - проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы; - изучение диагностических методик; - изучение и анализ нормативно - программных документов.
Сентябрь 2014- октябрь 2014
Организационный
- знакомство с классным коллективом; - диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей обучающихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала; - постановка целей и задач программы; - привлечение родителей к сотрудничеству; - планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям.
Октябрь 2014-апрель 2019
Деятельностный
- работа по основным направлениям воспитательной программы;
- сотрудничество с педагогическим коллективом, родителями обучающихся;
- необходимая корректировка запланированных мероприятий;
-промежуточный мониторинг успешности реализации программы;
-отслеживание результатов индивидуального развития обучающихся и классного коллектива в целом.
Апрель 2019-
июнь
2019
Рефлексия
-соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами;
-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;
-оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.
Основные направления воспитательной деятельности.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания -
«Семья».
Цель: формирование качеств личности, отвечающих представлениям об
истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии.
Задачи:
-
Развивать нравственные чувства и нравственное поведение.
-
Уметь выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступка.
-
Формировать у обучающихся умение строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания.
Примерная тематика классных часов
5 класс
1
Акция «Дети-детям».
2
Диагностика взаимоотношений в коллективе.
3
Культура общения в семье
4
Диагностика способностей ребёнка.
5
Занятие-тренинг «Если ты обидел…».
6
Беседа-обсуждение «Настоящий друг. Какой он?».
7
Классный час «Культура внешняя и культура внутренняя».
8
Классный час «Делайте людям добро».
6 класс
1
Семейный этикет. Уважение к родителям.
2
Международный день толерантности. Классный час «Сила слова».
3
Дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает?».
4
Классный час «Как правильно говорить? Экология слова».
5
Беседа «Ты, я, он, она, а вместе мы…».
6
Классный час «Как заслужить доверие?».
7 класс
1
Анкетирование. Методика выявления коммуникативно-организаторских способностей.
2
Беседа «Берегите друзей».
3
Международный день толерантности.
4
День матери. Семейный праздник «Самый дорогой человек».
5
Диспут «Всякое дело человеком ставится, человеком славится».
6
Классный час «Сквернословие - привычка или болезнь?».
7
Классный час «Творить добро».
8 класс
1
Беседа «В чём цель жизни?»
2
Диагностика определения ценностных ориентаций.
3
Классный час «Терпение - это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами».
4
Беседа «Слагаемые профессионального успеха».
5
Беседа «Хорошее и дурное влияние».
6
Анкетирование «Легко ли ты поддаёшься влиянию?».
7
Клубный час «Исторические корни этикета». Своя Игра.
8
Семейные ценности. Классный час совместно с родителями.
9 класс
1
«Коллективный автопортрет 9 класса». Самопрезентация классного коллектива.
2
Психологический тренинг. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
3
Классный час «Человек идеальный. Человек реальный».
4
Клубный час «Горькая правда или сладкая ложь?».
5
Диспут «Что такое счастье?».
6
Диспут «В чём смысл жизни?».
7
Беседа «В гармонии с собой и окружающими».
Ожидаемый результат:
Гармоничное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, социальной ответственности и компетентности -
«Наша школьная страна»
Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
-
Прививать детям чувство гордости за свою страну, район, село, школу.
-
Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию страны, традициям родного края.
-
Сохранять историческую преемственность поколений.
-
Воспитывать навыки культуры отношений, навыков общественной жизни,
-
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного села,школы.
Примерная тематика классных часов
5 класс
1
Выбор актива класса «Мы выбираем, нас выбирают».
2
Посвящение в Пятиклассники.
3
Классный час «Государственные символы России».
4
Беседа «Моя семья».
5
Классный час «Дело человеком славится».
6
Турнир - «Герой дня», посвященное Дню защитника Отечества.
7
Классный час «Покорение космоса».
8
Литературно-музыкальная композиция к годовщине победы в ВОВ «Нам дороги эти позабыть нельзя».
6 класс
1
День знаний «От цифирной школы к цифровой».
2
Акция «Скажем терроризму нет».
3
Информационный час «День народного единства. История празднования».
4
Героические страницы истории.
5
Возвращение к истокам. Традиции моей страны. Традиционные масленичные гуляния.
6
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Космонавтики. «А знаешь, каким он парнем был?».
7
Информационный час к Дню Защиты детей «Декларация прав ребёнка».
7 класс
1
Закон государства «Об Образовании». Что нужно знать школьнику?
2
Классный час «Героические личности истории.».
3
Беседа «Конституция - главный документ РФ».
4
Классный час «День Российской печати. Роль прессы в нашей жизни».
5
Клубный час «Героические страницы истории…».
6
Информационный час «Покорители космоса».
7
Виртуальное путешествие «Города-герои».
8 класс
1
Классный час «Россия в борьбе за мир».
2
Информационный час «Всемирная Декларация Прав Человека».
3
Викторина «О чём говорят улицы моего села?».
4
Интерактивная игра «Выборы».
5
Клубный час «Ты тоже родился в России».
6
Конкурсная программа «Гардемарины, вперёд!».
7
Диспут «Патриотизм и национализм. Что выбираешь ты?».
8
Клубный час «И помнит мир спасённый».
9
Классный час «Детство, опаленное войной».
9 класс
1
Беседа «В чём самая большая цель жизни».
2
Беседа «Ответственность за преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними».
3
Встреча с представителями учебно-профессиональных заведений. Пути получения профессии.
4
Информационный час «Закон о защите прав потребителей».
5
Классный час «Чем опасен карьеризм?».
6
Диспут «Страна, в которой мне хотелось бы жить».
7
Информационный час «Современный рынок труда».
8
Митинг, посвященный Победе в ВОВ «Слава Победе!».
Ожидаемый результат:
Формирование у учащихся бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России, природе, людям, Отечеству.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии - «Интеллект».
Цель: создание условий для развития творческой активности и повышению
мотивации к процессу познания.
Задачи:
-
Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
-
Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
-
Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Примерная тематика классных часов
5 класс
1
Диагностика способностей учащихся.
2
«Что читать? Как читать, чтобы очень умным стать? ».
3
Тренинг «Как развивать своё внимание».
4
Клубный час «Дерзайте отчизну мужеством прославить!».
5
Информационный час «Что такое нано технологии?».
6
Научно-познавательная игра «Юный Эрудит».
7
Клубный час «История книгопечатания на Руси».
8
Беседа «Они покорили космос!».
9
Викторина ко Дню Славянской Письменности «Откуда пришли Буквы?».
6 класс
1
Классный час. «Виды памяти. Тренировка памяти».
2
Информационный час «В мире энциклопедий».
3
Анкетирование «Мотивы учебной деятельности».
4
Диспут «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
5
День Российской науки. Клубный час. «Великие открытия Российских учёных».
6
Международный день памятников и исторических мест.
7
Игра «Что? Где? Когда?».
8
Путешествие по цветочным морям.
7 класс
1
Викторина «Памятники героям 1812 года».
2
Классный час «Образование дорого, а невежество ещё дороже».
3
Анкетирование. Определение психологического климата в коллективе.
4
Экскурсия в краеведческий музей.
5
«Стресс. Способы и приёмы снятия стресса» Психотренинг.
6
Игра «Поле чудес».
7
Семинар «Как работать с научным текстом. План. Тезисы. Конспект».
8 класс
1
Международный день грамотности.
2
Читательская конференция «Герои нашего времени».
3
Турнир Эрудитов.
4
Классный час «Лучшие университеты мира. История их появления».
5
Клубный час «Открытия, которые потрясли мир».
6
Классный час «Библиотеки мира».
7
Интеллектуальная игра «Физические явления вокруг нас».
8
Диспут «Учёный. Кто он? Какой он?».
9
Викторина «Занимательная информатика».
9 класс
1
Интеллектуальная игра «Путешествие по карте мира».
2
Анкетирование. Методика выявления профессиональных интересов и склонностей.
3
Диспут «Книги печатные. Книги электронные. За чем будущее?».
4
Диагностика уровня социальной адаптации выпускников.
5
Практическое занятие «Химия и я».
6
Читательская конференция «Судьба человека».
7
Тренинг «Учимся сдавать экзамены».
8
Конференция «Учиться нужно для того, чтобы достойно жить».
Ожидаемый результат:
Сплочение детского коллектива, сохранение особого психологического микроклимата в классе, формирование организационных и самоуправленческих качеств.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни - «Здоровье».
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у
обучающихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
-
Формировать осознанное отношение обучающихся к своему физическому и психическому здоровью;
-
Формировать важнейшие социальные навыки, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
-
Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.
Примерная тематика классных часов
5 класс
1
Беседа «О режиме дня пятиклассника».
2
Беседы: «Правила, цена которым жизнь».
3
Викторина о знании ПДД.
4
Беседа о личной гигиене.
5
Проведение инструктажа по ТБ в зимнее время, профилактика травматизма.
6
Беседа «Осторожно ГРИПП!».
7
Классный час «В гостях у господина Витамина».
8
Классный час «В здоровом теле здоровый дух».
9
Беседа «Если с другом вышел в путь. Как вести себя в походе».
6 класс
1
Беседа о режиме дня. «Правила Здорового образа жизни на каждый день».
2
Практическое занятие «Утренняя зарядка».
3
Классный час: «Привычки - хорошие и плохие».
4
Анкетирование «Спорт и я».
5
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».
6
Беседа-обсуждение «Настоящий спортсмен. Какой он?».
7
Классный час «Здоровое питание».
7 класс
1
Классный час «Здоровье и вредные привычки».
2
Беседа «Предупреждение травматизма во время занятий спортом».
3
Беседа «История Олимпийского движения».
4
Классный час «Опасен ли компьютер для здоровья?».
5
Беседа «Красивая осанка. Как помочь позвоночнику?».
6
Клубный час «Спорт в цифрах и фактах».
7
Инструктаж по ТБ во время летних каникул.
8 класс
1
Всемирный день туризма. Семейный поход.
2
Беседа «Гигиена полости рта. Уход за зубами».
3
Практическое занятие «Гигиена зрения».
4
Беседа «Способы закаливания организма».
5
Беседа «Наркотики. Оружие самоистребления».
6
Беседа «Сотовый телефон и здоровье».
7
День здоровья.
8
Беседа «Опасности ультрафиолета».
9 класс
1
Классный час «Активный отдых моей семьи».
2
Круглый стол «Страдания от кибермании».
3
Информационный час «Энергетические напитки».
4
Беседа «Влияние курения на организм человека».
5
День здоровья.
6
Клубный час «Профессия и здоровье».
7
Классный час «Ставим условие: долой сквернословие».
8
Инструктаж по ТБ во время летних каникул.
Ожидаемый результат:
Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования своего здоровья, негативное отношение к вредным привычкам.
Механизм реализации программы.
Сроки реализации Программы - пять лет: 2014 - 2019 учебный год.
Участники Программы:
-
Классный руководитель.
-
Обучающиеся.
-
Родители.
-
Социальный педагог.
-
Учителя-предметники.
Управление Программой осуществляет классный руководитель. В основу Программы положена коллективная творческая деятельность детей, педагогов, родителей.
Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны успешно решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
План реализации воспитательной программы.
Воспитательная работа на каждый учебный год запланирована разносторонняя с применением различных форм и методов. Это и проведение классных часов, и викторин, и бесед по здоровому образу жизни, по правилам поведения, этикету и др. Участие класса в школьных, районных и краевых конкурсах и мероприятиях.
Необходимо, чтобы воспитательная работа в классе строилась не только в рамках одного ученического коллектива, но и проявлялась во всех школьных делах, акциях, мероприятиях. Это позволит больше сплотить ученический коллектив, обучающиеся почувствуют ответственность за каждое порученное им дело, будут чувствовать свою необходимость и сопричастность к общему делу. В итоге ощутят свой успех и получат оценку своего творчества. Всё это поможет проявить творческие способности обучающихся, их наклонности, проследить систему взаимоотношений между обучающимися и взрослыми.
Обучающимся необходимо быть в центре внимания, чтобы с ними считались их одноклассники, друзья, взрослые. И тогда они непременно будут успешными и в школе, и в повседневной жизни.
Циклограмма классного руководителя.
Ежедневно
-
Работа с опаздывающими обучающимися и выяснение причин отсутствия учащихся.
-
Организация и контроль питания обучающихся.
-
Индивидуальная работа с обучающимися и родителями.
-
Встреча с обучающимися для выяснения психологического климата, настроя на учебную деятельность, состояния здоровья.
-
Индивидуальные беседы с обучающимися.
-
Организация и контроль дежурства в классе.
-
Проверка и отметка посещаемости.
Еженедельно
-
Проверка дневников обучающихся.
-
Проведение информационно-воспитательного часа.
-
Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану).
-
Работа с учителями-предметниками, социальным педагогом (по ситуации).
-
Работа с родителями (по ситуации).
Каждый месяц
-
Проведение тематического классного часа.
-
Консультации у социального педагога.
-
Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
Один раз в четверть
-
Оформление классного журнала по итогам четверти.
-
Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
-
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
-
Проводить родительское собрание.
Один раз в год
-
Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
-
Оформлять личные дела.
-
Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
-
Документация и отчётность.
-
Классный журнал.
-
Личные дела обучающихся.
-
План воспитательной работы с классом.
Ожидаемые результаты.
Образ выпускника 9 класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на 2 ступени обучения.
Нравственный потенциал.
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия. Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал.
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал.
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал.
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал.
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Список литературы.
1. Давыдова А.В.. Классные часы. 7-9 класс. - М.: ВАКО, 2008,2010
2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003
4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении»: Книга для классных руководителей 5-9 классов. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011
5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 - 2005
7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007.
8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса.
9. Шепелева Т.В. Классные часы. 5-6 классы. - Волгоград: Учитель, 2007
Интернет-ресурсы.
1. nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library
2.uchportal.ru
3.uroki.net/docklruk.htm