- Преподавателю
- Классному руководителю
- Практическая работа на педсовете Новые формы взаимодействия с родителями
Практическая работа на педсовете Новые формы взаимодействия с родителями
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кроха Л.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кроха Л.В., руководитель ШМО классных руководителей
Педсовет «Новые формы взаимодействия с родителями»
(МОУ «Новоигирменская СОШ №3», 14 марта, 2016 г.)
Часть 3. Практическая работа
Цель: освоение специфики новых форм работы с родителями; составление структуры мероприятия с родителями на основе предложенной проблемы с использованием инновационных технологий
Методика: брейнсторминг (мозговой штурм)
Вид деятельности: групповая
Ожидаемый результат: защита проектов мероприятия
Участники: педагоги школы
Краткое описание хода работы:
-
Просмотр видеоролика «Что это?» (без обсуждения)
-
Инструктаж по выполнению задания
-
Практическая работа
-
Защита проекта
-
Выводы, предложения
Задания для групп
(группы можно сформировать разными способами: по желанию, по составам МО, по жеребьевке и т.д.)
Уважаемые коллеги!
Вы посмотрели видеоролик «Что это?», в котором поднято несколько актуальных проблем воспитания.
Предлагаем вам, совещаясь в группе, заполнить пустые поля таблицы по одной из форм взаимодействия с родителями.
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению задания
-
Определите проблему, о которой вы хотели бы поговорить с родителями, основываясь на видеосюжет. Запишите ее в таблицу.
-
Подумайте, какой могла бы быть предварительная подготовка к указанному типу (в таблице) работы с родителями. Возможно, что подготовка не требуется.
-
Подумайте о формулировке темы. Не забывайте, что тема должна быть привлекательной для родителей (в форме вопроса, приглашения к размышлению, цитаты и т.п.)
-
Обсудите и запишите цель встречи с родителями. Предположите результаты работы.
-
Заполните поле «Задачи»: запишите пошагово, что и как вы и родители будете делать на мероприятии.
-
Выберите приемлемые для данной формы приемы и методы работы (анкетирование, опрос, дискуссия, беседа, просмотр видео, тренинговые упражнения, работа в группах, проект, выступления учащихся, выступления родителей и т.д.)
-
Подумайте, может быть, для достижения предполагаемого результата вам следует пригласить гостей (специалистов по каким-либо вопросам). Запишите, кто бы это мог быть, с каким вопросом и в какой момент выступить.
-
Возможно, у вас возникнут дополнительные идеи по организации мероприятия, поделитесь в строке «Что-то еще?»
Каждая группа получает свой пакет материалов для выполнения задания (инструкцию, бланк с таблицей, таблица дана в сжатом варианте, она должна занимать целый лист, поэтому перед печатью строки таблицы следует расширить )
Группа 1. Методика: «Круглый стол»
Краткая характеристика метода: круглый стол - все участники разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить, доказывать и т.п; форма работы - обычно групповая.
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
2
Тема мероприятия
3
Цель
4
Задачи
5
Приемы и методы работы
6
Приглашенные специалисты
7
Ожидаемые результаты
8
Что-то еще?
Группа 2. Методика «Родительский ринг»
Краткая характеристика метода: родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены различные проблемные ситуации воспитания, связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в классном коллективе. Анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения.
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
2
Тема мероприятия
3
Цель
4
Задачи
5
Приемы и методы работы
6
Приглашенные специалисты
7
Ожидаемые результаты
8
Что-то еще?
Группа 3. Методика «Родительское собрание»
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
2
Тема мероприятия
3
Цель
4
Задачи
5
Приемы и методы работы
6
Приглашенные специалисты
7
Ожидаемые результаты
8
Что-то еще?
Группа 4. Методика «Родительские чтения»
Краткая характеристика метода: родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, по и самим изучать литературу по проблеме. Родители читают книги по определенной проблеме и через определенный промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенностью таких мероприятии является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения.
Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и на свое отношение к нему.
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
2
Тема мероприятия
3
Цель
4
Задачи
5
Приемы и методы работы
6
Приглашенные специалисты
7
Ожидаемые результаты
8
Что-то еще?
Список литературы для подготовки:
-
Законы семейной жизни. По книгам К. Д. Ушинского.
-
Общаться с ребенком. Как? По книге Ю. Б. Гиппенрейтер.
-
Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.
-
Как формировать и развивать волевые усилия ребенка? По книге У. Джемса «Психология в беседах с учителями».
-
Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В. Г. Кротова «Массаж мысли».
-
Что делать, если… М. Коляды «Шпаргалка для родителей».
-
Как научить ребенка быть самостоятельным? По материалам книги М. Коляды «Шпаргалка для родителей».
-
Мудрость родителей. В чем ее сущность? По материалам книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе»,
-
Психосексуальное развитие детей. По материалам книги Мишеля Кле «Психология подростка».
Вам, конечно, интересно, что получилось у нас. Работа была продуктивной, на 15-20 минут. Предлагаю вам ознакомиться с ее результатами, приведенными без всякой корректировки. Правда, со многим в предложенных учительских группах можно не согласиться. Например, педагоги не совсем точно указали цели и ожидаемые результаты, не взяв во внимание, что мероприятие для родителей, а не для детей: «формировать терпимость младшего поколения к старшему», «рост нравственного развития детей», «пробудить желание детей с пониманием относиться к взрослым». И уж совсем странная цель: «научиться понимать другого человека». Думается те, кто возьмут за идею проведение такой практической работы, учтут наши ошибки.
Группа 1. Методика: «Круглый стол»
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
Отцы и дети
2
Тема мероприятия
Вечная проблема отцов и детей
3
Цель
Обратить внимание на актуальность данной проблемы и путей ее решения
4
Задачи
1. Выслушать участников разговора по данной проблеме
2. Наметить пути решения
3. Выработать советы по взаимоотношениям отцов и детей
5
Приемы и методы работы
1. Методикам «Ассоциативный куст»
2. Просмотр видео
3. Проблемный вопрос
4. Дискуссия
5. Работа в группах
6
Приглашенные специалисты
1. Школьный психолог
2. Совет старшеклассников
7
Ожидаемые результаты
Проект
8
Что-то еще?
КТД «Дети и родители»
Группа 2. Методика «Родительский ринг»
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
Проблема взаимопонимания отцов и детей
2
Тема мероприятия
Детство - это село Несмышленово, старость - это село Усталово и, не дай Бог, Одиноково
3
Цель
Формировать терпимость младшего поколения к старшему
4
Задачи
1. Просмотр видеоролика
2. Решение жизненных ситуаций
3. Дискуссия
5
Приемы и методы работы
Дискуссия, мини-беседа, работа в группах
6
Приглашенные специалисты
Психолог
7
Ожидаемые результаты
Научимся понимать внутренний мир другого человека
8
Что-то еще?
Группа 3. Методика «Родительское собрание»
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
Взаимоотношения между родителями и детьми
2
Тема мероприятия
Как аукнется, так и откликнется
3
Цель
Обратить внимание на взаимодействие в семьях между родителями и детьми
4
Задачи
1. Обсуждение видеоролика
2. Выработка стратегии поведения взрослых по отношении к ребенку
5
Приемы и методы работы
Просмотр видеоролика, дискуссия по проблеме,
беседа о поисках путей решения проблемы,
психологический тренинг
6
Приглашенные специалисты
Психолог
7
Ожидаемые результаты
Осознание родителей своей ответственности за воспитание детей, реализация путей решения проблем в семье, рост нравственного развития детей
8
Что-то еще?
И еще один вариант родительского собрания:
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
Отцы и дети: терпимость и терпение
2
Тема мероприятия
Семья - это зеркало души ребенка
3
Цель
Сформировать терпимость к старшему поколению и терпение к детям
4
Задачи
1. Обсудить понятия «терпение» и «терпимость»
2. Воспитание уважительного отношения к старости
5
Приемы и методы работы
Просмотр видеоролика, дискуссия по проблеме,
беседа, работа в группах
6
Приглашенные специалисты
Психолог
7
Ожидаемые результаты
Пробудить желание детей относиться с пониманием к взрослым
8
Что-то еще?
Группа 4. Методика «Родительские чтения»
Основные позиции
Заполните:
1
Проблема (или проблемы)
Толерантности
2
Тема мероприятия
Мудрость родителей. В чем ее сущность?
3
Цель
Раскрыть сущность взаимоотношений родителей и детей
4
Задачи
Воспитать толерантное отношение к людям
5
Приемы и методы работы
Просмотр видео, дискуссия, беседа
6
Приглашенные специалисты
Психолог
7
Ожидаемые результаты
Осознание данной проблемы
8
Что-то еще?
Памятки, список литературы для чтения
Педагогам школы понравилась такая форма работы, они отметили, что некоторые нетрадиционные формы взаимодействия с родителями вполне применимы для работы классного руководителя.