План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку – игры «Брейн-ринг»

Методическая разработка  представляет собой  план-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку – игры «Брейн-ринг»  для учащихся 4-ых классов начального звена обучения.  Цель игры - формирование интереса к изучению русского языка, совершенствование языковой подготовки младших школьников, расширение и  закрепление  у школьников знаний по русскому языку, воспитание  личностных качеств: чувства товарищества, ответственности за свои действия и знания.        Данная разработка может быть полезной учителям начальных классов и студентам - практикантам, осваивающим технологии игровой деятельности  в обучении и воспитании детей.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация


Методическая разработка представляет собой план-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку - игры «Брейн-ринг» для учащихся 4-ых классов начального звена обучения. Цель игры - формирование интереса к изучению русского языка, совершенствование языковой подготовки младших школьников, расширение и закрепление у школьников знаний по русскому языку, воспитание личностных качеств: чувства товарищества, ответственности за свои действия и знания.

Данная разработка может быть полезной учителям начальных классов и студентам - практикантам, осваивающим технологии игровой деятельности в обучении и воспитании детей.




















Содержание


  1. Введение.

  2. Основная часть: план-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для младших школьников.

  3. Список использованных источников.
























Введение

Ребенок будет тянуться к урокам,

если он найдет в них условия более

интересного и стремительного

движения своей жизни.

Ш. А. Амонашвили

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к одной из глав книги выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология»- о педагогическом значении игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский,- что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, смешливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил».

Давно доказано, что участие младших школьников в игровой деятельности способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Цель игр, проводимых на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра - это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, убедить учащихся, что русский язык не свод скучных правил, а увлекательный предмет о законах русского языка.

Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний».

В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

В начальных классах большое значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. Надо признать тот факт, что значительная часть детей на 2-3 году обучения не желает ходить в школу, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтали учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. А русский язык является самым сложным и нелюбимым предметом в школе, начиная с начального звена. Почему он дается с трудом? - Потому что дети не понимают его, на уроках - неинтересно. Чтобы исключить эту проблему, учителю нужно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности разнообразные нестандартные приемы, в частности игру как средство обучения. Это приводит и к успешному решению учебных и воспитательных задач.

Игра брейн-ринг

Тема: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»


Участники: 2 команды младших школьников 4-ых классов (учителя: Дутова М.М., Дутова С.П.).

Оборудование: класс оформлен плакатами: «Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев); использовние мультимедийного экрана для презентации; задания командам написаны на карточках; на игровых столах - листочки бумаги, ручки.

Заранее избраны капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

Ведущие и организаторы мероприятия - студенты 3 «А» курса ГБОУ СПО УСПК КК специальности «Преподавание в начальных классах» (Кобазев В., Сомер Ю., Бунина М.). Куратор: Мартынюк Л.Е.-методист колледжа.


Ход игры

1. Вступление.

1ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!

Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня - его величество русский язык.

2 ведущий:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,
если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!

3 ведущий:

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

1 ведущий:

Горького зрелость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

2 ведущий: Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» Сегодня мы проведём брейн-ринг и узнаем лучших знатоков русского языка.

3 ведущий: Итак, в сегодняшнем брейн-ринге, посвящённом русскому языку, участвуют две команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)

Победителей брейн-ринга определит наше жюри. (Представляются члены жюри: Орехова С.Н.-зам. директора по практике ГБОУ СПО УСПК КК, Бакулина Л.Н.- учитель начальных классов, зам. директора по начальным классам МОУ СОШ № 1, Колодкина Р.Н.- учитель начальных классов МОУ СОШ № 6.)

2 ведущий: Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся 1 минута.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть время для обсуждения.

(Слайд №1)

2. Конкурс «Узнай название команды».

1 ведущий: Приступаем к состязанию. Но сначала команды должны узнать своё название. Для этого вам надо из букв собрать слово.

У

М

Н

И

Ч

К

И

Команда

З

Н

А

Т

О

К

И

Команда

Команда, первой выполнившая задание, получает 2 балла, другая команда - 1 балл.

(Слайд №2)

3. Разминка.

3 ведущий: На доске записаны словарные слова, из которых «сбежали» гласные буквы. Ваша задача: вставить пропущенные гласные буквы. (Выполняют по очереди.)

1 команда: с..б..к.., п..льт.., г..р..д, ф..м..л.. .., м..л..к.., м..ш..н.., з.. ..ц, м..с..ц, ..р..ж..й, ж..лт..й.

2 команда: м..дв..дь, п..г..д.., м..р..з, д..р..г.., м..л..н.., п..м..д..р, з..в..д, ..б..д, ч..рн..й, к..п..ст…

За правильно выполненное задание - 3 балла.

(Слайд №3)

4. Конкурс «Шифровка».

1 ведущий:Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.

12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? (Эхо.)

(Слайд№4)

5. Конкурс капитанов.

  1. 2 ведущий: За одну минуту соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

стол овод

яр ода

газ марка

хор он

бор яр

За каждое правильное слово - 1 балл.

(Слайд №5)

  1. 3 ведущий: Вопросы для следующей игры капитанов команд («Кто быстрее ответит?»):

Вопросы, оценивающиеся 1 баллом: О каких знаках препинания идет речь?


- Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало -

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Воскл. Знак)


- Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу -

За то, что много знать хочу.

(воскл. Знак)


- Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие)

6. Конкурс для болельщиков.

1 ведущий: Пока капитаны выполняют задание, болельщики могут заработать баллы для своей команды.

Прочитайте слово, убрав из него лишний слог.

Сапухар, сорокловей, бериседа, вестерна, птируца, снегма, кимузыка, кольвасцо, миязык, хорма.

За каждое слово - 1 балл. (Слайд №6)

7. Конкурс «Ребусы».

2 ведущий: Назовите слово, разгадав ребус.

У

ШКА



ША

ТА

И 100 '3 я

Команда, которая быстро и правильно разгадала ребус, получает 1 балл (за каждое слово).(подушка, Наташа, история)

(Слайд №7)

8. Задание командам.

3 ведущий:

Составьте как можно больше слов, используя буквы из слова р а с п о р я д о к. За каждое слово - 1 балл. (Слайд №8)

9. Задание командам (1 СЛОВО=1 БАЛЛ)

1 ведущий:(Объясняет задание). Вставить пропущенные буквы в лепестки цветка.

Щ…ВЕЛЬ

Щ…КА

Ж…РЕБЁНОК

З…ЛЕНЕЕТ



ИМЯ

__________

Ч…ЙНИК

Ч…ЧЕЛО

Х…ЛОД

М…РОЗ



Ж…РАФ

Ш…ШКА

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ПОДЧЕРКНИ ОРФОГРАММЫ.









10. Вопросы на засыпку болельщикам.

1 ведущий: (Вопросы в 1 балл)

  1. Звуки, которые произносятся свободно, без преград? (гласные)

  2. . , : - это …. (знаки препинания)

  3. Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)

  4. Как называется слог на который падает ударение? (ударный)

  5. Какие знаки ставятся в конце предложения? (. ! ? )

  6. Какая орфограмма в слове ЗЕЛЕНЬ? (еле - ере)

  7. Какая часть речи отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ? (имя прилагательное).

  8. Назови согласные сонорные буквы? (й л н р м)

  9. Для связи слов в предложении служит? ( предлог)

  10. Сочетания ЧА - ЩА пиши с буквой (а).

(Слайд №9)

2 ведущий: (Вопросы в 1 балл)

Отгадайте загадки:

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет. (Школа)

Какая водица только для грамотного годится? (Чернила, паста)

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы)

3 ведущий: (Вопросы в 2 балла)

- Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (многоточие, тире, кавычки)

- Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё)

-Какой звук ставится в фонетической транскрипции после мягкого согласного в 1 предударном слоге на месте буквы е?

III.Подведение итогов.

- Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы, мы с вами подведём итог. Помогут в этом участники брейн-ринга.

Ученик 1. Грамматика, грамматика -

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Ученик 2. Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днём рождения не поздравишь.

Ученик 3. Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

(Музыкальная пятиминутка. Хоровое исполнение песен о школе - организатор и исполнитель Кобазев В.)

IV. Награждение победителей. Ведущий предоставляет слово членам жюри.

Вручение призов участникам и болельщикам.


Список использованной литературы


  1. Жиренко О.В., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский язык с увлечением. М., 2005.

  1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке., Л.: Просвещение, 1990.

  1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского в начальных классах. М.,2004.

  2. Марченко Е.П. Творческие уроки русского языка: Учебное пособие. - Краснодар, 2007.

  3. Мордес Е.М. «Искать, пробовать, обучать …» (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5 - 11 классы. - Волгоград, 2002.

  4. Решетникова И.В. Час занимательного русского языка// Начальная школа. - 2002. - №7.

  5. Сидорова С.А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка // Начальная школа. - 2009. - №1.

  6. Симонян Е.Р. Стихотворные упражнения на уроках русского языка // Начальная школа. - 2007. - №1.

  7. Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки // Начальная школа. - 1990. - №6.

  8. Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка // Начальная школа. - 2008. - №2.

  9. Улитина Л.А. Конкурс «Грамматический чай» к неделе русского языка. 1 - 4 классы //Начальная школа. - 2007. - №12.

  10. Шипилова В.П. Кроссворды на уроках русского языка //Начальная школа. - 2008. - №5.

















































© 2010-2022